— Они какие-то странные, честное слово…

Мы с моей бывшей студенткой, а ныне руководителем HR-департамента крупной компании, сидели в «Корчме» на Пятницкой. Речь шла о сегодняшней молодежи в бизнесе.

— Они совсем д р у г и е. Милые, веселые, позитивные инопланетяне. Заставить их работать – как кошек пасти. Отвернулся – они уже все бросили и общаются. Напрягаться не умеют и не хотят. Дать им длинную инструкцию прочитать – бесполезно, устают и отваливаются. Надо все в картинках и схемах, как рисунок аварийных выходов в самолете. Но при этом их нужно постоянно хвалить. Начинаешь ругать — увольняются, несмотря на зарплату…

 

Пока она говорила, я вспомнил историю, случившуюся накануне. Захожу в офис к своим клиентам, а там владельцу компании завтра с утра улетать на Урал. Спрашивает у одной из молодых сотрудниц: «Оля, как у меня с гостиницей? – С гостиницей? Ах, да, Сергей Валерьевич, сейчас будет!» Звонит, договаривается, заказывает. Все бы хорошо, но поручение было дано с утра, а выполнено – когда напомнили. Думаю, если б не напомнил – не было бы у клиента гостиницы наутро. И при этом – никакой растерянности или чувства вины – а что, все ж сделала, разве все не прекрасно?

Они действительно другие. И дело не в мифическом «поколении Y», отвечающем за грехи своих Х-родителей. Все гораздо проще.
Они работают так, как живут. А жизнь изменилась. Совсем. Это новая форма жизни, которой раньше не было никогда. Лайк-лайф. Жизнь в лайке. И если кому-то захочется повторить создание такой жизни на другой планете – вот рецепт ее изготовления.

Мир, создавший лайк-лайф

Мир картинок

Для начала давайте заменим мир слова миром картинки. Это просто. Это круто. Это мотивирует. Сократим школьную библиотеку до тонкой брошюры «Все произведения школьной программы в кратком изложении». Можно не читать «Войну и мир», там все написано. В конце концов все ж понятно, о чем роман: Пьер женился на Наташе, а русские победили французов. Можно не читать «Анну Каренину», и так понятно, что она сумасшедшая – но зато красивая, потому что Кира Найтли.

Нет, текст ушел из мира не весь. Он остался в подписях к комиксам, в интернет-заголовках и смс. Он стал короче, ярче, жестче. Вместо «Литературной газеты», где тест был морем, вольготно разливавшимся на десятки тысяч знаков, мы имеем новостной сайт, где текст просто поясняет, что на этом фото. Текст стал элементом картинки.

В конце концов, мы окончательно поселились в мире комиксов. Если что-то устроено не как комикс – оно не работает и не продается. К примеру, сегодня любой успешный бизнес-журнал – это комикс на тему бизнеса. Минимум текста, максимум рисунков, фото, схем, таблиц плюс «кричащие» заголовки. Иначе не купят.

Меняется ли мышление человека при переходе между мирами? Безусловно. Мы перестаем мыслить словами и начинаем мыслить картинками. Нам становится легче отражать действия и сложнее – глубинные категории смысла. Мы все больше отвечаем на вопрос «как» и все меньше на вопрос «зачем». Вторая сигнальная становится вспомогательным инструментом первой.

Мир сериалов

Комикс подразумевает продолжение. А как мы помним – сегодня то, что не комикс, не покупается. Иии?..

Телепрограмма забита сериалами. Короче, чем фильм, не так глубоко, как (может быть) фильм, зато не надо тратить время и усилия на вхождение в новый мир. Раз вошел – и живи, радуйся. Конца нет. Иллюзия бессмертия. Хотим сериала! И вот уже издатели отказываются издавать книги без продолжения. Распишите серию хотя бы книг на пять, тогда посмотрим…

Самые популярные сериалы в наше время – это электронные гаджеты. К моменту выходя в продажу ваш телефон уже устарел. Смотрите в следующих сериях! Новый айфон должен иметь внешние отличия от старого, даже если внутренних пшик: иначе как же люди поймут, что ты лузер и смотришь прошлую серию сериала, когда уже вышла новая?

Мир сериала учит нас не лезть в глубину. Мы скользим по поверхности картинок, но скользим бесконечно и с удовольствием. Жизнь превращается в череду коротких приятных событий, которую так не хочется прерывать…

Мир Матрицы

Полный и абсолютный релятивизм. Мир – это то, что мы думаем о мире. «Матрица» братьев Вачовски нанесла окончательный беспощадный удар по тем, кто думал иначе. Все, что угодно может быть чем угодно. Фильм «Игра». «Волхв» Фаулза. Нет правильного и неправильного. Каждый живет так, как хочет. У каждого свое счастье. У каждого своя вера. Свобода превыше всего. Никто никому ничего не должен. У каждого свой комикс. Отражение Матрицы – Сеть.

Простое следствие: поколение-лайк – это поколение без героев. Кумиры есть, героев нет. Герой – это тот, кто борется с тем, чего быть не должно. Здесь же все имеет право быть. В лучшем случае – это стебные герои, герои-приколы. Вино превращается в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила, Цой – в Пусси Райт.

Лайк-поколение: способ жизни

Главная фишка жизни в сети – это то, что ты не существуешь сам по себе. Если в реальном мире вот он ты, живой и теплый, можно потрогать, поцеловать, ударить – то в сети ты живешь только в изменениях своего аккаунта. Тебе все время нужно доказывать, что ты существуешь. Тебе нужно кормить сеть информацией.

Сеть питается кормом двух видов. Первый – отражения реальной жизни. Встал, умылся, почистил зубы – напиши в твиттер. Вышел на улицу – залогинься. Прошел мимо дерева – щелкни и пошли в Инстаграмм. Едешь отдыхать – предоставь фотоотчет. Как вы понимаете, ехать, для того, чтобы почувствовать, и ехать, для того, чтобы снять – две совершенно разные позиции, два совершенно разных типа жизни. Мы перестаем быть губкой, впитывающей впечатления, а становимся зеркалом, которое их отражает в сеть. Но для лайк-лайф это нормально.

Второй вид корма порождается самой сетью. Это «атомы креатива». Шутки, картинки, высказывания якобы известных людей (проверить все равно невозможно), новости, тесты, анкеты, демотиваторы. 99% такого атомарного креатива произвел не ты сам, но это не страшно. Перепост так же уважаем, как и аутентичное творчество.

Потому что главное подтверждение твоего существования – это л а й к и.

Лайки могут быть каким угодно. Словесными: «утинашакрасотулечкакакжетыхороша!» Оценками от 1 до 5. Интересно, кто-нибудь ставил в Одноклассниках что-нибудь кроме пятерок? Ну, кроме оценок счастливой сопернице? Плюсики, отогнутые большие пальцы, солнышки… Лайк – это реакция сети на то, что ты существуешь. Больше лайков – твое существование надежнее доказано. Пост без лайков – тебя нет.

Лайк-поколение на работе

Чтобы понять отношения молодежи и бизнеса, достаточно понять простую истину. Приходя на работу, они просто ничего не меняют. Они не адаптируются к компании, они просто продолжают жить, как жили. Имеют право. Каждый живет, как хочет. Другими словами, поступив на работу, они продолжают собирать лайки.

1. Они продолжают воспринимать мир, как набор картинок. Но не то что не способны, а просто не хотят читать тексты. Их мир – рисунки, схемы, мультпрезентации. Заставлять их писать документы – сизифов труд.

2. Они продолжают жить в сериальном мире. Ничего глобального. Быстрые цели. Цепочка мелких событий. «Сегодня до вечера». Поручение «создать бренд-бук» для них звучит как «авомн плобдытивср». Они не могут съесть слона, пока вы не разрезали его на бифштексы. Маленькие поручения с четкой проверкой исполнения – то, что надо.

3. Они не работают, они собирают лайки. Поэтому непохваленная работа вызывает ощущение несделанной и собственного несуществования. Руководитель, прошедший мимо и не улыбнувшийся, потерял возможность оставить лайк. Руководитель, сделавший справедливое замечание, сжёг 5 лайков из запаса, несправедливое — 15. Мало лайков в итоге – хреновая работа, надо увольняться и запоститься где-нибудь еще.

4. Игра – стиль жизни. Обучение в игре – уау! Корпоративная игра, где можно выиграть, набрав больше всех – гипермотиватор. К примеру: http://enterhr.senseagency.ru/about/id/4ef884f73d7a7d4349000000

5. Деньги для них – не мотиватор, а отражение их исходной ценности в мире лайка. Он хочет места с исходно высокой зарплатой, ибо это свидетельство его ценности как личности. А дальше он будет работать за лайки.

6. Свободный график, который так рекламируют нынешние эйчары – полная туфта. Лайк-поколение – ребята, не очень способные к самоорганизации, поэтому фраза «делай, когда удобно» не только радует, но и повышает тревожность. Им нужен не свободный, а мягкий график, возможность опаздывать, переносить и пр. И при этом – чтобы не переставали лайкать!

7. Лояльность компании – миф прошлого. Свобода дороже всего. Уйдут даже не туда, гдебольше платят, а туда, где больше лайков. Но пока не ушли – будут хвалить свою компанию. Ругать и оставаться – не для нас, это признание своей несвободы.

8. Корпоративные сети – еще один миф. Народу хватает контакта и фэйсбука, они привычнее и роднее. Лучше создаете там корпоративные группы и другие инструменты для налаживания связей.

9. Любые проявления неформальности в офисе – круто! Это подчеркивает их право на свободу и самовыражение. Вот например: http://www.novate.ru/blogs/010411/17247/

Вдогонку

И снова я сказал неправду. Нет никакого поколения-лайк. Есть новый стиль жизни, который рождается на наших глазах. И новое поколение просто впитывает этот стиль, потому что их стакан пуст, и наполняется легко. Люди постарше впитывают тоже, но медленно, потому что приходится делать «капитанский ром» — ром доливаем в стакан, полный чая.

Отсюда и брызги.

Источник — Блог «Интерпритация хаоса»

(Visited 128 times, 1 visits today)