Стили руководства: «повелитель» или «свой парень»?

Как избежать типичных ошибок при построении коммуникаций с сотрудниками, учитывая стиль руководства в компании.

Боссы, как известно, бывают разные. Одни подавляют всякую инициативу своих сотрудников, не любят советоваться с подчиненными, держа всю компанию в ежовых рукавицах. Другие, наоборот, не ставят себя выше других, легко прислушиваются к мнению работников и стараются не повышать голос даже на тех подчиненных, которых, как говорится, убить мало. Одних руководителей все уважают, других — боятся. Третьих — и не уважают, и не боятся (ну, есть босс, платит зарплату, и ладно!). Какие же психологические типы руководителей существуют? И с какими боссами лучше всего работается?

Стили руководства

Одной из наиболее распространенных теорий лидерства (или руководства) является теория лидерства К. Левина (1938 г.), которая выделяет три стиля лидерства.

1. Авторитарный стиль лидерства. Характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, преобладанием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов. По-другому его еще называют азиатским типом руководства.

2. Демократический стиль лидерства. Опирается на доверие, совместное решение проблем, информирование подчиненных, поддержку их инициативы, творчества, самодисциплину, сознательность. В литературе встречается также обозначение этого стиля как западного, или американского.

3. Либеральный стиль лидерства. Отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины в коллективе, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.

При авторитарном лидере дисциплина — одна из важнейших составляющих успеха (попробуй опоздай на работу — получишь такой разнос!). Шеф чаще всего единолично решает важные вопросы и самостоятельно подбирает персонал. Инициативу работников подавляет. Коллектив чаще всего очень дружный и сплоченный (еще бы не сплотиться, когда у всех общий страх — быть наказанными «повелителем»). В то же время наиболее свободолюбивые сотрудники в коллективе долго не выдерживают такого давления руководства и уходят на поиски свободы.

В демократическом стиле есть большие плюсы: можно посидеть вместе с директором в кафе во время обеденного перерыва и обсудить трудовые проблемы. Можно высказать свои мысли по поводу нового проекта, зная, что он тебя выслушает да еще и похвалит. Можно даже немного опоздать на работу, никто не будет ругать из-за такой мелочи. Демократ не станет кричать на подчиненного или приказывать строгим тоном сделать то-то и то-то. Скорее всего, он попросит выполнить какую-то работу.Такой стиль руководства придется по нраву «свободным художникам», не терпящим давления над своей личностью. Но будет ли счастлив сам босс в созданной им атмосфере? Возможно, но не всегда. Зато если все его работники — сплошь дисциплинированные и ответственные люди, то успех компании обеспечен!

У босса-либерала вообще не понятно, кто из подчиненных работает, а кто пошел в магазин. Весь коллектив невозможно собрать на летучку, а сотрудников — заставить исполнять приказы. Для того чтобы сотрудники начали работать, ему их надо долго упрашивать. Руководитель порой боится общаться с подчиненными. Живет такая компания только за счет самого босса, и то, если он трудоголик. Как правило, при таком стиле руководства отсутствует делегирование полномочий, шефу приходится все делать самому. Хорошо, если есть в коллективе хотя бы один человек, помогающий ему. Иначе фирма прикажет всем долго жить.

Харизма

Этому загадочному понятию был посвящен мастер-класс самого известного в России специалиста по лидерству Радислава Гандапаса, который состоялся в июле в Благовещенске. Оказывается, что харизма, по словам специалиста, не бывает врожденной. Ее можно «приручить». Вообще же это понятие многогранно. В него входит как внешний имидж, так и внутреннее состояние человека. Для возникновения харизматического эффекта на людей необходимы три составляющие: собственно личность, публика и подходящие обстоятельства, ситуация. Человек, обладающий харизмой для одних людей, может не произвести такого впечатления на других или в другой ситуации.

Но если лидер компании ко всем своим прочим заслугам имеет харизму, за ним работники пойдут и в огонь, и в воду.

Шесть правил

Независимо от типа руководства компанией существуют незыблемые правила, без которых даже самый лучший лидер запутается и не увидит результата труда работников. Вот эти правила:

1. Планирование деятельности предприятия. Помните советский госплан и знаменитые пятилетки? А плановые отделы в каждой организации? Отказавшись в 90-х от опостылевшего прошлого, современные компании опять пришли к планированию.

2. Делегирование полномочий. Даже самому умному и работоспособному лидеру нельзя тащить всю компанию на себе. Во-первых, это тяжело, во-вторых, надо доверять людям, в-третьих, давать возможность и другим проявить себя. Компания от этого только выиграет.

3. Обучение. Необходимо постоянно обучаться и направлять на обучение других. Имеется в виду не только обучение каждого по его профессии или тренинги по продажам. Это и получение общих знаний по отрасли, это и психологические тренинги о том, как вести себя в коллективе, общаться с клиентами, как стать успешными и даже как привлечь деньги. Заразившись после такого тренинга идеей обогащения, сотрудник начнет работать втрое лучше!

4. Создание микроклимата в коллективе. Это одна из самых сложных миссий. Сплотить коллектив можно общими идеями и корпоративными мероприятиями, включающими учебу, совместный отдых, командообразующие занятия.

5. Поощрение и наказание. Для мотивации сотрудников к труду можно и нужно применять стимулирование: и денежное, и моральное. Высокие премии или недорогие подарки в зависимости от уровня успехов сотрудников. За первое нарушение подчиненного можно и простить, а за повторное уже надо наказывать. Как — решать руководителю.

6. Поддерживать свой авторитет. Это необходимо каждому руководителю независимо от стиля руководства. Не допускать панибратства, сплетен, выпадов в свой адрес. Прислушиваться к мнению подчиненных, помогать им в трудную минуту, но и не забывать держать дистанцию.

Источник: «Сайт 2×2.su» /http://2×2.su/job/article/boss-povelitel—ili-svoy-paren-26082.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *