Новости — первое, что видит читатель в газете или на сайте компании. Поэтому важно выносить в заголовки таких текстов самую суть события. Когда я начинал работать в новостных СМИ, тяжелее всего было придумывать заголовки к информационным сообщениям. Со временем стало получаться всё лучше, и я уложил опыт в систему, которая одинаково хорошо работает, и для корпоративных новостей, и для информагентств.

Показать маме

Вообще, базовое правило журналистики — заголовок должен отражать смысл текста. Но и на корпоративных ресурсах, и в СМИ это правило иногда соблюдают формально: один и тот же заголовок можно смело подставлять к разным текстам и ничего не изменится. Появляются свои штампы.

 

Сайты ФГУП «Объединенная дирекция заповедников Таймыра», Научная Россия, PulseParty.Ru, Артель МИИТ

Такие заголовки пришли к нам из советского прошлого. Тогда это было модно.

«Правда» 1937-04-29 № 118 (7084) 

Эти заголовки не только не запоминаются, но к тому же из них непонятно, о чем текст. Чтобы такого не было, тестируйте заголовок — на коллегах или маме.
Пусть попробуют по заголовку догадаться, про что материал.

Хороший заголовок нельзя приклеить к другой новости.

Выделить главное сообщение

Чтобы вынести в заголовок суть события, надо найти главную мысль. Чтобы это получалось быстро, придется тренироваться. Студентам журфака в университете я предлагал делать упражнение, которое помогает отбрасывать детали и сосредоточиться на главном.

Возьмите пять любых книг, фильмов или сказок с понятным сюжетом и попытайтесь одним предложением рассказать, фабулу произведения. Причем так, чтобы человек сразу понял, о чем там речь, даже если до этого был не в теме.

  • «Хоббит» — Хоббит Бильбо Бэггинс вместе с волшебником Гэндальфом и гномами отправляется в путешествие, чтобы прогнать дракона из города внутри горы.
  • «Колобок» — Колобок убегает от деда с бабкой, спасается от разных зверей, но в конце его съедает лиса.
  • «Титаник» — Простой парень Джек и девушка из богатой семьи Роза заводят роман во время плавания на «Титанике», но корабль тонет и Джек погибает.

Понятно, что по пути мы выбросили кучу подробностей — в истории с Бильбо есть множество захватывающих приключений, Колобка лиса одолевает не просто так, а хитростью с песенкой, в «Титанике» стержнем сюжета является драгоценный камень.

Но даже одним предложением можно рассказать всю фабулу и наспойлерить так, что мало не покажется.

Если вытащить суть новости с первого раза не получается, попробуйте такую хитрость. Начните мысль с фразы «Новость заключается в том, что…» — все оказавшееся после слова «что» и будет вашим прекрасным заголовком.

Эта схема всегда работает на сто процентов. Короли заголовков — федеральные информагентства. Зайдите на РИА «Новости», Тасс, у них с этим делом все очень хорошо.

Тренироваться выделять главную мысль можно на фильмах и книгах.

Не потерять глагол

Подлежащее в новостных заголовках не теряется почти никогда, а вот глагольное сказуемое постоянно. Что происходит в этом случае?

Читатель не видит действия, не понимает что произошло, в чем собственно новость.

Обратите внимание, что лид у новости с картинки вполне себе информативный — с подлежащим и глагольным сказуемым. Листая ленту новостей, больше информации дает такой заголовок: Подопечные Благотворительного фонда имени Н.М. Бурдюгова посетили «Синема Парк Бар» в ТРЦ Волгодонска.

Глагол помогает сделать заголовок новостным.

Не все глаголы одинаково полезны

Среди глаголов есть пара предателей, который прокрадываются в заголовок и новость перестает быть новой.

Глагол в настоящем времени заставляет думать о том, что событие уже происходит какое-то время, а значит не является новым, а сама новость — новостью:

Роскосмос запускает грузовик нового поколения к МКС

Трамп обвиняет Обаму в потакании мигрантам

ЮАР присоединяется к «Большой восьмерке»

Роскосмос вот-вот запустит, уже запустил или запустит через четыре года? Или, может, запускал как раз в тот момент, когда автор писал новость?

Трамп «обвиняет» постоянно или обвинил только что?

ЮАР «присоединяется» прямо сейчас или только решил присоединиться?

Степень новизны события, а следовательно и важность его потерялась. Сравните, как меняется смысл, если избавиться от настоящего времени:

Роскосмос запустит грузовик нового поколения к МКС

Трамп обвинил Обаму в потакании мигрантам

ЮАР присоединилась к «Большой восьмерке»

Читатель ничего не пропустил, он в курсе, что Роскосмос только пообещал, Трамп уже обвинил, и ЮАР уже присоединилась.

Но самый большой предатель из глаголов настоящего времени — «продолжается»

Брянская газета «Знамя»

Портал новостроек «СтройОбзор»

Получается, что дороги и дом строили позавчера, вчера, строят сегодня и будут так же строить завтра. А если ничего не изменилось, то в чем новость?
Хотя внутри текста с новизной всё в порядке. Если поменять время глагола на прошедшее и добавить подробности из текста, получим хороший новостной заголовок «В Брянской области отремонтировали 8,2 тыс. кв. м дорог» и «Компания «Жилстрой-2» приступила к отделке фасада и монтажу проводки и отопления в ЖК «Виктория».

Глагол «может» — еще один антигерой новостных заголовков: власти могут что-то поменять, увеличить, снизить; компания выпустить новый продукт, построить еще одно предприятие; бизнесмен инвестировать в какой-то проект.

Государство может увеличить страховку по вкладам граждан

Новые меры правительства могут ускорить инфляцию

В Кировской области могут построить завод по производству ДСП

Что это значит? Могут дать выходной, а могут и не дать. Могут построить, а могут и нет. Могут увеличить страховку, а могут и не увеличить… Получается, новости как бы и нет.

Если неправильно подобрать сказуемое — новость перестанет быть новостью.

Короткий вывод

Чтобы быстро придумать заголовок к новости, надо выделить основную мысль. Проще всего это сделать, если мысленно продолжить фразу: «Новость заключается в том, что…». Главное — не забыть про глагол.

Автор публикации — Сергей Антонов

Источник публикации — сайт НЕПИШИ

Хотите узнать другие секреты работы с текстом и заголовками? Попрактиковаться с инфостилем и освоить новые жанры? Тогда вам на курс «Контент-менеджмент»! 

(Visited 1 262 times, 1 visits today)