Еще несколько лет назад использование социальных сетей на рабочем месте российские работодатели считали абсолютным злом.

Ситуация в обеспокоенных безопасностью компаниях IT-компаниях доходила до абсурда – с точки зрения стороннего наблюдателя, конечно.

Очевидно, айтишники первыми поняли, чем, помимо идеального убийства рабочего времени, опасны социальные сети.

Сегодня доступ к соц.сетям запрещен в 34% российских компаний, а к микроблогам – в 29%. Эти данные приведены в исследовании агентства Ipsos для Microsoft.

Запрет на использование соцсетей на работе побуждает сотрудников использовать соцсети втайне от руководства и даже тратить на это собственные средства, говорится в исследовании.

 

При этом ни у руководителей, ни у сотрудников нет сомнений в эффективности и удобстве соцсетей как средства коммуникации и инструмента совместной работы. По данным IPSOS 40% работников компаний полагают, что социальные сервисы будут способствовать более эффективному взаимодействию с коллегами. Проблема лишь в том, как сделать коммуникацию прозрачной и эффективной для работодателя.

Следуя принципу «не можешь остановить – возглавь», мировой бизнес активно внедряет корпоративные социальные сети – КСС. В данном случае речь идет не просто о средствах онлайн-общения, а полноценной многофункциональной платформе внутренних коммуникаций, включающей средства для взаимодействия рабочих групп, онлайн-работу с документами, корпоративное хранилище файлов, поисковик, системы рейтингов и другие новшества. Словом, максимальный набор инструментов для того, чтобы сделать работу современного офиса лёгкой и эффективной, вовлечь сотрудников в бизнес-процессы и мотивировать их на достижение результатов. Таким образом, корпоративные соцсети логично развивают тренд, который задают «большие парни» – Google, Facebook, и т.д. А китам индустрии в конечном счете требования диктуют пользователи, которые уже протащили социальные сети через фильтр консьюмеризации.

Итак, по данным Gartner, в США каждая вторая компания пользуется корпоративными соцсетями. В России КСС тоже набирают популярность, хотя и не столь высокими темпами. Традиция медленно запрягать в данном случае не идет на пользу бизнесу. Российские компании скептически относятся к новшествам и боятся открытости коммуникаций – «у нас солидное учреждение, мы слишком консервативны для лайков и фоточек». Самое распространенное опасение: «После внедрения КСС заполонят котики и остановят весь рабочий процесс!». В российских компаниях-пользователях КСС развлекательный контент поможет привлечению пользователей на первых порах, но по ходу работы котики уходят далеко на второй план. В корпоративной сети все на виду, и каждый хочет закрепить свой авторитет в коллективе, показать себя с лучшей стороны.

Тем не менее, директора традиционно осторожны: «Покажите нам успешный кейс в крупной известной компании, и мы подумаем, нужна ли нам КСС».

И в России уже есть с кого брать пример — «Розничная сеть МТС», Nvision Group, СТС Медиа, Лето Банк, Яндекс, Yota и многие другие уже используют корпоративные социальные сети. Кроме того, следующим серьезным препятствием на пути внедрения КСС, согласно данным Ipsos, являются IT- и HR-директора. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на данные Ipsos — 43% респондентов отметили, что в их компаниях преимущества социальных сервисов недооценены. Причина медлительности топ-менеджмента – недостаток информации, «что это такое и с чем его едят?», и будем честны, некоторая косность. Если говорить об IT-отделах и компаниях, то любой отраслевой специалист с лету перечислит все риски, возникающие при внедрении КСС, но выгоды будут для него менее очевидны. А вот IT- компаниям КСС прямо-таки рекомендованы в первую очередь. В силу склада характера IT-специалисты, прежде всего – разработчики, в целом менее социализированы. Например, в одной очень успешной российской IT-компании сотрудники и руководство по сей день общаются исключительно посредством электронных писем. Личная встреча, разговор с глазу на глаз – экстраординарное событие. Президента компании некоторые сотрудники видят в лучшем случае два раза в год: в день рождения компании и на новогоднем корпоративе. То есть, КСС, будь она внедрена в этой компании, дала бы, помимо увеличения скорости обмена информацией, еще и необходимое сотрудникам чувство защищенности, приватности, и одновременно – чувство сопричастности и поддержки коллег.

Оставив за скобками классические болезни импортных продуктов IBM, Jive, Yammer при выходе на локальные рынки (негибкость в удовлетворении специфических требований заказчиков, высокая стоимость, проблемы с локализацией и поддержкой), посмотрим на российский рынок. Здесь есть собственные, оригинальные продукты – например, DaOffice, Bitrix24, «Пряники». Любой из них имеет свою специфику, будь то вовлечение сотрудников, работа с документами, геймификация, и т.п. Таким образом, каждый игрок выступает в собственной нише, и эта сегментация возникла не на пустом месте – рынок в России есть, и он достаточно большой. Кроме того, специализация КСС опять же укладывается в общемировые тренды социальных сетей: система мотивации пользователей, повышение вовлечённости, создание групп «под проект»
, управление идеями и инновациями, краудсорсинг, и т.п. Но, в конечном счете, любые представленные на этом рынке продукты служат для того, чтобы «дать цифру» управленцам: посчитать время, усилия, динамику отношений сотрудников компании. И апофеоз действа – определение KPI.

Что касается KPI по проекту «Внедрение КСС», то есть на российском рынке и отличники: как правило, это компании-флагманы своих сегментов рынка и адепты высоких технологий (телеком, банковский сектор, розничные сети). Но будет обидно, если в очередной раз российские директора решат, что дешевле держать, не пущать и отлавливать по углам нерадивых сотрудников. А если попробовать КСС? А вдруг понравится?

Андрей Данкевич, Директор по маркетингу DaOffice

Источник — http://ibusiness.ru

(Visited 103 times, 1 visits today)