Социальное волонтерство – не единичная инициатива, а неотъемлемая часть корпоративной культуры и стратегии устойчивого развития организации. С каждым днем данная практика приобретает все большую популярность среди российских и мировых компаний, стимулируя сотрудников работать на благо общества.

Корпоративное добровольчество (волонтерство) – это участие работников компании в реализации социальных проектов на добровольной основе.

С развитием КСО компании начали все больше внимания уделять вопросам корпоративного волонтерства с целью развития регионов своего присутствия, повышения сплоченности коллектива и достижения целей в бизнесе. По некоторым данным, более 90 % организаций, составляющих список международных лидеров Fortune 500, внедрили в свою стратегию практику корпоративного волонтерства. Причиной этому стали:

рост ценности акций компании;
увеличение чистой прибыли и производительности труда;
формирование корпоративно культуры.
Корпоративное волонтерство позволяет решить многочисленные стратегические задачи и вывести организацию на качественно новый уровень развития.

К сожалению, многие российские эксперты полагают, что вопросы корпоративного волонтерства не заслуживают значительного внимания и не отражаются на итоговых результатах компании. Но стремление развивать данную практику сводится к все более частому обращению российских компаний за консультациями в профильные структуры. Каким образом корпоративное волонтерство в России реализуется на практике смотрите в материале «Возникновение корпоративного волонтерства как перспективного социального партнерства в России».

Основные модели корпоративного волонтерства

Партнерская модель

Сотрудники компании участвуют в добровольческой деятельности партнеров из общественных организаций, НКО, Партнерская модель БФ, социальных служб и т. д. Данная модель эффективна в случае, если компания заключила договоренности с НКО, основанные на партнерстве, опираясь на профессиональные навыки друг друга.

Уникальная корпоративная модель

Корпорация разрабатывает собственную модель добровольческой деятельности. Свойственна крупным корпорациям.

Индивидуальная добровольческая деятельность

Довольно редко встречается, но может стать основой для добровольческой корпоративной модели. Корпорация поощряет персональные усилия и личные инициативы сотрудников в добровольческой работе.

Как разработать программу корпоративного волонтерства?

Выявить предпосылки для осуществления программы корпоративного волонтерства.

Основные задачи:

— получить информацию о действующих инициативах со стороны сотрудников;

— определить предпочтения сотрудников.

Методы реализации:

— анкетирование;

— анализ действующих акций и проектов;

— интервью с активистами.

Непосредственная разработка программы.

Основные задачи:

— подготовка программы с учетом интересов, запросов и основных подходов работников организации.

Методы реализации:

— проведение «мозговых штурмов»;

— консультации с профессионалами.

Выбор проектов и партнеров для реализации корпоративной волонтерской программы.

Основные задачи:

— выставление приоритетов и дальнейший выбор акций или проектов.

Методы реализации:

— изучение действующих благотворительных проектов и инициатив для выявления соответствия основным принципам программы корпоративного волонтерства;

— «мозговые штурмы» среди специалистов НКО и представителей компании.

Обучение сотрудников основным принципам волонтерства.

Основные задачи:

— подготовка людей к началу волонтерской деятельности.

Методы реализации:

— проведение семинаров и тренингов;

— ознакомление с базовыми правилами участия в волонтерских инициативах;

— приобретение сотрудниками требуемых компетенций и навыков.

Прямое участие в мероприятиях, проводимых в рамках программы корпоративного волонтерства.

Что говорят исследования?

В 2009-2011 годах Кенн Аллен, представитель Глобального совета по корпоративному волонтерству, объединяющего в сеть более 30 компаний, представил результаты мирового исследования корпоративного волонтерства.

volonter1

Основная цель исследования, инициированного Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE), — теоретическое понимание данного термина, а также подробное изучение действующих мировых практик, помогающим организациям улучшить эффективность своей работы.

Исследователь выделил 4 основные модели социального волонтерства:

1) Модель, ориентированная на бизнес – инструмент, улучшающий имидж компании и развитие ее бренда, тем самым повышая стоимость организации.

2) Модель социальных услуг – помощь пожилым людям, малообеспеченным слоям населения, сиротам, инвалидам и др.

3) Модель социального развития – устранение социальных проблем, улучшение общественной ситуации, активное развитие местных сообществ и территорий.

4) Модель развития человеческого потенциала – желание воспитать заинтересованных, вовлеченных и просто активных людей.

Исследование приводит ряд преимуществ практики социального волонтерства:

Для общества:

— поддержка профессионалов и талантов;

— развитие местных территорий;

— помощь социально незащищенным слоям населения;

— источник развития гражданской активности.

Для организаций:

— улучшение имиджа;

— налаживание связей с партнерами и обществом;

— создание психологического микроклимата среди сотрудников;

— развитие лояльности сотрудников по отношению к компании;

— развитие корпоративной культуры;

Для работников:

— развитие сетей социальных связей;

— знакомства с новыми людьми;

— развитие новых навыков и совершенствование уже существующих;

— избавление от ежедневной рутины;

— развитие моральных качеств.

В 2011-2012 подобное исследование было проведено уже в России. В работе российских исследователей основное внимание уделяется социальному облику корпоративных добровольцев и их мотивации. Результаты данного исследования были представлены Ириной Краснопольской, директором Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, на семинаре Центра в ВШЭ 24 апреля 2012 года.

volonter2

Основные выводы исследования:

  1. Корпоративное волонтерство в России начало развиваться около 10 лет назад, но приобрело более активную форму только за последние несколько лет.
  2. Зачастую корпоративное волонтерство является частью общей стратегии КСО и бизнес-стратегии компании.
  3. 68% организаций оформили стратегию корпоративного волонтерства документально, несмотря на то, что ряд мероприятий организовывается по инициативе сотрудников.
  4. Большая часть программ нацелена на помощь детям и семье, охрану окружающей среды, здоровый образ жизни и поддержку здоровья.
  5. Основные благополучатели таких программ – нуждающиеся, а также государственные и муниципальные учреждения (больницы, дома престарелых, детские дома и пр.).
  6. 70% опрошенных организаций ведут точный учет сотрудников, принимающих участие в программах, количества мероприятий, потраченного времени, а также финансовых расходов.
  7. Основная сложность при реализации программ – психологическая неподготовленность людей к общению с инвалидами, посещению детских домов, больниц.

Центр развития филантропии «Сопричастность» представил исследование «Развитие корпоративного волонтерства как перспективного направления социального партнерства в России», проведенное в рамках гранта Института общественного проектирования. Корпоративное волонтерство в исследовании рассматривается в качестве явления, приносящую пользу всем потенциальным партнерам. В работе уделяется внимание вопросам взаимодействия компаний с органами власти, НКО, местными сообществами, а также мотивации участников волонтерских программ.

Помимо преимуществ практик корпоративного волонтерства, в исследовании также приводится ряд возможных издержек и нерешенных проблем:

volonter3

Стоит упомянуть и о ежегодно проводимом рэнкинге «Лидеры корпоративной благотворительности», организованном газетой «Ведомости» и организацией «Форум доноров». В исследовании отмечается, что с каждым днем все больше компаний начинают увязывать темы социальной работы с общей стратегией развития (среднее количество тем в одной организации – от 5 до 8). Также в работе выделяются основные направления корпоративного волонтерства в России:

volonter4

Как видите, корпоративное волонтерство является весомым инструментом создания устойчивых отношений с местными сообществами, а также поддержания социальной активности организации. В России данная практика находится на стадии развития. Дальнейший ее прогресс будет зависеть от успеха реализуемых проектов, качества информирования в СМИ и поддержки государства.

Источник — http://csrjournal.com/socialnoe-volonterstvo-v-rossii

 

(Visited 140 times, 1 visits today)