Российский бизнес в борьбе за лояльность персонала расширяет арсенал PR-инструментов. Дополнительными агентами влияния на сотрудников становятся их семьи. Вечеринки с женами-мужьями и конкурсы детского рисунка служат превентивной мерой, которая в будущем, когда на рынке труда остро проявятся последствия демографической ямы 90-х гг., не позволит компаниям остаться у разбитого кадрового корыта.

Автомобильный магнат Генри Форд был известен многими чудачествами. Одним из них считались «социальные премии», которые он выплачивал своим рабочим за то, что те вели трезвый образ жизни и тратили всю зарплату на содержание семьи. Сотрудники социального отдела «Форд Мотор Компани» с блокнотом и карандашом в руках обходили семьи рабочих, интересовались их жизнью, помогали с оформлением кредитов на покупку автомобилей и домов и даже лечили. Ежегодно Форд выделял на эти цели $10 млн. Им руководил прагматичный расчет: он понимал, что, ощущая заботу компании о своей семье, работник сделает все, чтобы не лишиться места.

Теми же соображениями руководст­вуются с недавнего времени и россий­ские бизнесмены. Не только в столичных, но и в региональных компаниях вовсю внедряются новые элементы нематериального стимулирования — мотивационные программы и корпоративные мероприятия с участием членов семей сотрудников. По результатам исследования агентства «Кадровые технологии», проведенного в конце 2006 г. среди екатеринбургских предприятий, так называемые детские программы (творческие конкурсы, подарки, поощрение отличников учебы, экс­курсии на предприятие, оплата детсада и т. д.) сегодня имеют самый высокий индекс распространенности и популярности. Это означает, что такие мероприятия в том или ином виде в практике работодателей встречаются чаще остальных элементов нематериального стимулирования и пользуются наибольшей популярностью среди сотрудников. Позади остаются оплата сотовой связи, медицинская страховка, компенсация транспортных расходов и даже внутрикорпоративные праздники (см. «Статистику» на стр. 51).

Столь неожиданно выявленный в статистике всплеск семейного PR отчасти объясним. В расчет брались в том числе и те предприятия, где традиция дарить детям подарки на Новый год сохранилась еще с советских времен. «Необходимо помнить, что в исследовании участвовали не только менеджеры по персоналу, но и обычные работники, а здесь уже сказывается их информированность, а также актуальность и доступность для них корпоративных программ, — поясняет Галина веричева, директор по развитию компании «Кадровые технологии». — Но совершенно точно можно сказать — региональные компании проявляют неподдельный интерес к семьям своих сотрудников».

В семьи сотрудников компании толкает дефицит на рынке труда

Как отмечают опрошенные «ДК» специалисты, вовлечение семей работников в корпоративную жизнь — отнюдь не модное увлечение и не проявление советских традиций. Поводов, заставляющих предприятия осознанно возрождать подзабытый опыт экскурсий на производство, дет­ских конкурсов и семейных спортивных состязаний, несколько.

В профессиональной среде пиарщиков повышенную семейственность компаний объясняют более профессиональным подходом к связям с общественностью. По словам Радислава Гандапаса, московского бизнес-тренера и известного российского специалиста в области PR, в теории члены семей всегда считались одним из видов так называемой внешней общественности — наряду с клиентами, органами власти и СМИ: «В том, что российские предприятия в своем PR-посыле наконец-то обратили внимание на эту группу, я вижу проявление зрелости Public Relations».

Второй фактор вовлечения родственни­ков в сферу корпоративного PR выглядит несколько парадоксальным: при крахе института семьи сама ее значимость для современного человека возросла. По данным опроса, проведенного «Левада-центром» в мае 2006 г., 44% россиян считают самым важным в жизни создать семью и родить детей, в то время как карьеру и хорошую работу во главу угла ставят 39% опрошенных. Роль семьи выросла и в принятии решений относительно карьеры. «В 90-е гг. российских работодателей очень удивляло, когда на заманчивое предложение о работе западный специалист отвечал: «Мне надо посоветоваться с семьей». Его российских коллег такая позиция очень смешила: «Какая семья?! О чем советоваться?! Соглашайся, пока предлагают!» — вспоминает Марк Кукушкин, генеральный директор московской компании «Тренинг-Бутик». — Сегодня и для России настал момент, когда решение — устраиваться ли на работу — становится предметом обсуждения на семейном совете». Понимание этого фактора, как считает г-н Ку­кушкин, и заставляет компании искать инструменты воздействия не только на сотрудников, но и на их семьи.

Однако самая главная причина пристального внимания компаний к делам семейным — дефицит квалифицированных кадров. Он подталкивает предприятия не только самим выращивать нужных работников, но и создавать специальные программы лояльности, направленные на удержание сотрудников. Семьи в этом случае становятся дополнительным агентом влияния. «Тот климат, те настроения, которые царят дома в отношении фирмы, где трудится один из членов семьи, во многом определяют, насколько сам работник лоялен в отношении этой компании, — объясняет Радислав Гандапас. — Глава семейства может быть убежден, что он делает правильное дело и ему адекватно платят, но если в этом не убеждены жена и дети, если они постоянно пилят его, дескать, он пропадает на работе сутками, а начальство привыкло и уже воду на нем возит, все усилия фирмы, направленные на формирование лояльности этого сотрудника, будут потрачены впустую».

Семейные PR-мероприятия — из числа весьма недорогих ресурсов нематериального стимулирования. Будучи одними из самых распространенных в компаниях, они имеют при этом довольно скромные доли в общей структуре затрат. Согласно все тому же исследованию «Кадровых технологий», на детские программы предприятия тратят в среднем всего 0,15% от фонда оплаты труда (ФОТ) или 1,5% от доли совокупных затрат на все виды мотивационных программ. Для сравнения: на корпоративные мероприятия приходится 16,8%, на обучение сотрудников — 13%, на страхование — 14,5% (см. «Статистику» на стр. 52). «Всевозможные конкурсы рисунков, праздничные подарки и экскурсии для детей — это, как правило, скромные бюджеты. А более серьезные программы, касающиеся, например, организации детского отдыха, обычно оплачиваются из профсоюзной кассы, если она есть. Мотивационный эффект таких мероприятий достаточно высок», — комментирует Галина Веричева.

На курсе «Очная школа внутреннего коммуникатора» мы рассказываем про мотивацию сотрудников. И почему она так важна. Ведь мотивация — это не только про деньги. Это нечто большее. Присоединяйтесь к обучению!

Ненормированный рабочий день сотрудника — повод заняться его семьей

Эксперты выделяют две категории компаний, для которых семейный PR особенно актуален. Во-первых, это предприятия, где используется тяжелый физический труд или имеется опасное производство. Вторая «группа риска» — компании, в которых ненормированный рабочий день не просто обычная практика, а производственная необходимость. В эту категорию легко попадает большая часть российских фирм — от рекламных агентств и предприятий торговли до банков и учебно-консультационных центров. «Чтобы сотрудник, проводящий много времени на работе, не испытывал чувство вины перед близкими, работодатель с помощью корпоративных программ должен демонстрировать заботу о семье, а семьям давать понять, что их терпение ценится», — объясняет Лилия Патрушева, директор департамента по управлению персоналом УК «Сталепромышленная компания».

Помимо очевидного плюса семейного PR — повышения лояльности сотрудника — есть и другие результаты. Как отмечает Марк Кукушкин, пристальное внимание к семьям сотрудников позволяет вовлечь большее число людей в круг приверженцев компании, создать ее позитивный имидж на рынке, в том числе на рынке труда. По мнению Радислава Гандапаса, из такого имиджа можно извлечь и дополнительную прибыль: «В компаниях, где активно ведется PR-работа с персоналом и семьями сотрудников, зарплата обычно бывает несколько ниже среднерыночной, но при этом пул потенциальных работников много шире, чем у других предприятий». Однако другие эксперты скептически относятся к такому способу извлечения прибыли, отмечая, что это осуществимо исключительно в малых компаниях и только на короткий срок, поскольку зарплата по-прежнему остается основным мотивирующим фактором при устройстве на работу.

Трудовые династии теряют актуальность

Еще одна задача, которую призваны решать детские мероприятия и семейные праздники в компании, — формирование трудовых династий. К примеру, на Синарском трубном заводе (СинТЗ), одном из старейших предприятий Каменска-Уральского, создана и внедрена специальная комплексная программа по работе с персоналом, в числе целей которой — популяризация преемственности поколений. По словам Михаила ­Астахова, директора по управлению персоналом СинТЗ, на заводе сейчас трудится около 60 трудовых династий.

Но, как полагают остальные эксперты, вопреки советскому опыту современный корпоративный PR в деле формирования трудовых династий обычно неэффективен. «Очень многие профессии в бизнесе сейчас скорострельные, — считает Радислав Гандапас. — Возьмите менеджера по продажам или специалиста по связям с общественностью — ну о какой династии может идти речь? Династии сохранились только на градообразующих предприятиях, но они нередко вынужденные, так как обычно это единственное место, где можно получить более-менее приличную зар­плату и нормальный соцпакет. Именно заработок играет ключевую роль в создании династии, а вовсе не конкурсы детских рисунков или дни открытых дверей».

С тем, что династии возвращаются как культурный тренд, не согласен и Марк Кукушкин: «Скорее это та карта, которую бы компании хотели вложить в мотивационную колоду как дополнительный фактор воспитания и удержания сотрудников, но получается это у единиц». Г-н Кукушкин рассказывает о другом варианте семейст­венности, воплощенном в свое время «Норильским никелем». Заинтересованная в омоложении коллектива на градообразующих предприятиях, компания предложила сотрудникам пенсионного возраста добровольно уйти с работы. За это им предоставлялась привилегия — привести на свое место преемника из числа родных и близких. «Получился этакий модифицированный вариант династии», — замечает Марк Кукушкин.

Активный «семейный» PR нужен не всем

Как прогнозируют специалисты, из-за демографической ямы 90-х гг. дефицит на рынке труда через несколько лет станет еще острее, поэтому целенаправленно вовлекать семьи сотрудников в корпоративную жизнь будут все больше компаний. «Сегодня в топ-менеджменте, особенно среди мужчин, считается нормой менять работу каждые три-четыре года, — комментирует Радислав Гандапас. — Но работодатель не заинтересован в таком перемещении сотрудников, поэтому компании будут всеми силами стремиться удержать их, в том числе и за счет формирования лояльности через семью».

Однако эксперты считают, что массовой эта тенденция не станет. Далеко не все HR-специалисты приветствуют такую PR-политику, считая, что вовлечение членов семей в жизнь компании размывает корпоративную целостность. «Типичны примеры, когда сотрудник, выезжая на корпоративное мероприятие с семьей, проводит основное время с ней, а не с товарищами «по оружию». Или когда муж и жена работают на конкурирующих предприятиях — тогда уже «семейный» PR будет как минимум нецелесообразен, как максимум — может нанести вред компании», — рассказывает Марк Кукушкин. Поэтому, по его словам, параллельно с усиливающейся первой тенденцией будет существовать и обратная позиция — «мы хотим единства людей в фирме, а где и с кем сотрудники проводят время вне работы — не так важно».

А Радислав Гандапас добавляет, что интерес компаний к семьям сотрудников будет сдерживать экономическая целесообразность: «Если работодатель осознает, какие задачи должен решить PR, направленный на семьи сотрудников, если поймет, что в отдаленной перспективе эти затраты окупятся сторицей, он на это пойдет». В противном случае, считает г-н Гандапас, детские праздники и семейные вечеринки станут лишь увлечением, данью моде, благотворительным жестом, но никак не эффективным инструментом формирования лояльности сотрудников.

Нематериальное стимулирование сотрудников — все элементы мотивационной системы компаний, напрямую не связанные с результатами труда и не гарантированные государством (т. е. все, кроме зарплаты и социальных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ).

мнение

От экскурсий на производство мы перешли к активным семейным праздникам
Михаил Астахов
директор по управлению персоналом ОАО «Синарский трубный завод»:
— Сегодня на заводе трудится почти 12 тыс. человек, треть из них — молодежь. Мы много внимания уделяем организации досуга трубников и их семей. Цель — закрепление кадров на предприятии. Почти всегда жены или дети сотрудников, а иногда даже бабушки и дедушки, становятся участниками заводских конкурсов, выставок и спартакиад.
Было время, когда мы широко практиковали экскурсии школьников в заводской музей и в цеха предприятия. Сейчас в большей степени используем активные формы, направленные на совместное участие в мероприятиях родителей и детей: конкурсы «Папа, мама, я — спортивная семья», «Самый лучший папа», «Молодая семья металлургов», «Мистер и Мисс СинТЗ», «Песня года», завод­ской фестиваль команд КВН. Я не говорю о традиционных заводских эстафетах на приз газеты «Синарский трубник», в которых обычно участвуют и родители, и дети-старшеклассники, и студенты. В День знаний мы проводим праздник для первоклашек, чьи родители трудятся на Синарском трубном заводе, и обязательно дарим подарки. В канун 8 Марта подводим итоги конкурса рисунков «Моя мама — самая лучшая». Заботясь о здоровье и досуге трубников и их семей, мы получаем взамен ответственное и заинтересованное отношение людей к своему делу.

мнение

Дети наших сотрудников участвовали в создании календаря банка
Геннадий Изевлин
начальник управления по работе с персоналом УБРиР:
— Управление по работе с персоналом Уральского Банка Реконструкции и Развития (УБРиР) проводит множество проектов, направленных на членов семей сотрудников. Ежегодно 12 июня банк устраивает большой семейный праздник на стадионе РТИ, в рамках которого проходят командные спортивные соревнования и конкурсы для детей, к примеру конкурс детских рисунков «Где работает мой папа». Детям помимо новогодних презентов мы дарим книгу сказок, выпущенную при спонсорской поддержке банка. Один из последних проектов — календарь УБРиР на 2007 г., направленный на продвижение общечеловеческих ценностей, и новогодние открытки. Для их оформления мы использовали фотографии сотрудников банка и их детей — провели специальную PR-акцию и профессиональные фотосессии. Все участники, чьи снимки не попали в календарь и на открытки, получили электронные варианты своих фотосессий в качестве подарков. В будущем мы планируем организовать в банке консультации семейного и детского психолога.

мнение

Наша гордость — фестиваль детского творчества
Галина Хабарова
директор по персоналу ЗАО «Атомстройкомплекс»:
— Внимание к семье сотрудника со стороны предприятия — это не только вопрос формирования лояльности, но и хорошая репутация фирмы на рынке труда. В «Атомстройкомплексе» есть традиция — торжественно вручать награды и грамоты работникам во время празднования дня рождения компании, Дня строителя и Нового года. Такие церемонии у нас давно стали семейными — для членов семей наших сотрудников это лишняя возможность почувствовать гордость за своих близких, ощутить причастность к успеху компании. С участием семей работников проходит и ежегодная корпоративная спартакиада, где дети и супруги выступают в качестве болельщиков. А для подготовки к спортивным состязаниям существует социальная программа, которая позволяет как работникам, так и членам их семей посещать на льготных условиях бассейн, корты и спортзалы.
А фестиваль «Город мастеров», впервые проведенный в прошлом году к дню основания компании, объединил одаренных детей наших сотрудников. Они пели, танцевали, читали стихи на сцене Свердловской государственной филармонии, а в финале праздника всех ждал сюрприз — шоколадный фонтан. Дети и их родители остались в полном восторге.

мнение

Лучшим сотрудникам мы дарим турпутевки на всю семью
Лилия Патрушева
директор департамента по управлению персоналом УК «Сталепромышленная компания» (СПК):
— На протяжении всей истории СПК в компании были популярны летние семейные выезды на базы отдыха. А как комплекс последовательных мероприятий работа с семьями сотрудников началась с 2005 г. К 15-летию компании во всех филиалах почти одновременно прошли «Веселые семейные старты», а для детей сотрудников мы, опять же по всем филиалам, организовали конкурс рисунков «За что я люблю СПК». Из детских работ потом формировались передвижные выставки, а самые лучшие рисунки мы превратили в открытки, которые затем дарили нашим сотрудникам и клиентам на праздники. Еще к юбилею мы выпустили диск авторских песен ребят, чьи родители работают в разных филиалах. Родственники также поучаствовали в записи: кто стихами, кто музыкой, кто на подпевках.
Интересный опыт подсказали наши коллеги из тюменского филиала — они организовали для детей сотрудников экскурсию по металлобазе. В тот день база была вычищена до блеска, а у детей появился дополнительный повод гордиться своими родителями и их рабочим местом. Опыт Тюмени мы распространили на другие филиалы.
Уже два года 20 лучших директоров филиалов выезжают со своими супругами на пять дней за рубеж. А рядовым сотрудникам, по итогам года победившим в той или иной номинации, предоставляются зарубежные путевки на всю семью. Это компенсация: если человек усиленно работал весь год и из-за этого семья его реже видела дома, то теперь они могут все вместе отдохнуть за счет компании.
На Новый год ставим в нашем офисном здании елку для детей и придумываем шоу-программы. У ребят появляется ощущение, что там, где работают их родители, всегда праздник, и становится понятно, почему папа или мама задерживается на работе.
Но чересчур увлекаться подобной практикой и превращать деятельность компании в семейный подряд тоже не стоит. Необходимо понять, что помимо лояльности сотрудника важна еще и его эффективность, а также то, во сколько обойдутся предприятию инвестиции в персонал с учетом такого PR.

детали

В Россию пришла мода на Аристотелей
Наставничество для детей ­владельцев компаний — новинка в сфере корпоративного PR. С наследниками работают либо внешние консультанты, специализирующиеся на семейных бизнесах, либо референты из самой компании, имеющие опыт менеджмента и корпоративного строительства.
Основная задача — привить отпрыскам философию и корпоративные прин­ципы бизнеса их отцов, чтобы в будущем они могли если уж не принять оперативное управление компанией, то ­ценить дело отца точно. «Воспитывать» начинают с 14-16 лет.
На Западе детей готовят к наследованию компании буквально с пеленок и подобное наставничество давно уже стало традицией.
У нас же, по словам Марка Кукушкина, есть лишь несколько примеров, причем в крупных компаниях федерального уровня.

эксперты

Михаил Астахов, директор по управлению персоналом ОАО «Синарский трубный завод»
Галина Веричева, директор по развитию OOO «Кадровые технологии»
Радислав Гандапас , бизнес-тренер, консультант в сфере PR (Москва)
Геннадий Изевлин , начальник управления по работе с персоналом Уральского Банка Реконструкции и Развития
Марк Кукушкин , консультант по корпоративной культуре, генеральный директор компании «Тренинг-Бутик» (Москва)
Лилия Патрушева , директор департамента по управлению персоналом УК «Сталепромышленная компания»
Галина Хабарова , директор по персоналу ЗАО «Атомстройкомплекс»

Источник: «Деловой квартал»

(Visited 351 times, 1 visits today)