Что российские компании положат под ёлку клиентам во время кризиса?

266Тема кризиса не сходит со страниц СМИ. Все пытаются выяснить как себя чувствует консалтинговый бизнес, B2B, как кризис влияет отношение соискателей к новой работе и насколько сократили маркетинговые бюджеты. В PR-индустрии тема кризиса тоже обсуждается постоянно, поэтому мы решили не отставать от тенденции и выяснить, как изменился бюджет компаний на подарки по сравнению с прошлым годом и что российские компании приготовили в качестве новогоднего подарка клиентам и сотрудникам.

qleanРоман Виас, CMO, Qlean:

— В прошлом году у нас вообще не было бюджета на новогодние подарки клиентам и сотрудникам, так как нас было всего 5 человек. В этом году нас 60, однако крупные бюджеты на подарки мы всё равно не закладываем. Для сотрудников, я твердо уверен, лучший подарок — это деньги или бесплатные услуги компании.

Партнерам в кризис надо так же дарить свои услуги. Для вас это обойдется всего лишь в себестоимость услуги. Поэтому — это самый эффективный способ снизить издержки в кризис. Плюс вы получите заранее лояльных к вам клиентов. Если уж совсем вдаваться в маркетинг и считать себестоимость как CPA, то подарок и вовсе получается бесплатным, и revenue — генерирующим в будущем.

smolovaВалентина Смолова, маркетолог Decoin:

— Для нас вопрос новогодних подарков очень актуален. Мы работаем в премиум сегменте с соответствующими клиентами, а значит мы не можем позволить себе экономить. Поэтому в этот Новый год мы не стали сокращать бюджет на подарки. Тем не менее, мы решили отказаться от услуг агенств и создать подарок своими силами. Это помологам выкроить немного бюджета на сам подарок.

Мы заказали в селении староверов в Абхазии экологически чистый мёд и собранный руками Иван-чай. Сам подарок и доставка, удовольствие не из бюджетных, но нам удалось вместиться в выделенную «прошлогоднюю» сумму. Мы рассматриваем Новогодние подарки не просто как исторически-сложившуюся традицию, а как заботу о клиентах. Наша идея — это здоровье, ведь если будет здоровье, то и все остальное в жизни сложится, будут силы на преодоление любых препятствий. Мы сами создали дизайн-макеты всех составляющих подарка, заказали бумагу для поздравлений и упаковку из био-разлагающихся материалов, существенно выиграв на объёмах заказов. А упаковывать подарки мы будем сами, вкладывая в них всю нашу декоиновую любовь. Интересно в этой истории и то, что все наши сотрудники так или иначе практикуют здоровое питание, использование экологически чистых продуктов и когда мы заказывали мёд и Иван-чай выяснилось, что все 100% сотрудников вместо подарка, хотят именно их.

morachevskayaДарья Морачевская, менеджер по корпоративным коммуникациям кондитерского объединения «Любимый Край»:

— В последние годы бюджет на сувенирную продукцию у нас неуклонно рос. Это произошло не только из-за роста курса валют, но и из-за растущей потребности нашей компании в сувенирке. При этом периодически часть продукции остается невостребованной или быстро теряет актуальность (явные примеры – датированный ежедневник и календарь).

В этом году, в связи с непростой ситуацией на рынке и запуском новой фабрики нашей компании, мы оптимизировали все расходы на сувенирную и полиграфическую продукцию, при этом стараясь не обделить вниманием наших партнеров. Мы производим вкусную и качественную продукцию — овсяное печенье и пряники «Посиделкино», которой мы гордимся. Так почему бы не уделить ей больше внимания в новогодних подарках партнерам? Ведь нет ничего лучше, чем дарить то, что мы делаем с любовью в течение всего года, нежели какие-нибудь сувениры, сделанные в Китае.

В этом году мы сформировали оптимальный и лаконичный набор новогодней сувенирной продукции, исключив дорогостоящие позиции (например, флешки, которые сейчас заметно подорожали из-за курса валют) и некоторые позиции, которые мы заказывали из года в год (например, настенные часы) и однотипные подарки. При этом мы постарались сэкономить на массовых позициях (ручки, блокноты, пакеты) за счет заказа сразу большого тиража и оставили для самых важных наших партнеров и клиентов VIP-подарки. Например, в 2014 году мы дарили набор «Тепло и Сила Любимого Края», где «тепло» — это дорогой френч-пресс, а «сила» — беспроводное зарядное устройство + наша продукция). За счет всех этих операций, в 2015 году мы сократили почти в 2 раза бюджет на новогоднюю сувенирку.

safonovВячеслав Сафонов, основатель Детского праздничного агентства «Блори»:

— Мы каждый год поздравляем наших сотрудников с новым годом. В большой части деньгами (в виде премий) и организуем веселый праздничный банкет в каком-нибудь ресторане. Даже в связи с кризисом, мы не изменили сумму подарков, а увеличили ее на 10%.

Мы знаем, что благодаря этому создается приятная атмосфера внутри коллектива и работоспособность возрастает, а это очень важно для компании. В прошлом году мы выплатили всем сотрудникам премии и подарили каждому новогодний шарж, срисованный с его фотографии. Было очень приятно слышать, что подарок получился оригинальным, ведь мы действительно очень старались. В этом году мы уже выбрали парочку оригинальных идей для наших сотрудников, но очень не хочется раскрывать все тайны.

smirnovaОльга Смирнова, эксперт по маркетингу агентства PR Partner:

— Ежегодно у нас в агентстве в середине декабря проводится бизнес-завтрак для клиентов и партнеров, где мы вручаем подарки. Как правило, мы создаем общую идею для сюрприза и собираем подарочный набор. В прошлом году мы дарили брендированную тарелочку «с голубой каемочкой» и набор имбирного печенья, расписанного вручную на тему СМИ. В этом — приготовили не менее интересный подарок, секрет которого раскрывать пока не будем. Бюджет подарочного набора в этом году немного снизился, но это скорее связано с тем, что комплект для реализации идеи оказался по цене, ниже запланированной.

При подготовке открыток мы совсем немного сэкономили на печати, зато потратились на работу художника, создавшего дизайн новогодней открытки.

Предновогодний бизнес-завтрак уже стал традицией PR Partner, от которой отказываться мы не собираемся. Это часть маркетинговой программы по повышению лояльности клиентов, кроме этого, такое мероприятие — отличная возможность подвести итоги года и обозначить перспективы развития в следующем. Да и сам повод — Новый год — такой невероятный праздник, что оставлять его без внимания несправедливо.

lozhkinaАнастасия Ложкина, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Арифметика добра»:

— В период экономического кризиса большинство компаний сокращают свои бюджеты на новогодние подарки и сувениры, но при этом суммы все равно остаются достаточно высокими. Экономия бюджета обычно сказывается на сумме подарка конкретному человеку. При этом, как показывает практика, около 80% затраченных средств пропадает зря – новогодние подарки оседают в ящиках столов, передариваются или попросту выбрасываются.

Но некоторые компании все-таки находят выход сэкономить бюджет с помощью нестандартных подходов. В последнее время все большую популярность в России набирает «благотворительность вместо сувениров». Благотворительные фонды разных направленностей предлагают компаниям отказаться от покупки корпоративных сувениров в пользу добрых дел. Каждая компания самостоятельно определяет сумму пожертвования и может перенаправить «сувенирный» бюджет на одну из благотворительных программ фонда как полностью, так и частично. При этом клиенты и партнеры компании не остаются совсем без подарков – чаще всего они получают поздравительную открытку с благодарностью или поделки ручной работы. Такой подарок будет, очевидно, выделяться на фоне бесконечных ручек, блокнотов, календарей и кружек.

Таким образом вместе со своими партнерами и клиентами компания может помочь оказать реальную помощь нуждающимся. Кроме того, возможен рост лояльности среди партнеров и клиентов при достаточном PR-продвижении.

Например, в этом году наш фонд уже запустил два проекта с компаниями PepsiCo Russia и Mazars.

Компания PepsiCo дарит всем партнерам открытки с рисунками подопечных фонда – воспитанников детских домов, а сувенирный бюджет направляет на программу «Шанс» (online-репетиторство для детей-сирот) в Воронежской области. Благодаря этим средствам дети целый год будут получать дополнительные уроки по математике, русскому языку и обществознанию.

А компания Mazars дарит своим клиентам имбирный пряник ручной работы в оригинальной коробочке с историей детей и индивидуальными пожеланиями. Весь сувенирный бюджет будет направлен на образовательную программу «Шанс» для подопечных Карабановского детского дома (Владимирская область). Дети-сироты смогут получить дополнительные уроки в течение четырех месяцев.

sergeevМихаил Сергеев, директор по маркетингу «Гарс Телеком»:

— Уже больше 10 лет мы решили отказаться от стандартной сувенирной продукции, которую предлагает каждое рекламное агентство. И так как наша компания придерживается философии, что с клиентом нужно общаться напрямую, выстраивая приятельско-доверительные отношения, то и подарки хотелось выбрать более личные, в которые можно вложить душу, а не только креативное мышление. Так появилась идея с музыкальными дисками.

Каждый Новый Год мы сами выбираем ряд песен, которые нам нравятся, и делаем из них подарочное трех-дисковое издание в дизайнерски оформленных коробках. Все композиции используются в рамках лицензий Creative Commons и, конечно, ни в коем случае не поступают в продажу. Зато каждый год постоянные клиенты спрашивают, получат ли они в подарок от нас новую музыкальную подборку. Ждут, когда наконец смогут обновить плейлист в машине, офисном кабинете или дома.

Цена таких подарков более чем доступна, а ценность превосходит любые ежедневники, календари и другие сувениры с дизайнерскими ухищрениями. Кроме того, сравнительная дешевизна дисков позволяет не отказываться от подарков клиентам невзирая ни на какие экономические перепады.

Федор Федоров, директор по маркетингу и развитию школы бизнеса МИРБИС:

— Подарки сотрудникам и новогодние комплименты клиентам конечно должны оставаться. Для компаний возможность отметить коллектив – это и благодарность за результаты прошедшего года и создание настроения на год грядущий. Подарки клиентам особенно хороши в сочетании приятное/полезное.

Бюджет на подарки сотрудникам и клиентам в нашей компании возможно сократится, однако пока нет точных данных по цифрам. На наш взгляд, среднерыночное сокращение бюджета на подарки может составить 30%.

Подарки в МИРБИС всегда «производятся» по большей части инхаус. Как правило идея обсуждается коллегиально, но воплощение остается за центром маркетинга. Дизайн календарей, подготовка открыток, упаковка и украшение – силами дизайнеров и маркетологов. На аутсорсинг отдается печать тиража: наши партнеры работают с нами давно и сохраняют для нас приемлемые условия по цене и высокому качеству. Что касается экономии, то низкое качество – это не вариант. Если подарок предполагает несколько атрибутов, то лучше сократить их число, чем снизить качество.

Корпоративные настенные календари с символикой МИРБИС – неизменный вариант. В прошлом году мы предлагали слушателям и выпускникам прислать нам фотографии с мест отдыха, которые в итоге стали образами на каждый месяц: осень в Париже, весна в Петербурге, и так далее. Фото, не попавшие в календарь, стали частью экспозиции, разместившейся в холлах. Коллегам и слушателям было приятно. Елочные игрушки с символикой, шоколад — тоже всегда были неизменной частью подарка. Открытки с поздравлениями обычно расходились по почте и в электронном варианте. В этом году мы предполагаем оставить проверенный набор.

bobrovaДарья Боброва, начальник отдела организации мероприятий группы «Астерос»:

— Думаю, что всем очевидно: сложная экономическая ситуация привела к пересмотру российскими компаниями инвестиций в новогодние подарки, а в ряде случаев – к отказу от идеи поздравлений партнерской и клиентской сети. «Астерос» не стал исключением – мы корректируем наш бюджет на поздравления, при этом стараемся сохранить качество и подчеркнуть оригинальность подарков за счет разработки индивидуальной концепции.

Если говорить о способах снижения затрат, то чаще всего заказывать компоненты подарков напрямую у производителей намного выгоднее, так как отсутствует наценка агентства, которая иногда достигает 20-30%. Также – прописная истина – сократить расходы позволяет своевременный заказ всей необходимой продукции. Оптимально начинать разработку новогодней кампании в августе. Чем меньше времени остается до Нового года, тем больше загруженность производств, в этом случае приходится переплачивать за срочность изготовления и оперативную доставку. Да и цены в канун праздника часто «кусаются».

К примеру, для подарочной кампании 2014 года мы разрабатывали концепцию «Астерос Сити» – идеального города будущего, в котором объединены передовая инженерная мысль, инновации, энергоэффективность и экологичность. И именно эту идею мы постарались реализовать в каждом из элементов нашего подарка. Хитом кампании стал настоящий деревянный скворечник, напоминавший, что любой человек может сам сделать мир вокруг себя чуть лучше, добрее и экологичнее. При его создании мы консультировались с орнитологами, которые помогли нам учесть параметры, оптимально подходящие для птиц, а также выбрать безопасную краску для брендирования, чтобы не вызвать отторжения у будущих пернатых постояльцев. В дополнение мы разработали красочный календарь. На его страницах мы рассказали об уникальных сооружениях со всех концов света, которые удивляют и вдохновляют своей инновационностью, масштабом и сложностью реализации. Фактор экологичности мы подчеркнули тем, что отказались от стандартного производства пакетов и упаковку в пользу изготовления большей части печатных материалов из повторно переработанного сырья.

asteros

Если говорить про 2015 год, то здесь мы постарались напомнить заказчикам и партнерам, что важная составляющая успеха в корпоративном секторе – это равноправное партнерство и теплые отношения. Учитывая, что уходящий 2015 год проходит под покровительством овцы по восточному календарю, было решено «связать» этот факт с идеей заботы, теплоты и доброты. Ярким элементом подарка стал большой и согревающий плед из натуральной овечьей шерсти, который был дополнен ароматным чаем и эксклюзивным набором сладостей, над формой которых потрудились настоящие мастера кондитерского дела. Каждый комплект мы снабдили тактильно приятной дизайнерской открыткой из бархатистого флока и оригинальным календарем, оформление которого имитировало вязаные узоры в виде современного города. Отдельный акцент мы сделали на упаковке подарка, сделанной из натурального войлока.

Источник: https://blog.pressfeed.ru/crisis-new-year/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *