Как иностранцы постигают российскую гендерную специфику, почему от банальных подарков никуда не деться и насколько кризис сократил корпоративные бюджеты женского праздника?

Для российских компаний 8 марта не только дополнительный оплачиваемый выходной, но и строка в бюджете. Ничего «международного» в празднике давно нет, однако западные фирмы, работающие в стране, вынуждены подчиняться местным традициям и поздравлять сотрудниц и клиенток. Цветы и конфеты неизбежны, но есть и более оригинальные способов порадовать женщин. В обзоре Forbes — ключевые современные тенденции празднования 8 марта глазами бизнеса.

Внимание! Материал подготовлен в 2016 году. Должности многих героев изменились. А вот как изменились праздники? Пишите нам ваши идеи

Весенний бюджет: не больше миллиона

«Редко бюджет женского праздника приближается к 1 млн рублей, — говорит генеральный директор агентства Communicator Creative Events Егор Доброгорский, — чаще счет идет на сотни тысяч».

Стандартный вариант мини-праздника на коллектив в 100 женщин — вручить перед началом рабочего дня букет цветов и какой-нибудь подарок (около 100 000 — 150 000 рублей, если вручают не коллеги, а аниматоры). По оценке Доброгорского, такой формат характерен для 80% корпоративных праздников к 8 марта. Иногда сценарий дополняют, пригласив известных актеров или сопроводив поздравление живой музыкой (200 000 — 300 000 рублей на 100 сотрудниц).

Одна из больших московских швейных фабрик, с которой работал ивент-холдинг «КнязевЪ», пригласила узнаваемых артистов третьего эшелона, которые должны были вручать дамам цветы у входа на предприятие. А мужчины экспромтом начали целовать каждую. Гонорары звезд и цветы обошлись примерно в полмиллиона рублей.

Особое положение занимают компании из сферы сетевого маркетинга, где большинство сотрудниц — женщины. Они арендуют к 8 марта целые залы, организуют концерты и совмещают женский день с символическим подведением итогов года и вручением наград за успехи в бизнесе. Собрав от 700 до 1000 человек в концертном зале в Подмосковье и не сопровождая мероприятие большой развлекательной программой, организаторы могут рассчитывать на миллионный бюджет.

Традиции важнее кризиса

Экономический кризис, включивший режим экономии на корпоративных праздниках с середины 2014 года, отразился и на 8 марта. Поздравления стали скромнее и в корпоративном, и частном сегментах эконом-класса. Но в сегментах «бизнес» и «премиум» женский день собираются праздновать как и раньше — пышно и с размахом, говорит владелец и генеральный продюсер event-холдинга «КнязевЪ» Сергей Князев.

«Большинство компаний привыкли отмечать, и если в очередном году праздника не будет совсем, получится, что они распишутся в том, что дела у них идут не совсем хорошо», — объясняет Ирина Син, арт-директор группы компаний «ПраздниК».

Полностью отказаться от затрат на празднования не готов не только российский бизнес, но и представительства западных фирм, работающих в России. Бренд-менеджер московского офиса DHL Express Дина Долгирева вынуждена каждый год доказывать глобальному руководству необходимость подарков для клиенток компании к 8 марта: в других странах такой статьи бюджета нет. «Но женщины привыкли, для них это важно», — говорит Долгирева. По словам Князева, «зарубежные компании быстро понимают или им объясняют, что женщины ждут этого дня и нужно продемонстрировать им свое расположение».

Выбор формата: от общего к частному

Цветы и конфеты перестали быть единственным способом поздравления, хотя и без них не обходится. Традиционные тюльпаны, сладости и бутылки шампанского по-прежнему дарят, в остальном — типовые подарки выбирают для женщин все реже. Универсальным знаком внимания в последние годы стали подарочные сертификаты парфюмерных компаний и торговых центров на 500 рублей и выше. К той же категории можно отнести билеты на концерты и в театр, средняя стоимость такого подарка — от 1500 рублей на человека.

Целый пласт мероприятий — организация кулинарных мастер-классов для сотрудниц на рабочем месте. «Женщины среднего возраста любят поделать что-нибудь своими руками, например, приготовить», — говорит Ирина Син. Мастер-класс можно сопроводить, к примеру, дегустацией вин и сыров. В коллективе с сотней женщин такое мероприятие может стоить не больше 50 000 — 80 000 рублей, тем более что сыры доступны в основном российские.

Сергей Князев рассказывает про находчивого директора по работе с персоналом, который выпросил у каждой женщины по три фотографии, их впоследствии обработали в Photoshop. В итоге получились портреты по мотивам афиш голливудских фильмов, которые накануне праздника развесили по всему офису — от коридоров до переговорных. «После поздравлений с музыкой и шампанским женщины стали требовать картины себе, хоть это и не было запланировано, — говорит Князев. — Большого труда стоило уговорить их оставить все как есть, но кажется, за неделю все равно растащили».

Женский праздник — в женских руках

Традиционно корпоративными мероприятиями заведуют отделы HR, во главе которых в России чаще всего стоят женщины. Так что организация подарков к 8 марта в крупных компаниях чаще всего падает на плечи самих же представительниц прекрасного пола. Иногда они выбирают приятный для всех способ поздравления — единовременную небольшую премию.

Еще один безотказный способ порадовать коллег по работе — «день красоты». По словам Егора Доброгорского из Communicator Creative Events, в последние годы это чуть ли не самый распространенный запрос. Женщинам делают макияж и устраивают профессиональную фотосессию прямо в офисе. Один из частых вариантов такого праздника — съемка «для обложки глянцевых журналов». Это значительно дешевле, чем дарить подарки каждой даме и при этом никогда не вызывает недовольства у женщин. На 80-100 человек праздник может стоить от 60 000 рублей.

Нередко сотрудницы устраивают фрэш-бар со свежевыжатыми соками и смузи, приглашают барменов и заказывают «женские» лакомства, типа шоколадного фондю. На 50 человек стоит это от 50 000 рублей и больше.

На букетах не сэкономить

Недельная выручка оптовых поставщиков цветов к 8 марта традиционно возрастает по меньшей мере в пять раз. В этом году вырос спрос на цветы местного производства (а вместе с ним и цена), поскольку голландские тюльпаны и розы из Колумбии и Эквадора из-за скачков курса доллара подорожали для российских оптовиков примерно на 10%, говорит менеджер «Первого цветочного» Антон Симаков.

Главные потребители цветов в первую неделю марта — бюджетные организации. Бывали случаи, когда северные регионы заказывали по мини-букету для каждой жительницы. В Ненецкий автономный округ уезжало по 25 000 гвоздик.

В этом году по цветочному рынку серьезно ударило колебание курсов валют — заказы были оформлены за много месяцев, а расплачиваться продавцам с поставщиками из-за границы предстоит в евро, по отношению к которому рубль сильно потерял с середины осени. В сегменте, который полностью работает по системе пост-оплаты, с тревогой ждут, когда праздник закончится и придет время производить расчет.

Для рядовых сотрудниц заказывают просто цветы, а для руководительниц — сложные букеты и композиции, стоимость которых определяется работой флориста (цена одного букета на заказ начинается от 4000 рублей, верхняя граница цены среднего букета — около 8000 — 10 000 вместе с доставкой). Закупку цветов и оптовики, и крупные компании планируют заранее: в DHL Express, например, тюльпаны выращивают специально для клиенток компании в Москве (стоимость одного тюльпана при оптовой закупке — примерно 16-19 рублей. Доставка цветов тоже работает накануне 8 марта на пределе возможностей.

Клиенты важнее коллег

Сотрудницы могут довольствоваться букетом и конфетами, но клиентам-женщинам компании предпочитают дарить что-то посущественнее. Чем индивидуальнее подарок, тем выше шанс, что его запомнят и оценят. Дмитрий Калантаров, глава рекламной группы «Сектор», рассказывает, что часто дарители стараются выделиться не только в плане качества подарка, но и по времени – подарить его или заранее, или позже.

Агентство Communicator Creative Events в прошлом году дарило клиенткам «Мир в розовых очках». В качестве очков выступала бутылка розового вина, с ней в комплекте — набор ароматических свечей. За год до этого женщины получили «Принцев на белом коне» — специально заказанных кукол.

В DHL Express категорий подарков несколько: от простых зонтиков с надписью First Be a Woman корпоративных цветов до «Коктейльного набора» из шейкера и книги рецептов коктейлей. Поскольку клиентов — тысячи, а заказы делаются оптом, стоимость одного подарка не превышает нескольких сотен рублей (от 300 до 500 рублей, так как заказ оформляют из Китая сразу несколько подразделений DHL).

Компании, у которых счет крупных клиентов с менеджерами-женщинами идет на десятки, а не сотни, могут позволить себе индивидуальных подход. Дмитрий Калантаров рассказывает про банк, связанный с аграрным сектором, который заказал партию фресок по картинам русских художников. Тематика полотен — сбор урожая и полевые работы. Тут даже бренд не нужен: повесив такую картину в кабинете, вряд ли забудешь, кто ее подарил.

Одна крупная сырьевая компания заказала в том же агентстве к бутылкам хорошего шампанского ограниченную партию бокалов из муранского стекла стоимостью около 200 евро за штуку. Для крупных фирм и компаний, работающих с чиновницами высокого уровня подобные цены — стандартная практика.

Чем больше бизнес, тем консервативнее подарки

Генеральный продюсер ивент-холдинга «КнязевЪ» с сожалением признает, что большинство запросов от крупных компаний не отличаются оригинальностью. «Однажды в качестве корпоративного подарка нам почти удалось согласовать розовые наручники из секс-шопа, которые символизированы бы крепкую связь с компанией, — рассказывает Сергей Князев. — Два вице-президента шутку одобрили, но президент не согласился».

Ирина Син вспоминает самый оригинальный заказ: в здание офиса одной из девелоперских компаний накануне 8 марта через окно бухгалтерии ворвался спецназ. В качестве бойцов в камуфляже, для которых пришлось вызывать специальный кран, выступили стриптизеры. Конечно, руководитель был очень молодым. И конечно, не все дамы оценили креативность его мышления. Стоимость шоу не превышала 70 000 рублей (коллектив около 100 женщин), а запомнилось всем и надолго.

К стриптизу в качестве подарка прибегают молодые коллективы среднего размера. Сергей Князев рассказывает, что через его холдинг не раз бронировали клубы и заказывали шоу, к примеру, для сотрудниц небольшх московских банков. На входе дамам выдавали игрушечные деньги, которыми они могли оплачивать удовольствия. Дополнительным бонусом был приз за активность — фото-календарь с полуобнаженными коллегами-мужчинами (стоимость изготовления на весь коллектив — от 100 000 рублей).

Стриптиз для ста девушек с учетом трат на открытый бар и закуски в центре Москвы обойдется примерно в 1 млн рублей.

(Visited 781 times, 1 visits today)