Инновации. Зачем они нам?

Под инновациями каждый понимает своё. Для одних это означает внедрение новой технологии в производство, для других – в управление, для третьих – в продажи.

Википедия даёт следующее определение: Иннова́ция — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. 

В компании результатом творческого процесса стал «курс на инновации», взятый руководством. Но нужно ли это самим сотрудникам? Как привлечь консерваторов в союзники? Как сделать внедрение инноваций безболезненным? В поиске ответов на эти вопросы мы обратились к экспертам.

 

Стратегия разогрева

Как подготовить сотрудников к инновациям в компании? 

«Мы живем в крайне нестабильное, «турбулентное» время и большинство сотрудников принимает изменения уже как данность, а не как причуды руководства. И большинство сотрудников по умолчанию готовы к переменам или воспринимает это менее болезненно, чем лет 10-15 назад. 

Как подготовить сотрудников? Компании прописывают «стремление к новому» в своих миссиях, компетенциях, в принципах работы; многие живут в условиях круглосуточной работы и жесткой конкуренции. Владельцы и управляющие директора регулярно меняют организационные структуры для повышения стратегической/операционной эффективности; HR-службы формируют в коллективах среду, способствующую беспрерывному росту и развитию. Совокупность этих действий позволяет этапу подготовки сотрудников к новому уделять значительно меньше времени, чем раньше. Фактически мы наблюдаем культуру, которая сформировалась в последние «инновационные годы». Предполагаю, что в будущем сотрудников вообще будет сложно удивить чем-то новым и неизведанным…и они сами будут просить новое!» — отвечает Генрих Юстус, бизнес-тренер и T&D-эксперт  в компании Техносерв; к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им М.А. Шолохова; бизнес-консультант тренинговой компании LTC.  

 

Какие каналы коммуникаций выбрать?

«Выбор канала коммуникаций для инноваций во многом зависит от того, какие это инновации и насколько сотрудники готовы к их принятию. Бывают долгожданные нововведения, например, запуск нового бренда, развитие новой категории, электронный документооборот и т.д. В этом случае презентация внедрения инноваций в компании может быть проведена креативно, ярко, без определенной информационной подготовки, т.е. эту инновацию можно преподнести сотрудников как приятный и радостный сюрприз. Бывают инновации, которые сотрудникам кажутся очередной «игрушкой» руководства или данью моде. В этом случае внутренние коммуникаторы могут столкнуться с неприятием нововведений. Ведь известно, что нововведения вызывают сопротивления. И чем больше сопротивления, тем больше должно быть коммуникаций. Так что здесь нужна тщательная подготовка к внедрению инновации, важно провести личные встречи с коллективами, чтобы максимально снизить уровень сопротивления, подготовить список актуальных вопросов и ответов, открыть «горячую линию» или специальный электронный ящик, куда будут поступать вопросы сотрудников. При внедрении инноваций также важно приводить мнения значимых экспертов, известных и ценимых вашей целевой аудиторий. Задача экспертов – показать преимущества инноваций, привести примеры, как эти нововведения улучшили жизнь и результативность других компаний. – делится опытом подготовки к инновациям Надежда Усова, старший менеджер по внутренним коммуникациям Х5 Retail Group .

 

Этап знакомства

Как проходит «знакомство» сотрудников с нововведениями в вашей компании? 

«Приходя на работу в Volvo Group Россия, новичок получает «Философию Volvo», где описаны основные принципы, по которым живет компания. Один из принципов – это инновационность, активное внедрение изменений. Мы являемся лидерами отрасли в области инноваций, техника Volvo Group «задает тон» всей индустрии. Поэтому знакомство с продукцией компании подтверждает нашу инновационность. В рамках вводного курса и ознакомительной экскурсии на заводы сотрудники узнают о том, что в компании существует несколько работающих программ по внедрению инновационных идей (на производстве, на складах и пр.). Так, новые идеи сотрудников внедряются непосредственно в рабочий процесс (каждый из сотрудников может сделать свою работу более эффективной). Мы также освещаем тему инновационности в корпоративных СМИ и на внутреннем портале. На глобальном уровне в Volvo Group есть специальная внутренняя награда, поощряющая сотрудников, внедряющих инновационные идеи», — рассказывает  София Семёнова, руководитель направления внутренних коммуникаций и продвижения бренда работодателя Volvo Group Россия.

«Универсального алгоритма скорей всего нет, поскольку в компаниях разные культуры, реалии, неоднородная готовность к переменам, многое зависит от влияния изменений на бизнес-процессы и на конкретных людей, — рассуждает Генрих Юстус. – На примере моих проектов хорошо зарекомендовал себя следующий подход: 

1) мы в рабочей группе анализировали бизнес или определенный бизнес-процесс 

2) находили там слабые или провальные места 

3) принимали решения о том, что стоит поменять/внедрить/изменить 

4) подключали владельцев бизнеса  и с их помощью транслировали в компанию идеи о предстоящих изменениях (акценты: изменения только к лучшему, безболезненность для персонала, мы больше приобретем, чем потеряем и пр.)  

5) собирали проектные группы, отвечающие за изменения (в них приглашали тех, кто мог бы в перспективе отторгать новое), 

6) составляли план изменений и поступательно воплощали в жизнь все изменения. Безусловно, это далеко не единственный и возможный сценарий, но он себя достаточно хорошо зарекомендовал в большинстве ситуаций, с которыми я сталкивался».

Надежда Усова вот что говорит об алгоритме внутренних коммуникаций для инноваций: «В зависимости от инноваций алгоритм коммуникации о внедрениях в компании может быть следующим  (включая или исключая некоторые пункты): 

•личное обращение  руководителя компании к топ-менеджменту 

•затем видео-аудиозапись или информационная рассылка с обращением руководителя компании к сотрудникам

•личные встречи линейных менеджеров со своими сотрудниками, ответы на волнующие их вопросы

•публикация в интранете, корпоративных изданиях или на информационных досках

•программы внедрения инноваций с основными этапами и сроками реализации 

•ответы на актуальные вопросы (Q&A)

•донесение до каждого участника информации о том, куда и к кому можно обратиться с вопросами и за информацией. 

Если компания большая, что следует провести выездные встречи руководства компании с сотрудниками на местах. Это поможет придать значимость и важность проекту, снять сопротивления коллектива и вдохновить их на внедрение инноваций». 

 

Для тех, кто против

Всегда есть те, кто против всего нового. Что с ними делать? Как убедить и сделать сторонниками инноваций?

София Семёнова: «Я думаю, что лучший способ убеждения – это хорошие результаты. Если сотрудники видят на примере своих коллег, что и их идеи могут быть востребованы, они включатся в процесс».

Генрих Юстус вспоминает героев знаменитой киноленты: «Как сказал один из героев «Кавказкой пленницы»: «Кто нам мешает, тот нам поможет». Один из самых действенных способов работы с консерваторами и сотрудниками с закостенелыми взглядами – это их привлечение к нововведениям на этапе зарождения идей. Обычно их приглашают в качестве экспертов/участников/наблюдателей в проектные группы, которые отвечают за внедрение инноваций/нововведений. Включают в активную работу и потом они значительно менее болезненно реагируют на изменения.  Меняется фокус восприятия: из «За нас решили» они переходят в категорию «Мы считаем, что так будет лучше». Исключение составляют совершенные скептики. Но с ними хорошо работает подход «Надо» или «Других вариантов нет». Действенно-вспомогательными средствами, оказывающими влияние на них, выступают приказы, распоряжения, личные беседы с авторитетными руководителями».

С критиками и непринимающими инновации следует выстроить диалог, проводить с ними «круглые столы» с участием руководства и людей, которые верят в успех внедряемой инновации, и убеждая, отвечая на вопросы критиков, следует «обратить» их в вашу веру — эти инновации принесут пользу компании и сотрудникам, — рекомендует  Надежда Усова. –  Зачастую, не принимающих нововведения  достаточно выслушать, понять их опасения от инноваций, сообщить, что вы команда проекта учтёте их пожелания, — как сразу становится легче договориться».

 

Частый случай

Что посоветуете внутренним коммуникаторам, в компаниях которых инновации – довольно частое явление?

Три простых совета от Генриха Юстуса: 1) если инновации частое явление – то культивируйте среду, благоприятно реагирующую на изменения (сообщайте сотрудникам об этом при приеме на работу; поддерживайте тех, кто быстро переключается с помощью нематериальной мотивации: конкурсы, статусы, призы и пр.)  2) всегда приводите убедительные цели изменений, которые будут поняты и приняты большинством сотрудников.  3) привлекайте сотрудников к генерированию и внедрению инноваций. «Продавайте» им необходимость изменений!

София Семёнова добавляет: «Нужно быть инновационными и во внутренних коммуникациях. Искать новые подходы, интересные решения, быть самим «проводниками» инноваций».

 

Будьте проводниками инноваций, если ваша задача – обеспечить их благополучное внедрение.  Станьте примером для коллег и поддерживайте атмосферу творчества и прорывного мышления. Расскажите нам вашу собственную историю — так вы поможете другим пройти непростой путь к инновационной культуре! Ждём ваших писем на адрес  pr@inside-pr.ru или  info@inside-pr.ru

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *