528Журнал «Journal of happiness» провел исследование, в рамках которого опросил две группы людей оценить свой уровень счастья, после чего предложил одной группе на протяжение месяца записывать в дневник, кому они благодарны за прошедший день, а другой группе ничего такого предложено не было. Через месяц провели повторный опрос с оценкой собственного уровня счастья, и оказалось, что те, кто вел дневник благодарностей, теперь оценили свою счастливость выше, чем те, кто этого не делал. Проявляем благодарность — становимся счастливее. 

 Американский психолог Шон Ачор пошел дальше — он вывел корреляцию между производственной эффективностью специалистов разных профессий и их уровнем счастья. И выяснил, что более чем на 30% более эффективны те продавцы, врачи, инженеры и т.п., кто чувствует себя более счастливым. Чем выше уровень счастья — тем выше уровень эффективности.

Интересно, не правда ли?

Вот напрямую измерять влияние благодарности на эффективность пока не научились, но эксперименты и наблюдения, тем не менее, показывают интересные эффекты:

1. С появлением традиции благодарить друг друга уходят конфликты
Так, например, в компании «Конвейерные технологии» было два непримиримых сотрудника. В компании запустилась корпоративная социальная сеть, в которой сотрудники могли благодарить друг друга виртуальными пряниками за успехи, помощь и т.п. с помощью виртуальной валюты. И каждый из тех двух сотрудников стал получать благодарности от коллег – благо, профессиональных заслуг хватало. И они увидели друг друга – глазами коллег. И через некоторое время оба поняли, что их непримиримость не имеет под собой почвы и лучше сотрудничать, чем враждовать.

2. Через благодарность мы учим людей следовать корпоративным ценностям
В компании «Ticketland.ru» сотрудники благодарят друг друга в корпоративной социальной сети за поведение, соответствующее корпоративным ценностям – используют для этого игровую валюту «funтики» с обязательным выбором, за какую ценность тот или иной funтик выдается. Сперва благодарности были бессодержательные, но внутренние коммуникаторы в каждой благодарности со смайликом или многоточием выспрашивали в комментариях, а в чем же именно проявилось то или иное поведение, заслужившее столь высокую оценку, и уже через месяц сотрудники стали писать друг о друге настоящие истории успеха, осознанно выбирать ценности, которым этот успех соответствовал, а главное, изменилось их поведение в реальной жизни – они стали более открыты, дружелюбны, стали легче идти на контакт (что и планировалось достичь внедрением ценностей).

3. Благодарности укрепляют связи в команде
В казахстанском Фонде поддержки предпринимательства «Даму» запустилась игра «Золото Эльдорадо», направленная на повышение KPI филиалов. В основе – соревнование, соревнуются филиалы-«фрегаты», зарабатывая игровые мили за результативность, а внутри каждой команды активно используется инструмент проявления благодарности – сотрудники награждают друг друга виртуальными «дублонами», подбадривая, поощряя, вдохновляя: «Держи дублон и ставь паруса – осталось совсем чуть-чуть до победы!», «Спасибо тебе за помощь, наш фрегат – самый быстрый!» и т.п. Такой инструмент, дополняющий соревнование, помогает не только повысить результаты, но и дает командообразующий эффект.

И это лишь несколько примеров из практики применения благодарностей. Остановимся отдельно на том, зачем этому простому инструменту принимать форму виртуальной валюты? В компаниях из стран постсоветского пространства не принято в корпоративной среде говорить друг другу «Спасибо». Нас научили в детстве говорить «спасибо» маме и бабушке после обеда, а вот во взрослом возрасте не научили делать то же самое в отношении коллег. В корпоративной среде принято ругать, наказывать, а «спасибо» — да зачем оно вообще, мы же ведь работаем за зарплату!

И чтобы внедрить в компании новую традицию – традицию признания, проявления благодарности, поощрения успехов, которое могут обеспечить друг другу все сотрудники, а не только начальники – подчиненным, используется инструмент виртуальной валюты. Как официальное и при этом неформальное, игровое разрешение на проявление нового поведения. «Теперь в нашей компании запускается новая традиция – благодарить друг друга, и мы даже сделали для этого специальную игровую валюту». Игровая форма помогает легче преодолеть барьер смены поведения, включиться в новую традицию. И очень часто мы наблюдаем в проектах наших клиентов следующую картину: во внутреннюю социальную сеть устремляется настоящий ПОТОК благодарностей, вплоть до того, что сотрудники начинают писать администраторам в духе: «выпустите нам, пожалуйста, еще валюты, не хватило поблагодарить всех прекрасных коллег» или даже «а можно мне выдать в кредит, я потом верну с процентами?».

lyubko2У людей колоссальная неудовлетворенная потребность не только получать благодарность, о чем еще Маслоу и другие психологи писали, но и отдавать ее. И если дать сотрудникам такую возможность в виде отдельного неформального инструмента-традиции, то эффект не заставит себя ждать!

Евгения Любко
Директор по развитию корпоративной социально-мотивационной сети Pryaniky.com

 

 

(Visited 298 times, 1 visits today)