Сплетни и слухи. Как с ними работать?

Сплетни и слухи — вездесущи. Они пытаются проникнуть в самые потаенные уголки наших мыслей, чувств и извлечь информацию, тщательно оберегаемую от посторонних ушей и глаз.

Они не считаются ни со статусом человека, ни с его личными заслугами. Они неуловимы и бестелесны. Именно поэтому слухи и сплетни создают зону, потенциально опасную для психологического равновесия коллектива. Можно ли овладеть этой информационной стихией, чтобы уберечь себя от ее влияния? Специалисты утверждают, что ею можно даже управлять…

Считается, что хоть иногда желание посудачить посещает каждого человека. Кто-то таким образом собирает недостающую информацию, кто-то ищет потенциальных союзников, кто-то самоутверждается, кто-то развлекается. По мнению психологов, к распространению сплетен и слухов более склонны люди тревожные, беспокойные, не очень уверенные в себе. Если же говорить о рабочей среде, то любителями поучаствовать в различных пересудах чаще всего становятся новички — для них это своеобразный способ адаптации к незнакомой обстановке.

Обмен слухами позволяет получить информацию о новом коллективе и одновременно приобщиться к его неформальной жизни, почувствовать себя своими.
Самая распространенная причина возникновения сплетен и слухов — непродуманная система занятости персонала. Если людям скучно, неинтересно или просто нечего делать, активизируется желание обменяться мнениями, а параллельно «перемыть косточки» коллегам.

Благодатной почвой для возникновения разного рода слухов и кривотолков является недостаточность информации по тем или иным внутриорганизационным вопросам. Например, о возможных изменениях в структуре компании или эффективности работы предприятия.

Вывод, который напрашивается сам собой, — человеческую страсть к пересудам искоренить невозможно, а значит, необходимо не только научиться сосуществовать с подобным явлением, но и использовать его себе во благо.

Главное — понимание сути

Прежде чем говорить о практическом использовании того или иного феномена, необходимо разобраться в его сути. Что же представляют собой слухи и сплетни? Слух — это информация, которая чаще всего передается по «сарафанному радио» для восполнения недостающих сведений, касающихся различных сфер жизни. Отличительная особенность слуха — отсутствие четкого источника информации и низкая доказательность (или вообще бездоказательность). Слухи в принципе полезны для человека — они позволяют ориентироваться в определенных ситуациях. Ведь основной психологической подоплекой возникновения слухов является врожденная тревожность человека. Все, что непонятно, необъяснимо, непрогнозируемо, человек скорее воспримет как потенциальную опасность. И избавиться от тревожности можно только одним способом — получить хоть какую-то информацию по интересующему вопросу. Слухи как бы заполняют этот информационный вакуум.

Сплетни же чаще касаются персональных характеристик, частной жизни, личностных предпочтений людей или внутренних проблем организации. Недостаток информации об этих аспектах жизни не обязательно таит в себе опасность. Наоборот, носителем опасности являются сами сплетни: как правило, они имеют негативный или осуждающий характер.

Как защититься от сплетен

Теперь, когда мы знаем, что сплетни и слухи — не одно и то же, давайте подумаем, как можно предотвратить разрушительное действие первых и умело управлять вторыми.

Оскар Уайлд считал, что хуже сплетен о вас может быть только их отсутствие. Как правило, объектами злословия сослуживцев становятся самые красивые женщины и самые успешные мужчины. Вы причисляете себя к таковым? Тогда будьте готовы, что вас не минует чаша сия. Привести себя в боевую готовность помогут следующие рекомендации.

Демонстрируйте окружающим ту роль (игру, психологическую маску), которая им понятна. Особо рьяно за вас возьмутся в двух случаях: если вы окружаете себя ореолом совершенства или ореолом загадочности. Демонстрируемое совершенство воспринимается как вызов; слишком оберегаемая недоступность и загадочность — как потенциальная опасность. Лучше уж играть роль, заготовленную вами лично (а таких заготовок может быть несколько), чем постоянно «снимать» навешанные на вас ярлыки и приклеенные маски.

Собственноручно заготавливайте и подбрасывайте сослуживцам темы для пересудов. В некоторых компаниях существует практика: перед посещением контролирующих органов (пожарники, экологи, санитарно-эпидемиологическая служба) сотрудники стараются не скрывать мелких нарушений, чтобы отвлечь внимание от более глубокого анализа, при котором могут обнаружиться действительно серьезные просчеты. Подобную тактику можно использовать и в деле управления сплетнями. Лучше уж подбросить кумушкам одну-другую тему для пересудов — глупость мнимого любовника или коварство позапрошлогоднего начальника, — чем узнавать подробности о себе, касающиеся сфер, действительно значимых для вас.

Интересуйтесь, что же о вас говорят, — вы можете узнать много полезного. Порой самой существенной и действенной оказывается именно негативная информация. Возможно, пришло время что-то пересмотреть в себе, своих поступках. И если искренне попросить коллегу посвятить вас в подробности «всем известной тайны» о вас же, то можно получить сразу несколько преимуществ. Во-первых, вы войдете в среду общения. Во-вторых, получите нужную информацию. И в-третьих — обезоружите желающих посудачить. Когда объект сплетни обсуждает ее наравне с остальными — сплетня теряет свою пикантность и, как правило, перестает кого-либо интересовать.

Учитесь относиться к любой, даже к самой неправдоподобной и обидной сплетне со здоровым чувством юмора. Простите себе собственные несовершенства и посмейтесь над ними вместе с другими. Даже если у окружающих останется желание посудачить, вас это перестанет волновать.

Определите собственную позицию по отношению к распространению сплетен. Только вы сами можете найти оптимальное решение, как вести себя в том случае, если вас пытаются затянуть в паутину пересудов. Но все-таки к сплетням лучше относиться только как к сплетням.

Научитесь разграничивать официальную и неофициальную информацию. Это поможет вам удержать позицию человека, не скатывающегося до роли дезинформатора и сплетника. В рабочей ситуации в первую очередь следует руководствоваться проверенной информацией из надежных источников.

Если вы все же очень стремитесь оказаться вне сплетен и пересудов — специальная рекомендация для вас.

Слейтесь с «народом», станьте как все. Судачат о тех, кто выделяется из общей массы. Если вы станете «серой мышкой», носителем распространенных норм, установок и правил — с вами не интересно будет не только общаться, но даже сплетничать о вас будет скучно.

Алгоритмы распространения слухов

Как уже упоминалось, спонтанно слухи возникают в обстановке информационного вакуума. Туманная или непоследовательная политика руководства; ожидание перестроек, катаклизмов, перемен; непонимание действующих в организации принципов мотивации персонала — все это является весьма благодатной почвой для рождения личных догадок и персональных теорий. И затормозить этот процесс сможет прозрачная информационная политика, принятая руководством организации.

Однако нельзя списывать со счетов некоторые положительные стороны владения неофициальной информацией.

Коллекционируя слухи, можно получить весьма полезные сведения о положении дел в отрасли, расстановке сил на рынке, о работе конкурентов и т. д., а также составить довольно точную картину собственных слабых мест (это может касаться как организации в целом, так и конкретной личности).

Слухи могут не только рождаться спонтанно, но и создаваться специально. При помощи слухов можно производить своеобразные социологические исследования. Например, распространив информацию о каких-либо значимых изменениях в жизни компании, проанализировать отношение сотрудников к планируемым новшествам. Это даст возможность вовремя подкорректировать планы «перестройки» и подготовить почву для более лояльного восприятия перемен сотрудниками организации.

С помощью слухов порой создаются мифы о компании: ее заботливом отношении к работникам, прогрессивной позиции, уникальности сотрудников, деловых качествах руководителей. Различные истории и небылицы постепенно становятся частью организационной культуры, своеобразной корпоративной легендой.

Как видите, при взвешенном подходе, не лишенном здорового скептицизма и развитого чувства юмора, слухи из опасного врага могут превратиться в вашего помощника и союзника.

Стратегия целенаправленного влияния

Для того чтобы слух распространялся, необходимо, чтобы кто-то кому-то его передавал. Если увиденное и услышанное передается спонтанно, мы обычно не задумываемся ни об особом представлении информации, ни о произведенном эффекте. Иное дело — целенаправленное влияние. В этом случае для достижения желаемой цели хорошо бы все делать «по науке». А наука в лице американских психологов Эллиота Аронсона и Энтони Пратканиса предлагает следующие шаги.

Шаг первый. Необходимо взять ситуацию под свой контроль и обеспечить благоприятный климат для распространения запланированного слуха. Для этого лучше всего упомянуть, что о сообщаемом факте, якобы, всем известно.

Шаг второй. Отправителю (создателю) слуха необходимо вызвать доверие собеседника к «источнику информации», то есть к себе. Чуть ниже мы раскроем секреты создания образа, внушающего доверие.

Шаг третий. Самый ответственный момент — непосредственная передача необходимой информации. Передавать ее необходимо так, чтобы сфокусировать внимание слушателя именно на тех подробностях, которые нужны «первоисточнику».

Шаг четвертый. Не менее ответственный момент — контроль над эмоциональным состоянием собеседника. Вызвав определенную эмоцию собеседника — удивление, возмущение, раздражение — надо незаметно направить ее в выгодное для «отправителя послания» русло.

На самом деле эта стратегия стара как мир — в свое время ее описывал еще Аристотель…

Хотите больше знать о том, как работать с неформальными коммуникациями? Тогда — добро пожаловать на Очный интенсив Школы внутреннего коммуникатора

Кстати, в рамках тренинга рассматриваются кейсы реальных российских компаний

Кому мы склонны доверять?

Существуют разные технологии создания образа, вызывающего доверие. Здесь Хучитывается все — манера одеваться, говорить, двигаться и даже дышать. Этот вопрос вполне может послужить темой отдельной публикации. Сейчас же коснемся только нескольких аспектов распространения слухов.

Если убедить собеседника, что передача какой-либо неофициальной информации не несет ее распространителю никакой прямой выгоды и, более того, может нанести ему определенный ущерб — доверие к такому источнику резко возрастает. Поэтому прежде чем предпринимать какие-либо действия, спровоцированные слухами, подумайте, а кому подобные сведения могут быть на руку. И особенно внимательно отнеситесь к непосредственному распространителю слухов.

Наибольшего доверия может заслужить «источник», которому удалось создать иллюзию, что он не пытается влиять на адресата информации. Именно на этой особенности человеческой психики сыграть проще всего: несложно поверить случайно услышанному разговору, доносящемуся из-за неплотно закрытых дверей. А то, что эти двери предварительно заботливо приоткрыли, да и говорить стараются громче, чтобы случайно слушающий ничего не упустил, — об этом редко кто задумывается. Рекомендация проста: обдумайте и проанализируйте и информацию, и обстоятельства ее получения.

Человек с удовольствием поверит в то, во что он хочет верить.

Нейтрализация нежелательных слухов

Специалисты в области массовой информации и пропаганды владеют различными технологиями нейтрализации нежелательных слухов и превращения их в слухи желательные. Дадим общее представление о некоторых из них.

Кража грома. Если вы предполагаете, что распространение определенной информации о вас (о вашей компании) может нанести ущерб, а вероятность утечки этой информации весьма велика — лучше самостоятельно обнародовать компрометирующие факты в удобное для вас время и в наиболее подходящей интерпретации. Признание, прозвучавшее из ваших уст, не так губительно, как разоблачение, исходящее от вашего противника. Вам могут простить ошибку, но никогда не простят то, что вы пытались ее скрыть.

Прививка. Для сохранения репутации в случае угрозы распространения нежелательных слухов можно также запустить небольшой «слушок» в нужном вам направлении, чтобы появилась возможность продемонстрировать несостоятельность и откровенную глупость компрометирующей информации. Появление слухов, распространяемых недоброжелателями, после такой «прививки» будет встречено с определенной долей скептицизма: и что же этим недоброжелателям неймется?!

Проверка компетентности
. Очень часто нам пытаются подсунуть недостоверную информацию, ссылаясь на авторитет специалиста (эксперта). Несколько несложных вопросов, заданных себе самому или поставщику информации, помогут снизить риск обмана.

  • Названо ли имя эксперта или это туманная ссылка типа «ведущие специалисты говорят»?
  • Является ли указанный эксперт на самом деле специалистом или на него ссылаются просто потому, что он популярен в определенных кругах, либо ссылаться на его мнение престижно?
  • Попадает ли высказанное суждение в сферу компетентности данного эксперта?
  • Существует ли среди специалистов единое мнение по затронутому вопросу?
  • Может ли упомянутый специалист привести объективные доказательства в поддержку своего утверждения?
  • Является ли эксперт беспристрастным или же у него есть личный интерес в этом деле?

Привычка задавать «неудобные» вопросы сослужит вам добрую службу.

Краткие итоги сказанного:

  • При всей внешней схожести слухи и сплетни — не одно и то же. Слухи восполняют недостаток информации. Сплетни же удовлетворяют амбиции любителей позлословить.
  • Выполнение определенных правил безопасности позволит свести к минимуму возможный ущерб от злословия сослуживцев.
  • Понимание механизмов появления и распространения слухов — важное условие управления этой информационной стихией.
  • Умение управлять слухами позволяет перевести их из разряда потенциальных опасностей в категорию союзников и помощников.

При подготовке статьи были использованы материалы книги Э. Аронсона и Э. Пратканиса Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения

Статья предоставлена редакцией журнала Секретарь-референт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *