Благодаря кризису или вопреки ему заказчики все чаще просят отойти от классических форм тренингов и придумать что-то необычное, хором утверждают руководители тренинговых компаний.

 

С картой Стокгольма, пакетом исторических загадок и фотоаппаратом в руках лучший бухгалтер Сведбанка и ее коллеги вышли на улицы незнакомого города. Расшифровывая подсказки, разыскивая символы и знаки на стенах домов, выясняя подробности у удивленных местных жителей, они продвигались по маршруту… Квестом в шведской столице Сведбанк наградил сотрудников, получивших наивысший балл по результатам ежегодной аттестации.

Заставить думать

«Формальный тренинг не всегда дает 100%-ный результат, поэтому мы ищем новые формы и подходы в обучении, которые позволили бы при минимальных затратах получать максимальную эффективность, — рассказывает Дарья Рудник, начальник отдела обучения и развития Сведбанка. — Сейчас делаем акцент на том, чтобы во время обучения сотрудники сами искали ответы на вопросы, а не слушали только тренеров. В этом случае после тренинга они готовы охотно делиться новыми знаниями с коллегами».

Цена вороса
Наталья Тарнавская директор агентства «М-124» «Участие в квесте обойдется в среднем в 850 руб. на человека против 3000–4000 руб. классического выездного тимбилдинга. По желанию заказчика маршрут «затачивается» под его бизнес»

Квест по Стокгольму был не просто развлечением. Игре предшествовало групповое самоисследование, чтобы получить ответ на вопрос: «Существует ли формула результативности? Результативность — это большая ежедневная работа или большая удача?»

«Вечером, когда подводили итоги дня, мы увидели параллель между той формулой, что была выведена с утра, и тем, что помогло быть успешными в решении загадок и ориентировании в незнакомом городе», — подводит итог Рудник.

Наталья Тарнавская, директор агентства «М-124», продвигающая корпоративные квесты, соглашается с тем, что стандартные программы со временем приедаются: «Квест — в чистом виде командообразующий тренинг, внутри команды есть четко прописанные роли, у самого действия — цели и задачи. К тому же это вполне антикризисный инструмент, поскольку он дешевле, новее и интереснее того, что предлагает рынок. Сейчас на стадии обсуждения у нас несколько крупных тренингов, запланированных на весну. Все же это сезонный тренинг».

Тарнавская говорит, что квесты оптимальны для компаний от 30 до 100 человек или для подразделений больших компаний. А чаще всего квестами интересуются банки: видимо, офисным «сидельцам» захотелось вырваться на воздух, наконец-то увидеть город не из пробок или переполненного метро.

Тяжело в учении

Учебный центр (УЦ) АПК «Эфко» в Белгородской области со стороны похож на комфортабельный коттеджный поселок. Зато «учебы» проходят в условиях, близких к боевым. Целый месяц перспективные менеджеры не только развивают бизнес-навыки, но и бегают в 6 утра обязательные 10-километровые кроссы.

«Курсанты находятся в условиях интенсивных физических, эмоциональных и умственных нагрузок, — рассказывает директор по персоналу компании “Эфко” Николай Конюхов. — Лекции чередуются с тренингами. Тренинги способствуют закреплению формируемых личностных качеств через практические занятия, деловые игры, решение проблемных ситуаций. Наиболее распространенный тренинг, принятый в нашем УЦ, — командообразующий “Лесной курс”, задача которого заключается в оценке и развитии определенных динамических стереотипов (системы условных рефлексов) поведения человека: активность, лидерство, умение понимать возможности других и проч. Тренинг адаптирован к формированию и развитию кадрового резерва. Кроме “Лесного курса” используются еще театральный тренинг, различные формы коммуникационных и оценочных тренингов. Для каждого менеджера составляется отдельный план-график обучения с учетом психологических особенностей личности».

С 2005 г. «командообразовывать» своих сотрудников Банк проектного финансирования (БПФ) предпочитает в экстремальных условиях: рафтинг, горные перевалы, треккинг в Непале. «Это надежный способ создать по-настоящему сплоченный коллектив, — убежден Александр Плющенко, председатель правления БПФ. — Этому быстро учишься в походных условиях».

В этом году, по словам Плющенко, бюджет на тимбилдинг планируется сократить примерно на 30%. Но в остальном все будет как обычно. «Уже приступили к внутреннему голосованию — выбираем между Кенией и Бирмой, — говорит он. — В поездках могут участвовать все сотрудники банка, но каждое подразделение должно оставить в Москве одного или нескольких “дежурных”, поскольку банк во время тимбилдинга продолжает работу в обычном режиме. Разумеется, участие добровольное. Половину стоимости поездки оплачивает банк, оставшуюся половину сотрудник может оплатить из своего соцпакета. Ездят не все, но год от года число участников экспедиций растет».

Вот это кино

Максим Шмакотин, руководитель направления «корпоративные со-бытия» компании «Тренинг-бутик», рассказывает, что в их «меню» нет типовых программ, а из последних проектов он бы выделил квест для Сведбанка и «Ораторию-буфф», музыкальный спектакль, который они организовали на региональной конференции «Уралсиба».

Алина Удалова, руководитель дирекции корпоративной культуры и внутренних коммуникаций «Уралсиба», сначала принимала участие в написании текста для «Оратории», потом пела в хоре.

«Все мы стали членами большого музыкального коллектива, разделенного на оркестр, хор, группы поэзии, пантомимы и танца. Всего за несколько часов нам удалось создать законченное и убедительное произведение, объединившее все эти жанры, — рассказывает Удалова. — Надо сказать, мы были впечатлены результатом, я не видела на лицах участников обычного на подобных мероприятиях скепсиса. Никто не ожидал от себя и коллег ничего подобного».

По мнению Шмакотина, сейчас особенно актуальны программы по управлению изменениями, поскольку кризис можно рассматривать как перемены, в которых уделяется внимание развитию управленческих команд, программам по созданию новых стратегий.

«Интересный и до конца еще не оцененный формат — съемка корпоративных фильмов, — полагают в “Тренинг-бутике”. — Был у нас интересный опыт работы в подобном формате с одним из банков. Для сценария они переписали “Илиаду” под банковскую деятельность: недобросовестный заемщик (Парис) взял кредит (Елену) и не хочет возвращать». «В таком проекте можно работать группами или снимать единый фильм. Даже если его снимать на совсем отвлеченную тему, очень четко проявляются сложности внутреннего взаимодействия, тип корпоративной культуры, язык внутренних отношений. Кстати, это достаточно бюджетный вариант, в котором можно задействовать минимум внешних тренеров», — отмечает Шмакотин.

У одного из участников подобного кинотренинга в холдинге КЭС (там снимали фильм по сюжету «Белого солнца пустыни») воспоминания остались не лучшими: «Реквизит был минимальный — фломастеры и листы бумаги; снимали и монтировали сами, говорят, что был какой-то человек, который обучал монтировать, но мне его увидеть не удалось. Да и вообще, сейчас эта тема неактуальна — неоправданные расходы в кризис».

«Эти тренинги приносят лишь вторичную психологическую выгоду руководителю, — скептична психолог Марина Мелия, генеральный директор компании “ММ-класс”. — Начальники не знают, что им конкретно делать в условиях кризиса, и от растерянности или непонимания того, как действительно сплотить людей и повысить их мотивацию и эффективность действий, хотят таким образом уйти от реальности. Или просто следуют моде».

 

Римма Авшалумова Ведомости 20.02.2009, №31 (2301)

(Visited 52 times, 1 visits today)