Преодоление кризиса начинается изнутри

Мне придется сократить до 30% персонала в ближайшее время. Мне кажется, Вы должны знать об этом раньше остальных», — так начал разговор один из моих клиентов около месяца назад и оказался прав.

 

Действительно, специалисты в области коммуникаций и управления репутаций должны знать о сокращении персонала или других непопулярных мерах в компании заранее, для того, чтобы иметь возможность проработать аниткризисную коммуникационную программу для внутренних и внешних аудиторий. Нужно сказать, что в последние несколько лет мы заметили значительно возросший интерес руководителей российских компаний к вопросам управления репутацией.

 

Многие топ-менеджеры находили время для участия в специальных тренингах по разработке коммуникационных стратегий и управлению репутационными рисками, наиболее продвинутые компании разработали свои антикризисные коммуникационные стратегии. Но в настоящий момент принятые стратегии и усвоенные теории оказались не актуальны. Они рассчитаны на преодоление своих индустриальных и локальных кризисов, а не выживанию в условиях глобального. И важно не просто выжить, но и сохранить лояльность инвесторов, партнеров, потребителей, собственных сотрудников, коммуникация с которыми у многих российских компаний никогда не была приоритетом первого уровня.

Сегодня, когда залогом сохранения бизнеса стала способность компании максимально оптимизировать внутренние ресурсы, собственные сотрудники становятся весомым капиталом, а внутренние коммуникация приобретают особую значимость. Перед руководством и владельцами бизнесов в существующей ситуации неизбежно встает вопрос о сокращении персонала или заработной платы, переформировании команды, увеличении производительности труда, снижении связанной с этими действиями напряженности в коллективе, нейтрализации пессимистичных настроений и повышение мотивации тех, кого компания хочет сохранить.

Внутрикорпоративные коммуникации в условиях глобального кризиса — не просто совокупность методов и приемов, которые способствуют повышению производительности труда через развитие командного духа, личного профессионализма и компетенций каждого. Теперь это еще и средство мобилизации внутренних ресурсов, от которых довольно сильно будет зависеть успешность прохождения кризиса и будущее компании.

Именно поэтому, любое серьезное решение, изменяющее привычную жизнь компании, требует определенных коммуникационных действий со стороны руководства. Возвращаясь к моему разговору с клиентом, планировавшим серьезные сокращения персонала, мы проанализировали ситуацию, поговорили с ключевыми топ-менеджерами и вместе решили, что в сложившейся ситуации, правильнее дать руководителям высшего и среднего звена возможность самим определить, как именно они будут сокращать расходы на 30%.

Им был предоставлен выбор — сокращение людей или сокращение зарплаты. Они должны были решить и представить свой вариант на общем совещании, где планировалось утвердить общую программу действий. В рамках этой работы мы, во-первых, провели внутреннюю диагностику, получили объективную картину мнений менеджеров разных уровней по поводу загрузки и эффективности персонала, во-вторых, опираясь на существующую корпоративную культуру, сформулировали обновленные ценности компании, связали их с текущими целями и задачами, понятными для всех сотрудников. Кроме того, мы убедили руководство компании в необходимости перенастроить систему внутрикорпоративных коммуникаций под антикризисные действия, разработали план мероприятий на краткосрочный и среднесрочный периоды, создали площадку для регулярного общения руководителей с сотрудниками. В результате, было сокращено не 30%, а 15% персонала.

Остальные расходы были снижены за счет оптимизации премий и перевода части людей на неполный рабочий день или трудовые договора. Важным результатом стало понимание оставшимися сотрудниками целей и задач компании, их мобилизация и мотивация к командной работе на сохранение и укрепление бизнеса. Основой антикризисной внутрикорпоративной коммуникационной программы всегда является наличие эффективных каналов коммуникации и обратной связи с сотрудниками.

Особенности и неординарные решения появляются по мере изучения каждой конкретной ситуации. В этом смысле, сложность и кажущаяся неразрешимость проблем добавляют азарта и драйва не только тем, кто хочет сохранить свой бизнес, но и тем, кто помогает им это сделать. Главное — уверенность в том, что кризис пройдет, и очень важно за это время не растранжирить репутацию, извлечь максимум пользы из борьбы с общим врагом, чтобы сплотить команду и сделать свою компанию еще сильнее.

Юлианa Слащевa, президент компании «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями», Sostav.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *