Cплоченный коллектив, командный дух его членов – эти понятия стали неотъемлемой частью того, от чего зависит успех деятельности любого предприятия, поэтому организации мероприятий, направленных на успешное командообразование, уделяется сегодня серьезное внимание.
Этот процесс ставит перед собой довольно дальновидные цели, ведь эффективность работы зачастую кроется в комплексном и разностороннем к ней подходе, поэтому работодатели все больший упор делают на групповой, коллективный способ решения производственных задач.
Кроме того, комфортный доброжелательный климат внутри коллектива существенно снижает проблему частой смены кадров, а значит и затраты ресурсов, как финансовых, так и моральных, на адаптацию и обучение вновь принятых в коллектив работников.
В таком коллективе и работается хорошо, и к работодателю отношение сердечное – плюсы очевидны. Попробуем же рассмотреть эти очевидные плюсы с точки зрения путей их достижения. То есть, как нужно организовать и провести систему мероприятий по тимбилдингу или командообразованию, чтобы команда эта в результате была образована, цели достигнуты.
И да, мы прекрасно знаем, как трудно бывает понять, чего же хочет наша целевая аудитория и какие ей предлагать форматы. Но эксперты курса «Event-менеджер» знают всё о мероприятиях, которые «заходят». А также помогают увеличивать вовлеченность сотрудников и превращают коллектив в сплоченную команду.
Первое. Изобретать велосипед здесь особо не требуется, ведь во многих предприятиях мудрые и понимающие руководители уже давно в вели в регулярную практику постоянные выездные мероприятия для своих работников: на природу, будь то пикник, туристический слет или спортивное соревнование, на культурно-массовое мероприятие, это может быть поездка в театр или на концерт всем коллективом, а также экскурсионные мероприятия, которые могут даже предполагать поездки в виде небольших туристических туров по соседним городам или даже странам. После таках выездов, когда происходит серьезная смена обстановки, обязательно стоит ожидать выброса массы положительных эмоций. Совместная игра, участие в нестандартных ситуациях, часто сопровождающихся здоровой порцией веселья, знакомство друг с другом уже на бытовом, более неофициальном уровне, несомненно способствуют сближению участников коллектива. Многие предприятия и организации в последнее время уделяют внимание и вопросам веры, христианского воспитания, что способствует поддержанию здорового морального климата внутри группы или команды. В этих целях очень удачна практика организации посещения святых мест, привлечение членов коллектива к участию в благотворительной деятельности организации.
Чем чаще и ближе происходит общение участников команды, тем прочнее налаживаются внутрикомандные связи, тем четче каждый из работников уже осознает себя частью такой команды, неотъемлемой и неотделимой. Интересы команды (группы, коллектива, предприятия) уже не являются для него чужими, а становятся частью своих собственных.
Второе. В ходе таких мероприятий можно с большим процентом точности распознать и проблемы, существующие внутри коллектива. Ни для кого не секрет, что лучше всего именно на бытовом уровне высвечиваются и достоинства и недостатки человека. Так и в коллективе. Все существующие конфликтные тенденции, возможные проявления непонимания внутри команды не замедлят себя проявить, как только участники команды встретятся в неофициальной и нерабочей обстановке. Но разовое мероприятие – не решение проблемы, ведь динамика отношений внутри коллектива настолько подвижна, что нуждается в постоянном анализе. Хорошим решением в данном случае можно считать проведение двух-трехдневных ежегодных или ежеквартальных туристических спортивных слетов. Для многих организаций и предприятий подобные выезды уже давно стали традиционными и приносят свои плоды. Вдали от цивилизации, в спартанской обстановке, проявляя себя и свои спортивные и командные качества в рамках сложных спортивных конкурсов и эстафет, участники учатся заново общаться друг с другом и зачастую выявляют себя с самых неожиданных сторон.
Третье. Очень важен в плане работы по командообразованию не только и не столько регулярный характер такой работы, сколько ее разнонаправленность и разноуровневость. К примеру, большинство из крупных и авторитетных организаций, коллектив которых уже давно работает в условиях взаимопонимания и единения, обязательно изначально планировали работу по тимбилдингу на всех уровнях своего коллектива: начиная от масштабов отдела, заканчивая общекорпоративными мероприятиями. И в этом, несомненно, есть своя логика. Простой пример: одна общевузовская новогодняя вечеринка для преподавателей и работников института не даст того командообразующего эффекта, если подобные мероприятия на каждой отдельной кафедре не предварят или не продолжат ее направление.
Четвертое. Часто в форме тимбилдингового мероприятия руководство создает дополнительную мотивацию сотрудников. Такой тренинг станет прекрасным подарком коллективу в связи с какими-то достижениями или по итогам эффективной и результативной работы за год. Так что не только на устранение проблемы или решение конфликтной ситуации направлены подобные мероприятия по командообразованию, но и на стимулирование коллектива к дальнейшим свершениям. Правильно организованное и качественно проведенное, мероприятие по тимбилдингу будет восприниматься участниками коллектива как праздник, а оптимистичный и доброжелательный настрой участников в этом деле — одно из важных условий эффективности и достижения намеченных целей.
Сделаем выводы:
— главное в планировании тимбилдинговой системы мероприятий – это не только поставить перед собой определенные цели, но и четко представлять себе, из чего эти цели складываются, из каких составляющих. Прежде всего, командой должно быть руководство предприятия, и даже если в его составе существуют разногласия или даже конфликты, то на других уровнях коллектива об этом догадываться не должны. Только личный пример отлаженной командной работы начальства – вот одна из важнейших составляющих работы по командообразованию внутри коллектива в целом. Другой не менее важной составляющей считается определенная атмосфера внутри коллектива – это должна быть атмосфера сплоченности и доверия, взаимопонимания и лидерства. И не стоит полагаться на то, что такая атмосфера возникнет сама собой: климат внутри коллектива – вещь тонкая и хрупкая, нуждается в постоянной поддержке и подпитке со стороны руководства. Кроме того, нельзя допускать изоляции отдельно взятых ячеек коллектива друг от друга: отделы должны взаимодействовать друг с другом, а произойдет такое взаимодействие только при условии возникновения такой необходимости.
— не менее важно в системе тимбилдинга отслеживать результаты уже проведенной работы, при чем в оценке уровня сформированности коллектива должны обязательно принимать участие и сами члены коллектива. Обычно такое оценивание происходит, исходя из критериев продуктивности схем коммуникации, удовлетворенности отношений между сотрудниками.
— особенно пристальное внимание следует уделять тем мероприятиям и тренингам, которые направлены на устранение какой-то конкретной проблемы или решение какого-то конкретного вопроса. Например, уникален по своей организации набор мероприятий и тренингов, используемый на самом начальном этапе существования коллектива, когда в роли новичка оказываются все сотрудники организации или предприятия. В этом случае используются мероприятия, направленные на общее знакомство, на осознание себя частью команды и носителем командных идей и ценностей, на выявление исподволь лидеров в коллективе. Немного отличается работа, направленная на сплочение коллектива, обновленного лишь наполовину, когда в результате обновления или увеличения штата требуется облегчить новичкам процесс вливания в жизнь коллектива. Серьезная работа по командообразованию предполагается и в случае работы с коллективами центрального офиса и региональных представительств компании, филиалов, а также с коллективами разных предприятий в случае слияния двух компаний или поглощения одной компанией другой.
— как и в любом направлении, в работе по организации тимбилдингового мероприятия важно особое внимание периоду pre-event или подготовки мероприятия и периоду post-event или подведению итогов. Во время подготовки обязательно стоит обратить внимание на ожидания участников коллектива – чего они ждут от предстоящего мероприятия, какие не очень удачные моменты из предыдущих тренингов стоит учесть и не допустить их повторения. Кроме того, одной из особенностей такого этапа тимбилдингового мероприятия является обязательная организация своеобразного пиар-оформления, призванного создать у будущих участников мероприятия чувства предвкушения и интриги. Подведение итогов проведенного тренинга важно потому, что дает очень ясное представление о том, насколько средства, использованные для достижения цели, были верно выбраны и правильно применены. Бывают случаи, когда результаты не только не отвечают ожиданиям устроителей мероприятия, но и ивент дает стопроцентно обратный эффект. Для закрепления же положительного эффекта результаты мероприятия необходимо озвучить широкой общественности. Здесь будут хороши и фотовыставка или фотопрезентация, и видеоотчет в форме красиво оформленного репортажа с места событий, а также сувенирные подарки участникам или даже последующий мини-ивент по итогам предыдущего: шуточная пресс-конференция, церемония вручение наград и призов и тому подобное.
Следует помнить и тот факт, что тренинг – это не панацея от всех бед и проблем, возникающих в коллективе. Часто корни проблемы тянутся из специфики предприятия или организации вцелом, а также могут быть следствием неадекватного стиля руководства предприятием. И тогда никакой тимбилдинг не заставит коллектив сплотиться, пока причина проблемы не будет устранена.
Самой большой проблемой в организации и проведении тимбилдингового мероприятия можно считать выбор той компании, которая, собственно говоря, и проведет это самое тимбилдинговое мероприятие. Количество предлагаемых услуг в этой сфере значительно превышает качество, поскольку на самом деле высокого качества тренинг способны провести лишь немногие, а большинство всего лишь варьируют заимствованные у других методы и формы проведения, упражнения и методики, что не только не способствует достижению поставленных целей, но и существенно снижает интерес участников к происходящему. Кроме того, количество лиц, занятых в подготовке и проведении мероприятия не должно ни превышать необходимое количество, ни занижать его, поскольку это может также серьезно отразиться на качестве проведения мероприятия, ведь в процессе тренинга тренеры должны охватить своим вниманием всех участников, но и в то же время не утомлять их назойливым опеканием. Тем более, что тренером обязательно должен быть человек, до тонкостей владеющий проводимой методикой, ведь если какие-то упражнения будут проводиться неточно, то эффект может быть противоположным ожидаемому.
Залогом успеха проведения командообразующего мероприятия можно считать также креативный подход к выбору формы и сценария проведения. Никому не интересны повторяющиеся из года в год стандартные пикники, здесь самое время проявить фантазию и новаторские качества: от ролевых игр до квестов, от страйкбола до военной зарницы – все формы хороши, если они нестандартны, свежи и оригинальны. Никто, кроме организаторов мероприятия, не обязан постоянно иметь в виду, что проводимое мероприятие призвано построить команду. Не обязательно сводить мероприятия по командообразованию до полностью развлекательного мероприятия. Многие ивент-специалисты профессионально и вполне логично вплетают в канву тимбилдингового тренинга семинары или конференции по сугубо профессиональным вопросам, что создает дополнительную возможность решить ряд рабочих задач эффективно и нестандартно, чему особенно способствует смена официальной обстановки на неофициальную.
Проводятся подобные мероприятия систематически и не обязательно должны быть приурочены к каким-либо датам или праздникам, хотя большинство менеджеров по персоналу придерживаются именно такого графика: новый год, день основания предприятия или компаниии, Восьмое марта, День защитника отечества, а также профессиональные праздники.
Источник http://www.event-forum.ru