Социально ответственный бизнес — это добровольное решение владельцев компании помогать обществу в разных сферах жизни. Такая помощь обычно основана на нравственных принципах и выходит за рамки обязательств, которые накладывает на бизнес закон.
Некоторые проявления социально ответственного бизнеса:
Образование и культура. Компания может помогать в профориентации, приглашать экспертов и организовывать лекции для студентов, создавать обучающие программы совместно с вузами, проводить концерты и выставки, поддерживать музеи и театры.
Экология. Наибольший вклад компании — снизить влияние на среду: рационально использовать ресурсы, уменьшить выбросы в атмосферу, использовать перерабатываемые материалы.
Здравоохранение и спорт. Кроме мероприятий по охране труда и спортивных занятий для сотрудников, компания может поддерживать работников опасного и вредного производства, организовывать кружки и секции, продвигать спортивные мероприятия, помогать спортсменам посещать соревнования.
Благотворительность. Часть прибыли бизнес может жертвовать на закупку лекарств, оборудования для больниц, курирование детских домов, хосписов, приютов, адресную помощь людям, финансирование некоммерческих организаций.
Уровни КСО
КСО-деятельность может быть направлена на сотрудников компании, общественность, окружающую среду. Выделяют три уровня социальной ответственности бизнеса:
Базовый. Сюда входит элементарное соблюдение законодательства: регулярная выплата зарплаты, соцпакет, уплата налогов, недопущение дискриминации сотрудников, безопасность труда, охрана окружающей среды в соответствии с правовыми нормами
Эту деятельность относят к КСО лишь условно, поскольку законы должны соблюдать все компании, а не только социально ответственные. При этом без базового законодательного минимума невозможно построить КСО.
Расширенный. Предполагает деятельность, которая улучшает жизнь сотрудников: дополнительное образование и повышение квалификации, организация питания, корпоративное медицинское страхование, санаторно-курортное лечение, культурно-развлекательные мероприятия, подарки для детей.
Высший. Включает общественные программы и благотворительность: финансирование социальных проектов (в качестве партнера или организатора), помощь нуждающимся, заботу об экологии.
Принципы КСО
Социально ответственные компании придерживаются следующих принципов:
- Публичность и прозрачность. Бизнес ведет КСО-деятельность открыто, все заинтересованные лица (сотрудники, партнеры, общественность) имеют доступ к информации и отчетам о работе.
- Достоверность. Сведения о КСО-работе должны быть правдивыми, их нельзя фальсифицировать.
- Регулярность. Компании решают общественно значимые вопросы не однократно, а на постоянной основе, в рамках долгосрочных программ и проектов.
- Актуальность и значимость. Важно, чтобы действия бизнеса соответствовали текущим потребностям общества, приносили ощутимую пользу людям и окружающей среде
- Политическая нейтральность. КСО-деятельность не должна выражаться в поддержке определенных политиков или партий.
ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КСО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОМПАНИИ? ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ЭТО ВМЕСТЕ С НАМИ НА КУРСЕ «БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ: СОЗДАЕМ И РАЗВИВАЕМ»
Как сформировать и внедрить социальную ответственность в компании
Для построения КСО необходимо:
- Выбрать направление. Сначала бизнес определяет сферу деятельности с учетом ниши компании и финансовых возможностей.
- Направление должно соответствовать бизнес-модели и ценностям бренда. Это позволит рационально потратить средства, чтобы проекты положительно отразились на развитии и продвижении. Например, бренду спортивной одежды подойдет финансировать детские секции или устраивать забеги для жителей города.
- КСО желательно внедрять постепенно, от простого к сложному. Стоит начать с легких проектов, не требующих больших затрат. Например, перейти на электронный документооборот и экономить бумагу с помощью двусторонней печати.
- Затем можно расширить программу: оборудовать комфортабельные офисы, ввести корпоративное питание, предложить спонсирование государственных и общественных проектов.
- Сформировать команду. Крупные компании и корпорации создают целые отделы по КСО-деятельности. Менее масштабный бизнес привлекает сотрудников из разных подразделений: кадровиков, аналитиков, маркетологов, пиарщиков, дизайнеров. Если проект требует участия партнеров (госструктур, общественных организаций, коммерческих компаний), нужно их найти.
- Также есть вариант обратиться в профильные НКО, которые специализируются на выбранной теме
- Разработать стратегию и внедрить ее в работу. На этом этапе компания создает программу мероприятий, публично ее озвучивает (сотрудникам и общественности), реализует мероприятия на практике.
- Отслеживать эффективность. Это позволяет оценить результаты, скорректировать работу при необходимости, спланировать дальнейшую деятельность.
Обратите внимание, что внешний контур КСО и внутренние программы должны уравновешивать друг друга. Плохо, когда все силы бросаются на яркие внешние проекты, а социальные потребности сотрудников остаются не закрытыми. Противоположная ситуация так же не хороша – отдельный теплый рай внутри компании и отказ участвовать в решении задач общества не принесет ничего хорошего.
Для чего нужна корпоративная социальная ответственность
КСО позволяет компании:
Повысить лояльность клиентов и увеличить продажи. По данным «Коммерсант», 67% клиентов готовы платить больше за товары компаний, которые решают общественно значимые вопросы.
КСО-бренды транслируют значимые ценности: помощь нуждающимся, забота о семье и детях, корпоративная культура. Таким способом бизнес повышает лояльность аудитории, за счет чего привлекают новых клиентов и увеличивают продажи.
Получить поддержку государства и фондов, найти инвесторов. Власти и фонды по развитию предпринимательства благосклонно относятся к компаниям, которые помогают решать социальные задачи. Например, спонсируют городские мероприятия, финансируют образовательные проекты или строят объекты инфраструктуры (детские площадки, зоны отдыха).
За счет КСО бренд выстраивает хорошие отношения с госструктурами и общественными организациями, получает гранты и налоговые льготы. Это создает выгодные условия для ведения и развития бизнеса.
Привлечь кадры и повысить эффективность труда. КСО улучшает имидж компании в глазах потенциальных сотрудников. Соискатели скорее выберут работодателя, который заботится о благополучии персонала: предлагает достойный заработок, премии, медицинскую страховку, оплачивает дополнительное образование, организует культурно-развлекательные мероприятия
Если кандидаты разделяют идеи социальной ответственности, они будут лояльны к компании с морально-этической точки зрения. Когда сотрудникам близки ценности бренда, они глубже вовлекаются в рабочие процессы, за счет чего растет эффективность труда.
Создать инфоповоды. Общественная деятельность бизнеса привлекает внимание СМИ и медиа: они пишут об этом статьи и новости, делают ТВ-репортажи, освещают тему на радио. Так компания расширяет свое присутствие в информационном поле, увеличивает число упоминаний и повышает узнаваемость бренда.
Автор — Анна Несмеева