Никто не хочет сдавать позиции: топовые работодатели наращивают активности, но мало у кого получается вырваться в рейтинге.

В конце января опубликованы результаты самого масштабного исследования карьерных ожиданий ведущих вузов и составлен IX Рейтинг лучших работодателей FutureToday. В ходе исследования было опрошено 24 107 выпускников топовых российских вузов, выпускающихся в 2025-2026 годах.

ЛУЧШИЕ РАБОТОДАТЕЛИ

На фоне усиления кадрового голода ведущие компании вкладывают всё больше средств в привлечение талантливых молодых специалистов: если в прошлом году для попадания в топ-10 общего рейтинга нужно было набрать 6,5% голосов респондентов, то в этом – уже 7,1%. Прошлогодние 6,5% в этом году позволили бы занять только 12 место. При этом компании, которые уже входят в топ-10, делают всё, чтобы остаться в нём. Поэтому из топ-10 компаний Общего рейтинга топ-6 остались в том же порядке: это Яндекс, традиционно возглавляющий рейтинг в последние годы, VK, Т-Банк, Сбер, Газпром и Озон.

Тем не менее в десятке появилось два новичка. Во-первых, это Samsung, переместившийся с 14го на 10е место. Теперь, вместо с Huawei (8е место в рейтинге) две из дести компаний топа – азиатские гиганты, что отражает общий экономический тренд. Кстати, других международных компаний в топ-10 нет ни в одной номинации.

Второй новичок топа – это Альфа-Банк, взлетевший с 11го места сразу на 7е и увеличивший уровень поддержки более, чем в полтора раза. И это серьезный претендент на то, чтобы в следующем году изменить сложившийся в Топ-5 порядок. Теперь, три из десяти самых привлекательных работодателей – это банки. Учитывая, что 11 место занимает ВТБ (который также значительно вырос в этом году – с 18 на 11е место) – мы можем говорить о явной тенденции.

В номинации «Лучшие из лучших» ситуация похожая: первая шестерка практически без изменений (Яндекс, ВК, Сбер, Т-Банк, Озон, Альфа-банк), только Сбер обошел Т-Банк и занял третье место. В целом в десятке всего два новичка – но это много: в прошлом году новых компаний в десятке не было вовсе. В этом году – это ВТБ и Huawei, которые заняли, соответственно, 8е и 9е места, вытеснив из топ-10 Газпром и Kept (ранее KPMG). Это первый год за последние 5 лет, когда в топ-10 по мнению самых востребованных студентов нет ни одной нефтегазовой компании.

Наибольшие изменения – в номинации «Лучшие в своей целевой аудитории». На первом месте по-прежнему Яндекс, второе занял VK, обойдя Госкорпорацию Росатом. На четвертое место ворвался Т-Банк, перескочив с 6го места в прошлом году. А пятое место разделили между собой Сбер и Сибур, набрав ровно по 26,6% голосов. Альфа-Банк поднялся с 11го на 7 место, Озон – с 10го на 8е. Газпром нефть опустилась с 7е на 9е место, а ВТБ вошел в Топ-10, переместившись с 12го места.

Отдельно интересно отметить, что Wildberries, которая в отличие от Озона, Яндекса и Сбера долгие годы находилась за границами топа, несмотря на огромную долю рынка e-commerce, стала активнее работать с молодыми талантами и в этом году впервые вошла в топ-30, замыкая как общий рейтинг, так и рейтинг «Лучшие из лучших». Если компания продолжит вкладываться в работу с молодыми специалистами, в будущем она сможет составить признанным лидерам серьезную конкуренцию.

Ниже вы найдете интересные факты из исследования, которые отражают карьерные планы и предпочтения молодежи.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МОЛОДЕЖИ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

▪️Важность самого главного фактора – «Возможность гибкого графика» продолжает расти: в этом году его выбрали 59% респондентов против 57% в прошлом, важность второго фактора – «Баланс работы и личной жизни» – выросла еще больше: с 52% до 57%. 8 лет назад значимость составляла, соответственно, с 43% и 36%. Находящийся на третьем месте «Дружный коллектив» также вырос за год с 38% до 39%.

▪️Факторы «Высокая зарплата уже на стартовой позиции» (4 место, 35%) и «Быстрый карьерный рост» (5 место, 29%) в этом году повторно (второй раз за 9 лет) попали в топ-5, подтвердив изменившийся кадровый ландшафт. Теперь молодые специалисты хотят не только гибкой и приятной атмосферы, но также и хорошей компенсации. Всё и сразу.

▪️Мы видим существенный рост числа респондентов с очень высокими зарплатными ожиданиями. В этом году впервые больше всего респондентов на вопрос об ожидаемой зарплате после выпуска выбрали вариант «120 000 рублей и более» – 21% студентов рассчитывают получать именно столько. Это огромный скачок по сравнению с прошлым годом – ранее таких было только 12%, в 2023 году – 8%, а в 2021 и 2022 годах – только 6%. Доля тех, кто рассчитывает на зарплату от 110 000 до 120 000 рублей выросла с 3% до 8% (в 2021-2023 году – таких было всего 2%).

▪️Менее 50 000 рублей после окончания вуза готовы получать менее 10% респондентов. Среди девочек таких 11%, среди мальчиков – 6%. В прошлом году средняя доля по выборке была 17%, в 2023 году – 30%, в 2022 – 37%. А вот доля тех, кто затруднился ответить на вопрос о зарплате, упала с 7% в 2021 году до 1% в 2025. Кажется, они задумались о зарплате.

▪️При этом в разных регионах могут быть разные приоритеты: например, в Казани, Красноярске и Ростове-на-Дону особенна важна Стабильность и надежность – 42% респондентов отметили этот фактор. Для Казани и Ростова-на-Дону – это четвертый по значимости фактор, для Красноярска – пятый. А во Владивостоке на первом месте – Высокая зарплата уже на стартовой позиции (41% респондентов).

▪️Доля работающих студентов выросла до 63%. В прошлом году таких было 61%, а за год до этого – 53%. При этом часть из них работает временной работе (20%), часть в формате стажировки или практики (11%), некоторые подрабатывают не по специальности (9%). На постоянной работе занято 23% респондентов.

▪️При этом за год 43% респондентов ни разу ни откликались ни на одну вакансию или стажировку. Удивительно, что среди тех, кто указал, что он находится в активном поиске работы, ни разу не откликалось ни на одну вакансию или стажировку 36%! Переход от создания плана к его реализации не всегда оказывается простым.

▪️Больше кандидатов стало находить работу через специализированные сайты о карьере (19%), но на первом месте все еще друзья и знакомые: из школы и вуза (21%), через преподавателя / базовую кафедру (11%) или через родственников и друзей семьи (10%). Возможно, не удивительно, что они не откликаются на вакансии. Возможно, на текущем перегретом рынке труда им и не надо откликаться на вакансии, чтобы найти работу.

▪️Вузы работают как социальные лифты: 62% респондентов учатся не в своем родном городе. Во Владивостоке таких 83%, а вот в Москве – 59%. При этом после окончания ребята готовы переезжать и дальше: 79% томских выпускников «готовы» или «скорее готовы» к переезду. Но в основном в центральные регионы. В столицах готовых к переезду значительно меньше – 42% в Москве и 56% в Санкт-Петербурге.

▪️74% после окончания вуза планируют работать по специальности. При этом меньше всего доля тех, кто планирует работать по специальности среди инженеров – 72%. Среди ИТшников таких 78%, среди Химиков / Физиков / Биологов – 75%, а среди Экономистов – 74%.

▪️Самый востребованный формат карьерных мероприятий – дни карьеры: среди всех студентов, которые хоть раз участвовали в мероприятиях, 44% участвовали в днях карьеры и ярмарках вакансий в вузе, а 18% принимали участие в офлайновых днях карьеры вне вуза и еще 13% ответили, что принимали участие в онлайн днях карьеры. Помимо лекций компаний в вузе (33%) и вебинаров (20%) в топ популярных форматов вошли и образовательные курсы от компаний, проводимые онлайн (20%).

▪️Последние четыре года растет доля студентов, охваченных активностями работодателей – в этом году она составила 55% (45% не принимали участия ни в каких активностях). Однако доля вовлеченных студентов еще не вернулась к допандемийному уровню в 57% аудитории.

▪️Чисто удаленная работа – не самый привлекательный вариант для молодых специалистов – такой вариант предпочли бы только 19% студентов. Наиболее популярен гибрид (42%), при этом лучше всего – два (16%) или три (13%) дня в офисе, а остальные – удаленно. Но и 100% офисный график еще менее привлекателен, что 100% удаленка – сторонников такого формата только 5%.

▪️Студенты проявляют интерес к самостоятельному заработку вне классического найма. 25% респондентов имеет опыт биржевой торговли и еще 14% планируют получить его в течение ближайшего года. 13% пробовали торговать на маркетплейсах и еще 10% планируют приступить к этому в ближайший год. Это хорошо соотносится с результатами прошлогоднего исследования, в рамках которого мы выяснили, что лишь 43% студентов в будущем видят своим основным источником дохода работу по найму.

▪️Лидерство среди социальных платформ сохранил и нарастил Telegram. Ежедневно им пользуется 87% респондентов. Предыдущим лидером – VK – ежедневно пользуются 77% респондентов (-4 п.п. к прошлому году). На третьем месте по популярности – Youtube, ежедневное использование которого впервые немного сократилось (с 68% до 67%). А вот социальная сеть Pinterest с результатом 23% упрочила свои позиции, впервые обойдя TikTok (который снизился до 20%). Кстати, в Ростове-на-Дону ей пользуется уже 33% респондентов!

Все подробности и результаты можно найти здесь.

(Visited 69 times, 1 visits today)