Визуальные инструменты стали неотъемлемой частью охраны труда. Всё больше компаний обращаются к графике, анимации, комиксам и интерактивным форматам, чтобы сделать инструкции более понятными и запоминающимися, а также вовлечь сотрудников в процесс формирования культуры безопасности. Рассмотрим опыт двух компаний: Трубной металлургической компании (ТМК) и «Лемана ПРО».

Визуальные решения ТМК

Приоритетная цель, которую ставит перед собой ТМК — нулевой уровень травматизма. Понимая, что её невозможно достичь без участия каждого сотрудника, компания на регулярной основе вовлекает в процессы улучшения условий труда и безопасности на заводах весь персонал. В рамках общей стратегии проводят разнообразные мероприятия, помогающие усилить контроль по всем направлениям деятельности. При этом важной частью достижения нулевого травматизма в компании является визуализация правил, схем и инструкций, а совмещение её с креативным подходом позволяет добиваться максимальных результатов в работе по снижению рисков. 

«В жизни только одна жизнь»

В компании стремятся изменить подход донесения информации персоналу и привлечь их внимание к собственному здоровью и безопасности. Это стало предпосылкой к реализации проекта «В жизни только одна жизнь», кураторы которого поставили перед собой задачу — не просто напомнить работникам о важности соблюдения требований охраны труда, но сделать это нестандартно, креативно и ярко, чтобы развить в каждом культуру осознанного отношения к собственной безопасности, здоровью, а также к безопасности окружающих. 
Реализацией задуманных идей занялось одно из ведущих российских креативных агентств. Для информационной кампании была утверждена креативная концепция «В жизни только одна жизнь». Она включала в себя два больших направления:

Мотивационные пиксель-арт плакаты. В рамках проекта была разработана серия плакатов, выполненных в 8-битном графическом стиле. Они иллюстрируют компьютерную игру, главным героем которой является металлург. На пиксель-артах обыграны самые распространённые случаи нарушения правил безопасности, где герой демонстрирует правильное поведение на территории предприятия и рабочем месте. Изображение подкреплено доступной и ёмкой формулировкой базового требования охраны труда. 

Использование игровой концепции напоминает сотрудникам, что в реальности у них нет шансов пройти уровень заново, как в игре, или переиграть ситуацию, также как и возможности воспользоваться запасной жизнью — она только одна, поэтому относиться к её сохранению нужно серьёзно. Таким образом у работников вырабатывается личная «нетерпимость к опасному поведению» и осознание необходимости ценить свою единственную жизнь, а значит, разумно относиться к правилам охраны труда и безопасности. 

Видео- и радиосюжеты по теме охраны труда. Вторым направлением информационного проекта стало создание и трансляция видео- и радиосюжетов, посвящённых охране труда и промышленной безопасности. Причём инструктажи в формате видео демонстрируются как сотрудникам компании, так и гостям предприятий. 

Проект стал популярным и получил положительный отклик аудитории — в интернете его посмотрели десятки тысяч пользователей. Кроме того, он был отмечен высокой оценкой и профессионального сообщества, заняв призовые места на престижных международных конкурсах и фестивалях рекламы и брендинга.

ПОМОЖЕМ СДЕЛАТЬ КОРП. КУЛЬТУРУ ИНСТРУМЕНТОМ РЕШЕНИЯ БИЗНЕС-ЗАДАЧ. ПРИХОДИТЕ НА КУРС «КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА — РАБОТАЕТ»

«Мама, смотри, как надо!», «Папа, смотри, как надо!»

Главными героями другой масштабной информационной кампании по охране труда стали дети, которые обращают внимание родителей на важность соблюдения правил безопасного поведения на производстве.

«Папа, смотри, как надо!», «Мама, смотри, как надо!» — ключевые слоганы плакатов, которые заставляют задуматься каждого взрослого, что охрана труда выходит за рамки трудового процесса, ведь дома их ждут родные близкие. Всего разработаны пять сюжетов в современной стилистике. Они демонстрируют основные правила охраны труда на рабочем месте, от соблюдения которых зависит не только здоровье самого работника, но и благополучие всей его семьи. 

Брэндмауэры с запоминающимися иллюстрациями размещены на нескольких предприятиях ТМК и придают охране труда на производстве особый смысл. Яркие, креативные плакаты направлены на формирование культуры безопасного поведения работников и повышение их внутренней ответственности. 

Креативные визуальные коммуникации, используемые компанией, служат основным приоритетам ТМК — сохранение здоровья и жизни работников, обеспечение комфортных и безопасных условий труда и стремление к полному отсутствию производственных травм. Эффективность данного инструмента подтверждают сами сотрудники, которые отмечают, что плакаты напоминают им об ответственности перед своими родными, мотивируют возвращаться домой живыми и здоровыми и просто создают хорошее настроение. 

Визуальные решения «Лемана ПРО»

Средний возраст сотрудников в «Лемана ПРО» составляет 35 лет. Это поколение, привыкшее к быстрому и наглядному восприятию информации. Именно поэтому возникла задача: как сделать так, чтобы правила безопасности не только были замечены, но и закрепились в сознании сотрудников?

Ответ оказался очевидным — визуализация. Графические элементы, комиксы, фотографии и даже видео — всё это не просто привлекает внимание, но и упрощает запоминание. Подход позволяет адаптировать сложные инструкции под запросы современной аудитории и поддерживать высокий уровень безопасности на рабочих местах.

БУК по безопасности

Одним из решений стал справочник, или БУК, по безопасности. Он содержит краткие визуализированные правила для различных зон магазина (торговый зал, склад) и видов работ (выкладка товаров, разгрузка, работа на стеллажах). Формат «как правильно» и «как неправильно» помогает сотрудникам быстро вспомнить, что нужно делать в тех или иных ситуациях. Пользоваться справочником могут все сотрудники компании.

Визуализированные правила безопасности

В помощь руководителям отделов при проведении инструктажей по охране труда, а также для удобства самих сотрудников были разработаны визуализированные правила безопасности. 
Если в БУКе стандарт работы излагается кратко, например, фото того, как должна располагаться паллета на стеллаже, то инструкции подробно объясняют сам процесс работы. Они включают пошаговые рекомендации, как безопасно поднимать и переносить грузы, работать на ручной гидравлической тележке и так далее. 
Инструкции охватывают все основные виды выполняемых работ и доступны в двух форматах, чтобы каждый мог выбрать наиболее удобный для себя вариант.

Комиксы по безопасности как рубрика в сетях

Основной инструмент коммуникации в «Лемана ПРО» — корпоративная социальная сеть CONNECT. Для популяризации вопросов охраны труда здесь создан отдельный канал, в котором публикуется интересная статистика по безопасности и кадрам, советы и лайфхаки для работы, новости, а также интересные рубрики об особенностях труда в других странах, опросы сотрудников и, конечно, разные визуальные материалы. 
Один из форматов портала — комиксы. Они рассказывают о сложных ситуациях в форме коротких историй с понятными иллюстрациями, что делает тему охраны труда более живой и увлекательной.

Стикеры

Специалисты по охране труда компании совместно с дизайнерами создали серию стикеров, которые можно использовать в различных форматах. Например, их можно добавить в презентацию, сделать из них наклейки, распечатать на сувенирной продукции, разместить на заставках рабочих экранов или даже на торте. 

Плакаты

В компании выделили ключевые аспекты безопасной работы и создали так называемые «плакаты вдохновения». Основная идея заключалась в том, чтобы связать рабочие моменты с аналогичными ситуациями из повседневной жизни и заставить сотрудников задуматься о своей безопасности. К каждому такому противопоставлению рабочего и личного подобрали подходящую фразу. 
Например, опущенный шлагбаум у железнодорожного переезда можно сравнить с запретом заходить за ограждение опасной зоны, когда кто-то работает на технике. Дополняет визуальный образ фраза «Помни: тебя ждут дома».

Видеоролики

Когда компания оснастила все свои погрузчики специальными устройствами для индикации рабочей зоны техники — редлайнами и блюспотами, возникла необходимость донести информацию об этих изменениях до сотрудников. В дополнение к традиционным способам коммуникации, таким как статьи в корпоративной сети и общение со специалистами по охране труда на местах, было решено создать специальный ролик. Поскольку речь шла о красных редлайнах и синих блюспотах, за основу был взят известный фильм «Звёздные войны», в котором присутствуют красный и синий мечи. 
Формат так полюбился сотрудникам, что сегодня в «Лемана ПРО» создана целая серия роликов, посвящённых безопасности, по мотивам популярных фильмов. Например, сюжет «Терминатора» переложен на работу с СИЗ, а персонажи «Пятого элемента» учатся правильному запаллечиванию товара. Один из роликов, представленный в виде игры, рассказывает о безопасном подъёме и перемещении товара вручную. Также были созданы два клипа: один в стиле рэп о безопасности на лестнице и другой в стиле металл о соблюдении требований безопасности в целом и работе на технике в частности.

Источник — ОТ Медиа — федеральный портал об охране труда:
«Папа, смотри, как надо. Как визуальные коммуникации в охране труда повышают культуру безопасности на производстве»
«Как сделать охрану труда понятной и интересной для сотрудников: визуальные решения «Лемана ПРО»»

(Visited 59 times, 1 visits today)