Одной из самых распространенных форм участия компании в жизни местного сообщества является корпоративное волонтерство, которое подразумевает добровольную работу сотрудников компании на благо местных сообществ при ее активной поддержке.

Традиционно волонтерство подразумевает жертвование времени. Однако в последнее время для описания внешней социальной активности сотрудников в англоязычных странах все чаще использует ся термин Employee Volunteering and Giving Programs (EVGPs) — дословно «волонтерские программы и денежные пожертвования сотрудников» (предлагаем ввести русскоязычный термин ВПС — «волонтерство и пожертвования сотрудников»).

Корпорации могут на условиях частичной или полной занятости посылать сотрудников-волонтеров в качестве временных работников в организации, работающие на благо местного сообщества, а также поддерживать и поощрять самостоятельную волонтерскую деятельность своих сотрудников и членов их семей.

 

Например, H.B.Fuller создает Советы по делам местных сообществ, управляемые сотрудниками компании, a Levi Strauss организует небольшие мобильные команды для участия в жизни местных сообществ. EDS (Electronic Data Systems Corporation) ежегодно проводит Всемирный день волонтерского труда, который подводит итоги работы добровольцев и. по мнению специалистов, является лучшей рекламной акцией компании. Проводимая в 30 странах в последние годы акция компании так или иначе затрагивает около 1 млн. людей во всем мире.

Вовсе необязательно посылать своих сотрудников подметать улицы. Их знания и навыки можно использовать гораздо более эффективно. Люди, работающие в бизнесе, обычно хорошо образованны и владеют самыми разнообразными навыками — от умения пользоваться Интернетом до знаний в бухгалтерском учете и маркетинге. Именно эти навыки могут быть так необходимы некоммерческим организациям — партнерам компаний в улучшении жизни местных общин.

Так, например, в 2008 году украинская компания BDO выступила инициатором создания «Волонтерской инициативы по предотвращению торговли людьми», которая успешно реализуется уже более 3-х лет. Сотрудниками компании было проведено большое количество информационных семинаров. По словам Юлии Таракановой, руководителя направления КСО компании, «главная цель компании BDO — повысить уровень информированности населения и осознания проблемы торговли молодыми людьми и, как результат, — уменьшить количество людей, которые становятся жертвами этого преступления, за счет демонстрации лучших примеров компаний- работодателей Украины, которые выступают гарантом социальных сфер и, по сути, отвечают за благополучие человека и его семьи. Мы стремимся демонстрировать пример высокой социальной ответственности перед государством и обществом, уделяем большое внимание навыкам, мотивации и участия сотрудников в вопросах КСО».

Сами сотрудники, участвующие в местных программах, считают, что их навыки в процессе общественного труда улучшились на 17%. а наблюдающие за ними начальники называют цифру 14%. Основные навыки, на которые указывали практически все опрошенные — коммуникативные, навыки работы в команде и креативного мышления.

Что может включать в себя волонтерство?

■ Общественную деятельность, непосредственно связанную с работой (например, выступление в роли гида для группы школьников, знакомящейся с деятельностью компании).

■ Индивидуальную или групповую работу в благотворительном проекте на условиях частичной занятости (например, оплачиваемое освобождение на 100 часов рабочего времени в течение трех месяцев для реализации проекта в местном сообществе).

■ Членство в общественных организациях (например, работа part-time бухгалтером в благотворительной столовой). Эта форма участия сотрудников в жизни местного сообщества тоже встречается нечасто. По-видимому, из-за общей неразвитости некоммерческого сектора и повальной апатии граждан, коими сотрудники тоже являются.

■ «Начальник напрокат» (Loaned CEO). Эта форма включает участие в попечительских советах некоммерческих организаций (обычно руководителей компании), в том числе, для планирования деятельности и привлечения средств; а также предоставление экспертизы и деловых связей для улучшения работы некоммерческой организации. В России это происходит стихийно и неформально в форме устной рекомендации одного начальника другому помочь какой-то благотворительной организации.

■ Краткосрочную работу на условиях полной занятости (например, трехмесячный перерыв в исполнении основных обязанностей для того, чтобы выполнить определенную задачу при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию).

■ Долгосрочную работу на условиях полной занятости (например, годичный перерыв для исполнения какой-либо функции в благотворительной организации при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию).

■ Управление деловыми связями компании с местными организациями, например, помощь в развитии «социальных предприятий», в том числе компаний-поставщиков, где работают представители этнических меньшинств или инвалиды.

■ Организацию программ пожертвований в денежной и натуральной форме (например, участие в комитете помощи местному сообществу, работа в грантовом комитете, экспертиза заявок и др.).

■ Помощь «лицом к лицу» (например, работа с конкретными людьми — школьниками или несовершеннолетними правонарушителями в качестве наставника или общественного защитника).

Есть и другие формы участия, не относящиеся напрямую к волонтерству (то есть, к жертвованию времени). Они скорее касаются денег сотрудников компании.

■ Добавочный взнос (Matching Gift). Суть этой формы состоит в том, что компания добавляет некоторую сумму денег на программу или просто на некоммерческую организацию, которую сотрудник уже поддерживает (добровольно, конечно). Тем самым, компания дает сотруднику понять, что она уважает и поддерживает его выбор. В России эта форма не развита. Возможно, по причине повальной бедности населения и свежей памяти «обязательной благотворительности» в пользу партии, комсомола, ДОСААФ.

■ Вычеты из зарплаты. Организация сбора пожертвований на рабочем месте, когда сотрудники добровольно соглашаются, что из их получки автоматом вычитается заранее обусловленный процент на поддержку некоммерческой организации. Плюс этого способа е том, что сотруднику никуда не надс ходить, чтобы отдать свои деньги. Минус: в России нет крупных национальных и региональных организаций, подобных United Way International, отрабатывающих эту схему не один десяток лет по всему миру.

Современные компании рассматривают волонтерство как серьезный ресурс профессионального роста сотрудников. Сегодня основными условиями эффективности становятся профессиональные знания, навыки и ответственность. Волонтерство предоставляет уникальную возможность для развития новых навыков, главный из которых — лидерство. Например, в Украине ежегодно проходит Национальный конкурс «Корпоративное волонтерство», в рамках которого определяются лучшие программы компаний- участников конкурса в следующих номинациях «Улучшение качества жизни», «Образование и культура», «Здоровье и спорт», «Экология». В 2011 году победителями конкурса стали компании PricewaterhouseCoopers, БДО, Киевстар, Ernst & Young Украина, Перспектива М, Прикарпаттяоблэнерго, Amway, Coca-Cola Бевериджиз Украина» и Крафт Фудз Украина. Программы компаний-победителей конкурса ярко продемонстрировали, как бизнес, инвестируя небольшие средства, рабочее время, опыт и знания своих сотрудников, помогает решать насущные проблемы в разных сферах общественной жизни. Сотрудники компаний помогают детям-сиротам и молодежи адаптироваться к взрослой жизни. Они передают студентам и школьникам новые знания, навыки, которым не учат в школе и в институте. Они уже привлекли к своим программам тысячи людей, пропагандируя здоровый образ жизни. Много сделано сотрудниками компаний и в вопросе охраны окружающей среды, возрождении памятников истории и культуры.

Так, например, компания Hewlett- Packard активно работала со школьниками 5-12 классов, обучая их компьютерной премудрости. В итоге подросшие школьники и сами с удовольствием пользовались продуктами компании, и другим советовали. Волонтерские программы позволяют сплотить коллектив и быстро выяснить, кто чего стоит. Вот зам пример. Компания, занимающаяся продажей спортивной одежды, долгие годы поддерживала детский спортивный клуб. Однажды руководителю <омпании пришла в голову светлая мысль (точнее, нашлись добрые люди, подсказали) — а если послать своих новобранцев сплавляться с ребятами по реке? Отправил. Получился такой Team Building, что взрослые люди рыдали от восторга. Быстро выяснилось, кто на что способен. А какая экономия! Ведь теперь не нужно платить за дорогие тренинги по сплочению команды л по лидерству.

Что получают сами сотрудники компании от волонтерской работы:

■ Навыки планирования, формулирования долгосрочных и краткосрочных целей,
■ Навыки управления бюджетом и распределением средств,
■ Организационные навыки и искусство управления временем,
■ Ответственность — умение оценивать и отчитываться о проделанной работе,
■ Навыки общения, умение внимательно слушать и вести разговор,
■ Развитие навыков письменной и устной речи,
■ Навыки «выживания» и управление стрессовыми состояниями,
■ Определение личных приоритетов.

Хотя волонтерство является вполне законной формой благотворительной деятельности бизнеса и понятие добровольчества введено статьей 5 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», многие вопросы остаются неурегулированными. Например, вопросы об ответственности организаторов добровольческой деятельности и 06 охране труда добровольцев. Возможно, поэтому волонтерство не получает достаточного распространения среди российских компаний. Хотя, в принципе руководители компаний (40% опрошенных руководителей) готовы поддерживать социальную активность своих сотрудников; а 70% считают, что такая работа способна улучшить моральный климат в коллективе.

Одна из причин прохладного отношения наших предпринимателей к волонтерству как к мощному орудию работы с персоналом — наследие советского прошлого: слишком свежи в памяти добровольно- принудительные субботники. 72% опрошенных предпринимателей имеют опыт «добровольчества» советских времен, 25% отмечают их недобровольность. Поэтому все перечисленные выше формы волонтерской работы сотрудников остаются пока красивыми историями из ненашей жизни, а все указанные выгоды от добровольчества достаются другим.

Преимущества добровольчества остаются невостребованными отечественным бизнесом. А ведь оно, кроме всего прочего, приносит людям огромное удовлетворение и даже удовольствие. Сотрудники крупного регионального рекламного агентства радовались как дети, когда их начальник предложили им поработать (в рабочее время) над социальной рекламой некоммерческой организации. Реклама касалась предупреждения ранней половой жизни молодежи. По словам рекламщиков, они устали от коммерческих заказов, когда клиент «выкручивает руки» их творческому «я» и требует сделать, как у всех. В то время как «социальные заказы» дают простор их воображению, да и увидеть свой плакат на всех автобусных остановках города тоже приятно. Как приятно и осознание того, что они принесли пользу ЛЮДЯМ. Не верите? Повторяю историю еще раз. Сотрудники рекламного агентства в городе Бостон, штат Массачусетс…

А в 2010 году более 100 волонтеров ведущего украинского провайдера мобильной связи компании «Киевстар» по собственной инициативе озвучили художественные произведения для детей с проблемами зрения. Было записано около 7 часов аудио-текстов — 6 дисков с произведениями мировой и отечественной классики для детей младшего, среднего и старшего возраста, которые ранее не были доступны в аудио-формате. Изначально аудио-коллекция на украинском и русском языках создавалась для 8 подшефных компании интернатов, однако сборники аудио-литературы «Киевстар», озвученные волонтерами компании, теперь доступны для более 1000 людей с проблемами зрения, которые являются читателями Центральной библиотеки для слепых им. Н.Островского. А к новогодним праздникам волонтеры подарили детям сказку — аудио-спектакль «Снежная королева», где все роли исполнили сами сотрудники «Киевстар».

В 2009 году назад ведущий мировой центр по изучению корпоративной социальной ответственности Boston College Center for Corporate Citizenship опубликовал результаты исследования более 200 компаний из списка FortuneSOO на предмет корпоративных программ в области волонтерства и пожертвований сотрудников. Были выделены шесть основных факторов (драйверов), определяющих воздействие ВПС на компанию и местное сообщество: 1) Обоснованность темы; 2) Стратегическое бизнес- позиционирование; 3) Достаточные инвестиции; 4) Корпоративная культура; 5) Степень вовлеченности сотрудников; 6) Оценка и эффективность воздействия на компанию и местное сообщество.

Выяснилось, что факторами, в наибольшей степени влияющими на ВПС, являются:

В Стратегическое бизнес- позиционирование (38%) Корпоративная культура (36%) В Обоснованность темы (32%) □ Оценка и эффективности воздействия на компанию и на местное сообщество (28%) Значение выделяемых компанией ресурсов в качестве «важного драйвера ПВС» (в том числе, например, выделенная ставка для сотрудника, отвечающего за программы ВПС) признали достаточными 13% опрошенных, а достаточное участие самих сотрудников признали «важным драйвером» лишь 6% респондентов.

Источник: Сайт csrjournal.com/http://www.csrjournal.com/akcent/5672-korporativnoe-volonterstvo-kakaya-ot-nego-polza.html

(Visited 99 times, 1 visits today)