Deloitte назвала главные тренды в управлении сотрудниками

«Альтернативная» работа превращается в мейнстрим, компании учатся управлять опытом сотрудника и извлекают прибыль благодаря важным для общества делам
В новом отчете Deloitte «Международные тенденции в сфере человеческого капитала за 2019 год» (есть в распоряжении РБК) рассматриваются методы преобразований организаций, направленные на укрепление роли и социальной значимости работников. Авторы выделяют несколько интересных тенденций в управлении сотрудниками.

«Альтернативная» работа становится мейнстримом. В течение долгих лет компании рассматривали работу по договору, фриланс и аутсорсинг в качестве «альтернативной» — своего рода дополнения к полной занятости. Сегодня эти варианты становятся мейнстримом, и компании должны учиться стратегическому управлению ими. Учитывая растущую нехватку квалифицированных кадров и низкий уровень рождаемости во многих странах, использование альтернативных трудовых ресурсов и управление ими станут важным фактором, влияющим на рост бизнеса. Фрилансеры превращаются в самый быстрорастущий сегмент рабочей силы в Европейском союзе: в период с 2000 по 2018 год их число более чем удвоилось. Любопытно, что 64% штатных сотрудников ищут себе подработки, то есть так или иначе вовлекаются во фриланс.

Обычные должности превращаются в «супердолжности». Традиционные должности в компаниях сводились к четко описанным функциям со стандартными прописанными повседневными задачами. Автоматизация части рабочих мест высвободит работникам время на более важные задачи — решение стратегических проблем, интерпретацию данных, коммуникацию с клиентами и т.п. Эти задачи требуют навыков более высокого уровня. Организациям придется создавать более гибкие и эволюционирующие со временем позиции и роли. Сохранив прежние названия — «менеджер», «дизайнер», «аналитик», — эти позиции и роли станут «супердолжностями».

Компании учатся управлять опытом сотрудника. Одним из самых серьезных вызовов, которые стоят перед компаниями, аналитики Deloitte считают управление опытом сотрудника. 84% компаний, опрошенных при подготовке доклада, сочли этот вопрос важным, а 28% включают в первую тройку наиболее актуальных задач, которые стоят перед их организацией.

Под опытом сотрудника понимают впечатления, которые формируются в процессе контакта работника, компании и клиента. Они связаны с условиями труда, рабочим пространством, культурой взаимодействия внутри компании и т.п. «В этом году областями повышенного внимания участников исследования стали управление опытом сотрудника (employee experience), обучение и развитие лидеров. Это свидетельствует о том, что работодатели как в мире, так и в России прекрасно понимают необходимость более грамотного взаимодействия с существующими сотрудниками, сохранения их в организациях. Особенно это актуально в контексте реалий современного рынка труда, а именно недостатка квалифицированных кадров с набором компетенций и навыков, критичных для работы в условиях автоматизации процессов», — отмечает Вера Витальева, директор группы по управлению персоналом и организационными изменениями Deloitte.

По словам эксперта, используя опыт сотрудника в качестве инструмента управления, можно точечно выстраивать стратегии работы с разными категориями сотрудников, корректируя наиболее проблемные зоны. Используя индивидуальный подход к каждому, можно радикально снизить текучку персонала. «Управление опытом сотрудника на российском рынке труда является относительно новым инструментом, в то время как передовые западные компании в настоящее время уже активно его используют: в их штате есть специальные позиции, такие как директор по управлению опытом сотрудника (employee experience officer) и т.д., — говорит Витальева. — Тем не менее за последние несколько лет среди российских компаний можно наблюдать повышенный интерес к данному инструменту, поскольку управление опытом сотрудника позволяет не только привлекать, но и удерживать ценные кадры».

Растет роль социально ориентированных предприятий. Для компании важно стремиться не только к извлечению прибыли, но и иметь положительное влияние на общество — создавать новые рабочие места, бороться за улучшение экологии, распространять гуманные идеи и т.п. Любопытно, что участники исследования отметили положительную взаимосвязь между социальной ориентированностью и финансовыми результатами предприятия. 73% ведущих социально ориентированных организаций ожидает в 2019 году более высоких темпов роста по сравнению с 2018-м. В то же время среди компаний, где социальная ориентированность не является приоритетом, об этом заявили лишь 55%.

В исследовании Deloitte приняли участие около 10 тыс. респондентов из 119 стран.

Автор — Илья Носырев

Источник материала — РБК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *