Семейный бизнес: найти и выжить

Семейный бизнес: создать и выжить
Сегодня, я хочу поговорить с вами о семейном бизнесе. Практика эта не слишком-то распространенная в России, и до сих пор коннотации со словом «семейная фирма» у нас возникали скорее негативные.
А ведь во всем мире семейные компании демонстрируют лучшую динамику по сравнению с компаниями с другой структурой акционеров.
Но время идет и, кажется у нас появляется интерес к «семейному» способу ведения дел.


Credit Suisse (CS) провел большое исследование семейного бизнеса. Его результатом стал рейтинг 900 крупнейших семейных предприятий. В список попали компании, акции которых торгуются на финансовых площадках и капитализация которых превышает 1 млрд. долларов. В нем также можно найти компании, в которых не менее 20% акций принадлежат семьям.
Всего в рейтинге представлены 920 компаний из 35 стран. Обращает на себя внимание тот факт, что почти две трети всего списка – 64% из Азии. Причем, в подавляющем большинстве из развивающихся азиатских стран.
Некоторые компании в списке контролируются семьями не одно поколения. Еще одной отличительной чертой семейного бизнеса являются семейные проблемы. Самое распространенное явление — междоусобицы между родственниками, которые с удовольствием описывают газетчики. Перечень прегрешений очень велик: от дачи взяток нужным людям до сотрудничества с Гитлером.
Ниже приводится список CS из 15 семей, владеющих самыми крупными предприятиями в мире.

15. Семья Гоу. Компания — Foxconn

Отрасль — информационные технологии

Страна — Тайвань

Рыночная капитализация – 49 млрд долл

14. Семья Квоки. Компания — Sun Hung Kai Properties

Отрасль – финансы

Страна – Гонконг

Рыночная капитализация – 49 млрд. долларов

13. Маккессоны. Компания – McKesson

Отрасль – здравоохранение, выпуск лекарств

Страна – США

Рыночная капитализация – 55 млрд. долларов

12. Соны. Компания — SoftBank

Отрасль – телекоммуникации

Страна – Япония

Рыночная капитализация – 72 млрд. долларов

11. Семья Тата. Компания — Tata Consultancy Services

Отрасль – информационные технологии

Страна – Индия

Рыночная капитализация – 80 млрд. долларов

10. Найты. Компания — Nike

Отрасль – потребительские товары длительного пользования

Страна – США

Рыночная капитализация – 88,2 млрд. долларов

9. Киндеры. Компания — Kinder Morgan

Отрасль – энергетика

Страна – США

Рыночная капитализация – 90 млрд. долларов

8. Пихи-Порше. Компания – Volkswagen

Отрасль — потребительские товары длительного пользования

Страна – Германия

Рыночная капитализация – 120 млрд. долларов

7. Семья Ли. Компания — Samsung Electronics

Отрасль – информационные технологии

Страна – Южная Корея

Рыночная капитализация – 174 млрд. долларов

6. Эллисоны. Компания — Oracle

Отрасль – информационные технологии

Страна – США

Рыночная капитализация – 192 млрд. долларов

5. Леманны, Сикупиры и Теллесы. Компания — Anheuser-Busch InBev

Отрасль – потребительские товары

Страна – Бельгия

Рыночная капитализация – 197 млрд. долларов

4. Цукерберги. Компания – Facebook

Отрасль – информационные технологии

Страна – США

Рыночная капитализация – 225 млрд. долларов

3. Уолтоны. Компания – Walmart

Отрасль – потребительские товары

Страна – США

Рыночная капитализация – 241 млрд. долларов

2. Хоффманы-Оэри. Компания – Roche

Отрасль – здравоохранение, выпуск лекарств

Страна- Швейцария

Рыночная капитализация – 254 млрд. долларов

1. Сандозы. Компания — Novartis

Отрасль – здравоохранение, выпуск лекарств

Страна – Швейцария

Рыночная капитализация – 279 млрд. долларов

Основные примеры семейного бизнеса в России следует искать в прошлых веках. Базировались они, в основном, на торговой деятельности, а также на малых производственных мануфактурах, выросших впоследствии в крупные заводы и фабрики, как, например, знаменитая династия Демидовых, владевшая металлургическими предприятиями на Урале.

Мало кто в России не знает о купце Морозове и об известном поставщике импортных товаров Елисееве.

После революции 1917 года большинство семейных компаний в России были национализированы, и мы на долгие годы забыли, что такое семейный бизнес.

Сегодня мы знаем такие компании как:

  • Дом моды В. Зайцева, активными участниками которого являются сын и внучка знаменитого модельера;
  • Авиакомпания «Трансаэро», которой владели супруги Плешаковы;
  • «Промсвязьбанк» братьев Ананьевых;
  • «Лаборатория Касперского», которой управляли Наталья Касперская и ее бывший супруг, основатель компании, Евгений Касперский.

Как видите — имена громкие, но увы, многие из этих компаний сегодня закрыты или переживают не лучшие времена.

В чем причина? В отсутствии конкуренции среди менеджеров или жесткой замкнутой касте, тех кто принимает решение внутри компании?

По данным Credit Suisse, средний возраст семейных компаний в развитых странах Европы составляет 80 лет, в США — 61 год, в Латинской Америке — 44 года, в Азии — 37 лет, а в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки — 30 лет.

Аналитики Ernst & Young совместно с Центром семейного бизнеса при Университете Санкт-Галлена (Швейцария) выделили 12 предприятий в России, контрольный пакет акций которых или решающий голос в совете директоров принадлежит одной чете и акции девяти из них можно купить на бирже. Из публичных семейных компаний в рейтинг E&Y попали «Русал», «Система», «Магнит», «Дикси Групп», «Северсталь», Трубная металлургическая компания (ТМК), Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), «Мечел», из непубличных — «Т Плюс», «Стройгазмонтаж», СУЭК.

Все это принадлежит семьям известных миллиардеров — Дерипаски, Евтушенкова, Галицкого, Лисина, Мельниченко, Мордашова, Ротенбергов, Вексельберга, Зюзина, Пумпянского, Кесаева и Кациева.

Однако, эти «семейные» империи скорее всего не станут основой династического бизнеса. Действующие руководители не собираются передавать бизнес следующим поколениям. По данным опроса около 3 тыс. собственников и руководителей семейных компаний в мире, проведенного в 2016 году PwC, в России передать бизнес своим детям планируют только 9% опрошенных бизнесменов против 39% в мире, зато продать его планируют в нашей стране 39 против 17% в мире.

«Чаще встречается схема, что бизнесмен продает свои акции партнеру, а вырученные с них деньги уже отдает своим наследникам», — уточняет старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. Поэтому общемировые тренды нельзя применить к российскому рынку, у которого не такой большой опыт за плечами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *