Что такое лояльность – понимание целей компании или страстное заискивание перед начальством? Можно ли рассматривать лояльность как самостоятельный и эффективный инструмент построения карьеры?

В последнее время многие компании всё больше внимания уделяют повышению лояльности сотрудников. Проводятся различные мероприятия, осваиваются бюджеты, HR-менеджеры делятся успешным опытом и вручают друг другу награды. Но встаёт законный вопрос — что с этого всего самому сотруднику, над лояльностью которого так упорно трудятся эйчары? Итак, что такое лояльность и может ли она быть инструментом карьерного роста?

Лояльность — это корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо. С точки зрения HR-менеджера, да и организации в целом, обычно разделяют такие понятия как «лояльность» и «благонадёжность».
• Благонадёжность — это следование правилам, законам и нормам организации.
• Лояльность — это верность, преданность сотрудника целям и ценностям компании, осуществление деятельности, которая поддерживает и помогает реализовать эти цели.

Также различают различные уровни лояльности.

Первый уровень — формальный, материальный, который говорит только об ожидаемом поведении человека, владеющего или использующего тот или иной атрибут компании.
Лояльность на уровне поведения — это выполнение определённых норм, правил, регламентирующих поступки сотрудников. Всё это связано с корпоративной культурой компании и принятием сотрудниками её принципов.
Лояльность на уровне способностей — означает, что человек обладает навыками и умениями, которые соответствуют целям и требованиям организации, и придерживается определённых принципов.
Лояльность на уровне убеждений — это полное принятие корпоративных принципов. Ценности компании становятся личными ценностями работника, поэтому устойчивость этих позиций самая высокая.
Лояльность на уровне идентичности — как правило, в большей степени демонстрирует сам владелец бизнеса.

Это классификация с точки зрения управления персоналом. С точки зрения рядового сотрудника «лояльность компании» ещё более сложное понятие. Начать хотя бы с вопроса: кому или чему проявлять лояльность:
• компании как единому организму со своими целями и устремлениями?
• владельцу или руководству как олицетворению всей компании или как определяющим всё в ней?
• непосредственному начальнику как воплощению компании в конкретном департаменте и как человеку, влияющего на карьеру конкретного сотрудника?

Лояльность последним двум объектам можно назвать адресной лояльностью, т.е. не к некоему обезличенному целому, а к конкретным персонам. С точки зрения практики HR-менеджмента допустим только первый объект лояльности сотрудника, для самого сотрудника лояльность второму и третьему объектам (т.е. конкретным людям) более понятна и в качестве действий, и в качестве результатов усилий.

У каждого человека существует собственное понимание лояльности, проявления которой могут быть очень и очень своеобразными. В одном случае это выражается в попытках научить всех и вся (включая топ-менеджеров), как лучше и правильно что-то делать для компании, причём руководствуясь лучшими побуждениями. В другом случае лояльность «угадывается» в единых и согласованных с коллективом действиях, направленных на достижение целей компании. У третьих лояльность носит характер сильного заискивания и раболепия перед руководством или ключевыми сотрудниками.

Не будем оценивать лояльность с этической стороны, попробуем проанализировать её действенность с точки зрения строительства карьеры.

Лояльность и карьера

Итак, как лояльность сотрудника может повлиять на его карьерное развитие?

1. Понимание целей компании и активная деятельность для их достижения, принятие ценностей организации и терпимость к её недостаткам — одно из основных проявлений лояльности. Это самый конструктивный подход с точки зрения бизнеса (идеал, о котором и мечтают HR-менеджеры). Тем не менее для строительства карьеры данный подход может быть эффективным, только если руководство компании мыслит в том же ключе и понимает, что как раз такие сотрудники стремятся добиться процветания компании, которое, в свою очередь, приведёт к успеху и их самих.

2. В любом человеческом социуме не любят людей, мнящих себя всезнайками и стремящихся всех вокруг поучать. Поэтому если сотрудник считает себя (и очень часто безосновательно) носителем сокровенных знаний о целях компании и средствах их достижения и пытается научить всех и каждого, как и что надо делать, вмешиваясь в каждый доступный процесс, он должен отдавать себе отчёт в том, что такой подход вряд ли поможет карьерному росту.

3. Полностью разделять взгляды топ-менеджмента компании, мыслить в унисон с генеральным директором или владельцем бизнеса, определяющим вектор развития фирмы, — это замечательно. Но это поможет карьерному продвижению только в небольших компаниях, где все сотрудники на виду у руководства. В крупных же организациях этот подход должен переродиться в п. 1, чтобы хоть отчасти стать инструментом карьерного роста.

4. Попытки угождать или выслуживаться перед руководством — этот путь способен привести вас к желанному повышению, но в компаниях малого и среднего бизнеса, где и расти-то в общем некуда. В крупных организациях до высшего руководства надо ещё суметь добраться. Но если вы желаете использовать этот подход, то должны быть готовы к тому, что на вас станут косо смотреть остальные сотрудники (подхалимов не любят), да и сам большой босс, скорее всего, начнёт пользоваться вашей угодливостью без каких-либо поощрений.

Лояльность непосредственному начальнику, как и лояльность руководству компании, может проявляться в двух ипостасях.

• Полная поддержка руководителя и работа в рамках его видения ситуации. Такой подход устанавливает доверительные отношения между вами и шефом, что в случае открывшейся возможности позволит последнему продвинуть вас по карьерной лестнице.
• Выслуживаться перед начальством. При таком подходе вы сможете вырасти только вслед за своим боссом.

В любом случае лояльность вашему непосредственному начальнику, без проявления лояльности по отношению к компании в целом, ставит вас в зависимость от вашего руководителя, который, кроме прочего, может быть сам нелояльным компании и/или преследовать личные цели, что помешает вашему росту.

Как использовать свою лояльность компании для продвижения по карьерной лестнице?

Насколько эффективна лояльность в качестве самостоятельного инструмента построения карьеры? Чтобы добиться максимального результата, лояльность лучше использовать в комплексе с другими способами продвижения.

Истоки вашей лояльности компании лежат в осознании того, что ваша успешность, ваш карьерный рост и благополучие напрямую зависят от процветания всей компании или успешности конкретного человека (владельца бизнеса, руководителя отдела). Однако сама по себе лояльность не приведёт вас в кресло топ-менеджера. Для этого также необходимы и эффективное исполнение служебных обязанностей, и ненавязчивое продвижение результатов своей работы.

Материал проекта Карьерист.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *