Мотивация

Теория поколений: возраст и бизнес

Основанная на различиях ценностных ориентиров, теория поколений дошла до России через 10 лет после своего рождения. Что же это – очередная интерпретация темы отцов и детей или секретное оружие HR-мастера?

Теория поколений появилась в 1991 году, ее авторы –  два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Именно они  сформулировали мысль о том, что представители различных поколений имеют различные системы ценностей. Это и обуславливает определенный выбор методов мотивации и компенсации труда сотрудников.

 

GI – поколение победителей (поколение героев, величайшее поколение), родившееся в 1900 – 1923 гг. Название является аббревиатурой от government issue – «правительственное имущество». Во время Второй мировой войны американские солдаты говорили, что это все, что у них есть. Пережитые события – революции 1905 и 1917 годов, коллективизация и др. – воспитали в них необычайное трудолюбие. Дополненное приверженностью идеологии, оно является лучшим стимулом для покорения профессиональных высот. Помимо этого, людям GI свойственны доминантность и категоричность суждений.

Молчаливое поколение (разбитое поколение, потерянное поколение) родилось между 1923 и 1943 годом. Суровые условия жизни, сформировавшиеся под гнетом сталинских репрессий и Второй мировой войны, закалили характер. Отсюда и ценности поколения: уважение к должности и статусу, терпение. Они не понаслышке знают, что такое жить от зарплаты до зарплаты.

Родившееся в 1943 – 1963 гг. поколение беби-бумеров (поколение демографического взрыва) отличается оптимизмом и приверженностью командному духу. Единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания вселяли в них уверенность в завтрашнем дне. Они ориентированы на стабильность и устойчивость, большое значение для них имеет система нематериальной мотивации. Имидж, свобода, молодость – вот, что их интересует.

Поколение Х (неизвестное поколение, поколение с ключом на шее) – 1963-1983 годы рождения – оно выросло в эпоху перестройки и глобальных перемен.  Эти люди предпочитают фиксированные оклады, ценят возможность выбора и надеются только на себя. Такие сотрудники могут быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, но только если это не идет в разрез с их личными убеждениями и стремлениями. Поколение предпринимателей, яппи, разочаровавшиеся во власти, они знают, чего хотят от жизни и будут этого добиваться.

Поколение Y (поколение Сети, generation why, эхо-бумеры), родившееся в 1983 – 2003 гг., застало распад СССР и бурное развитие цифровых технологий. Они не мыслят свою жизнь без Интернета, привычных и знакомых брендов, им свойственна некоторая наивность. Между тем, такие понятия как гражданский долг и мораль имеют для них особое значение. Главный мотиватор для «сетевого поколения» – материальная награда, основной демотиватор – бюрократия. Поколение Y вряд ли будет придерживаться дресс-кода, зато оно с радостью примет участие в разработке инновационных проектов.  Они ценят честность и откровенность, открыты для экспериментов.

Поколение Z (цифровое поколение, поколение XD) принадлежит 2003 – 2023 годам, и каким оно будет, пока неясно. Однако с уверенность можно сказать, что в условиях открытого информационного пространства и стремительно развивающихся технологий одним  из ориентиров для них станет независимость. Растет поколение опытных потребителей, свобода выбора, передвижения, отношений – для них уже норма.

X, Y, Z – как найти формулу успеха?

Очевидно, что современные HR-менеджеры имеют дело с представителями трех поколений: беби-бумерами, Х и Y. Для каждой категории характерны свои ценности, а значит, и подход к ним должен быть разным. «Игреки» осознают, что обязательства сопряжены с ответственностью. Мысль о том, что они получат вознаграждение за свои труды, может заставить их работать активно и результативно. Новое поколение ценит гибкость и требует индивидуального подхода.

Беби-бумеры могут быть отличными наставниками, для них почетно выступать в роли учителя или просто грамотного человека, способного дать мудрый совет. Они могут участвовать в работе с молодежью, для них характерно желание найти себе преемников. Как произвести на них впечатление? Например, во время презентации своего проекта или компании достаточно сделать акцент на командном духе, рассказать, насколько сплоченный у вас коллектив и как важно для вас доверие со стороны компетентных коллег.

Что значат деньги?

  • Для молчаливого поколения материальная обеспеченность – это поддержка, они, в первую очередь, нужны для решения жизненных проблем. Именно они первыми задумаются о накоплениях на «черный день».
  • Беби-бумеры доказывают деньгами свою успешность, состоятельность, статус. Для них пресловутые «квартира-машина-дача» – это мерило стабильности в жизни.
  • Поколение Х использует деньги для реализации собственных планов. В большинстве случаев они будут тратить их на путешествия, хобби, обеспечение комфортных условий жизни.
  • Поколение Y уверено, что материальная база – это тот фундамент, на котором строятся все остальные блага.

Источник: rjob

(Visited 5 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *