Отрывок рецензии Дениса Каплунова.
Мы продолжаем знакомить вас с интересными книгами, которые прошли через наши руки и головы. Сегодня я расскажу о впечатлениях после прочтения новинки издательства «Питер» (именно с этим издательством я начинал свой писательский путь) — Сергей Щербаков «Партизанский маркетинг в социальных сетях».
Второе название книги — «Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера».
Казалось бы, что сегодня ещё можно написать о социальных сетях, если и так уже несколько полок по этой теме. Более того, многие авторы пересекаются и перекликаются.
Но, как я люблю говорить, «хочешь стать заметным — отличайся». Сергею удалось создать книгу, которая заметно выделяется на фоне всей SMM-литературы.
У этой книги есть чёткая целевая аудитория. И, конечно, главная изюминка — это её формат. Ну а теперь подробности.
Кто такой Сергей Щербаков? Вот такое официальное позиционирование, указанное на обороте книги:
Сергей Щербаков — специалист по маркетингу, консультант, бизнесмен. Убеждённый сторонник системного подхода вопреки «фишничеству». Автор методики «неДетского маркетинга» (вовлечения детей в маркетинговые процессы). Автор запатентованной разработки координации online и offline реальностей. Частый гость отраслевых обучающих мероприятий.
Краткое «личное дело» книги
Объём книги — немногим более 200 страниц.
Партизанский маркетинг… Другими словами, малобюджетный маркетинг. По большому счёту, SMM и так является разновидностью партизанского маркетинга. Но есть одна тонкость — размеры бюджетов, которые сегодня вкладываются в SMM, при достижении одинакового результата разнятся.
У кого-то тонны вложений, у кого-то килограммы, а кто-то предпочитает работать в лёгкой весовой денежной категории.
Проще говоря, хватит тратить тонны, если того же результата можно добиться килограммами.
«Партизанский маркетинг в социальных сетях» — одна из книг, где официальное описание полностью соответствует внутреннему содержанию. Согласитесь, так бывает не всегда.
Перед нами должностная инструкция, призванная регламентировать деятельность штатного SMM-специалиста «даже за пределами трудодня».
Слово описанию: «В ней буквально почасовое расписание задач на неделю (вопрос «Что?») сменяется полноценным «Как?» и лишь в необходимых случаях «Зачем?».
Кто главная целевая аудитория? Я бы выделил штатных сотрудников компаний, отвечающих за SMM, а также независимых специалистов, кто самостоятельно покоряет все нивы маркетинга в социальных сетях.
Люди, профессионально занимающиеся SMM для заработка денег, могут к этой книге отнестись с лёгким оттенком снобизма. А может и с тяжёлым. Не знаю, так как я SMM за деньги не занимаюсь.
Причина проста — Сергей чётко, структурированно и пошагово показывает, как человек может своими силами делать то, за что другие платят деньги SMM-специалистам.
И да, это настольная книга сотрудника компании, отвечающего за SMM.
Структура книги «Партизанский маркетинг в социальных сетях»
Книга состоит из 29 глав. Тот случай, когда я впервые увидел существование так называемой «Главы 0».
Не думаю, что нужно перечислять названия всех глав, остановлюсь на ключевых (моё мнение):
- Разрабатываем стратегию присутствия в социальных медиа.
- Оформляем перекрёстную систему ссылок.
- Набираем первую аудиторию.
- Ставим задачу генераторам контентна. Контролируем их.
- Отвечаем на комментарии и вопросы пользователей. Работа с негативом.
- Ищем партнёров и работаем с ними.
- Настраиваем контекстную рекламу в Google AdWords и «Яндекс.Директ».
- Мониторим и анализируем конкурентов.
- Проводим маркетинговые исследования.
- Планируем деятельность и бюджет.
Главное достоинство книги — её абсолютная системность и пошаговость. А формат подачи сведений в виде чек-листа также добавляет жирный плюс и без того позитивной карме книги.
1516 символов о полезностях книги
Многие мои читатели оценивают полезность бизнес-книги по количеству интересных идей и рекомендаций, которые для них стали новыми.
Рекомендации, которые хочется быстро воплотить в реальность, подняв твёрдое место с мягкой поверхности.
Меня, конечно, сложно чем-то удивить, но я всё равно выписал несколько рекомендаций, которые для вас, мои дорогие, наверняка будут интересными и полезными:
- даже если тебе кажется, что ты и так в курсе всего, что происходит на предприятии каждый божий день, тормоши коллег-маркетологов и коллег-продажников;
- в сети полно мёртвых групп и сообществ, которые на 90-95 % наполнены «продающим» контентом;
- используй технологии, а не интуицию;
- не вздумай обозвать себя «Денисом Скидкиным» или какой-нибудь «Тамарой Кондиционеровой»;
- лучше заниматься наполнением микроблогов 7 раз в неделю по 5 минут, чем 1 раз в неделю 1,5 часа;
- ни в коем случае не поддавайся соблазну просто взять и запостить рекламу в сообществах с открытым микроблогом без ведома администраторов;
- в еженедельном отчёте обязательно должен быть заполненный пункт: «предложения по улучшению деятельности, идеи, пожелания».
Сергей в книге даёт ссылки на скачивание полезной документации, которая пригодится при работе с «Сэмом» (так автор называет SMM-менеджера компании). Не надо изобретать, качайте готовое и проверенное.
Не могу не отметить живой юмор автора, который присутствует на протяжении всей книги.
Ложечка дёгтя и приятного аппетита!
Как говорится, объективность рецензии танцует с двумя кавалерами — позитивом и негативом.
О хороших моментах вы уже прочитали, теперь подбросим ложечку дёгтя. Почему ложечку? Так получается.
Первое — как-то стрельнуло обращение автора к читателю на «ты». Именно в этом стиле построено общение на протяжении всей книги. Но это моя позиция, что к читателю следует обращаться на «вы». У каждого автора своя позиция.
Второе — порой чувствуется зажатость автора в раскрытии собственных профессиональных хитростей. Местами напоминало дразнение. Общая картина интересна, а подробностями не делятся. Популярный приём в инфобизнесе. Я считаю так: или говоришь полностью, или не говоришь вообще.
Третье — книга собой представляет мануал, но местами не хватало ответа на вопрос «Почему мне вам верить?». Да, есть скрин-примеры, на которые можно ориентироваться. Но есть места, где доказательства просятся, а их не хватает. Скажем, когда автор предоставляет вагон рекомендаций по таргетированной рекламе во «ВКонтакте». Для ЦА книги, на мой взгляд, важно показать на конкретном примере, ведь мало кто любит заниматься самостоятельными поисками и размышлениями (не имея опыта в конкретной деятельности).
Четвёртое — неужели лидер общественного мнения в Facebook, это человек, у которого 300 друзей? Как-то маловато…
10 знаковых цитат из книги — Сергей Щербаков «Партизанский маркетинг в социальных сетях»
- Если ты сам себя нанял и ведёшь дела в одиночку, значит, ты подчиняешься собственному супер-эго.
- Главное — держать руку на пульсе таким образом, чтобы биение этого самого пульса ощущали ваши подписчики.
- В социальные сети нужно идти либо навсегда, либо вообще не идти.
- Не превращай сообщество в морг — никто не оценит.
- Лучшее, что можно и нужно делать для продвижения своего бренда или персональной экспертности на форуме, — раздавать бесплатные советы.
- Открой любую книгу по маркетингу, и, семь к десяти, что ты найдёшь там главу о важности конкурентного анализа. Но открой глаза, и ты увидишь, что в малом-среднем сегментах бизнеса фактически его никто не делает.
- Не ошибается только рынок, потому что в здоровом бизнесе всё-таки спрос определяет предложение.
- Только оплаченный счёт — убедительный довод в пользу того, что продукт хорош.
- Как бы ни был оптимален и минимален бюджет, его всегда можно использовать лучше, чем он используется сейчас.
- Ни одна книга, даже самая лучшая и свежая, не даст тебе всей полноты информации.
Вердикт
Хорошая рабочая книга для сотрудников компаний, отвечающих за SMM. Автор показал путь, вооружил списком определяющих руководств и рекомендаций, разжевал только самое сложное, оставив читателю место для самостоятельных манёвров и приключений в социальных сетях.
Книга займёт достойное место в библиотеке литературы по социальным сетям. Авторский дебют Сергея Щербакова удачен. Ждём новых литературных подвигов.
На официальной странице сайта издательства можно найти подробную информацию о книге и купить её.
Источник: Студия Дениса Каплунова
Хотите, чтобы ваши корпоративные соцсети заработали? Приходите на Курс DIGITAL коммуникации для HR и Внутрикома!