Истории успеха крупных компаний интереснее получать, что называется, из первых рук, а не от независимых экспертов. Книга Андерса Дальвига «ИКЕА. Собери свою мечту», вышедшая в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», — неплохой тому пример.
Дальвиг провел в ИКЕА чуть больше четверти века, а десять лет (с 1999 по 2009 гг.) находился на посту генерального директора компании. Он видел кухню крупнейшего в мире производителя и ритейлера мебели, и ему есть, о чем рассказать.
По признанию автора, он не ставил себе целью поведать в этой книге историю ИКЕА. Не хотел он писать и об основателе компании Ингваре Кампарде, потому что не видел смысла добавлять ничего к уже сказанному об этом, безусловно, важном и значимом для ИКЕА человеке. Рассказывать о себе, о своей, несомненно, интереснейшей карьере и об отдельных сотрудниках компании Дальвиг не хотел тоже.
Так о чем же книга? Об условиях, которым должны следовать те бизнесмены, которые хотят не только получать прибыль, но и действительно принимать участие в жизни общества, стремятся сделать свои компании выгодными во всех смыслах этого слова. Об идеях по развитию компании с примером ИКЕА в качестве иллюстрации.
Хотите сформировать корпоративную культуру в компании, которая будет служить целям вашего бизнеса? Приходите на курс КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ!
Действительно, рассказ о событиях, происходивших в ИКЕА, служат только в качестве подтверждения идей, применимых фактически к любому (а не только к мебельному) бизнесу в розничном секторе. Особенно оценят книгу те руководители, которые хотят вывести свои компании на международный уровень, освоить новые рынки: Дальвиг пишет о том, как перейти от модели малой компании к крупной, какие задачи возникают перед международными бизнесами, каким стратегиям лучше следовать. В книге говорится об освоении таких специфичных и самобытных рынков, как, например, Россия, Китай и Япония, и о тех проблемах, которые встречаются на пути.
Автор подчеркивает, что в основе всего — правильное целеполагание. Зарабатывание денег не должно быть конечной целью ни для самой компании, ни для ее сотрудников. Всегда нужно стремиться к чему-то большему, пытаться наполнить работу специалистов высоким смыслом — это нужно, прежде всего, чтобы сделать бизнес более успешным. Кроме того, этот поиск высокого смысла (в числе прочего, стремление помочь тем, кто обеспечен менее других) прекрасно сочетается с девизом ИКЕА: «Менять жизнь людей к лучшему». Дальвиг уверен: если у ИКЕА получилось, получится и у других компаний.
Дальвиг опровергает теорию, что бизнес должен заниматься только бизнесом, а социальные и экологические вопросы полностью отдать «на откуп» государству. Он приводит весомые доводы, главный из которых таков: в XXI веке внимание к проблемам общества — важнейшее конкурентное преимущество любой компании. Впрочем, на многое у ИКЕА взгляд особый, в том числе и на благотворительность. Пока ИКЕА переживает в этом плане этап перехода, «превращения», но Дальвиг уверен: рано или поздно она убедится, что можно преуспеть в исполнениях и инновациях, но при этом остаться компанией с душой и сердцем. Неудивительно, что ИКЕА стремится совместить в себе все лучшее от глобального бизнеса и небольшой компании.
Конечно, мало чего можно достичь без сильной корпоративной культуры. Дальвиг дает советы, как построить эту культуру, рассказывая, каким образом этот процесс происходил в ИКЕА. Некоторые принципы жизни внутри компании могут показаться традиционно шведскими — например, скромность и простота, ответственность, бережливость… Но это не говорит о том, что эти принципы и ценности неприменимы в любом другом обществе.
Хотите сформировать корпоративную культуру в компании, которая будет служить целям вашего бизнеса? Приходите на курс КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ!
Когда Дальвиг рассказывает о бизнес-модели ИКЕА, он напоминает о том, какой длинный и местами непростой путь она прошла: продажа спичек, торговля по почте тысячей мелочей (от карандашей до часов), глобальная компания, продающая все предметы домашнего обихода.
Автор объясняет, почему преобразование длилось так долго, несмотря на то, что перед глазами Ингвара Кампарда было множество стремительно растущих бизнесов. Объясняет Дальвиг и то, почему основатель ИКЕА последовательно делал ставку на стабильное, неспешное развитие и избрал классический стиль предпринимательства.
Также в своей книге Андерс Дальвиг отвечает на вопросы, которые интересуют многих. Как ИКЕА удается обеспечивать столь низкие цены и при этом получать колоссальную прибыль? Как сделать эффективным абсолютно каждый из сотен магазинов? Как удается ИКЕА избежать бюрократизации, которая практически неминуема в крупной корпорации? В чем плюсы и минусы модели управления, во главе которой стоит основатель и собственник компании, а не наемный менеджер? Почему ИКЕА не раскрывает бухгалтерские документы?
Подводя итог своего рассказа, Дальвиг напоминает: сейчас уже мало быть богатым, чтобы вызывать восхищение. Важно то, как это богатство было заработано, как ведется бизнес. Новые герои — не менеджеры с Уолл-Стрит, а такие люди, как Билл Гейтс, Сергей Брин, Ларри Пейдж и Ингвар Кампард.
Источник: Management.com.ua
Узнать болше о книге и приоберсти ее можно на сайте издательства.
P.S. на нашем сайте есть статья еще про одну книгу, посвященную IKEA: Есть идея! История ИКЕА (Автор: Ингвар Кампрад, основатель компании).