В этом году традиции проводить субботники в России исполняется 102 года. Впервые такие мероприятия возникли в стране в 1919 году, когда шла Гражданская война, в качестве отклика общественности на призыв Владимира Ленина улучшить работу железной дороги. Затем традиция сохранялась и по сути представляла собой сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время – в выходные.

Субботник – повинность или тимбилдинг?

В ранние годы существования СССР субботники и воскресники были проявлением революционного энтузиазма масс и проводились на действительно добровольной основе. Главные участники – коммунисты, комсомольцы и сочувствующие. Но со временем энтузиазм масс поутих, а уборка территорий вокруг предприятий или жилых домов превратилась в бесплатную работу и форму проявления корпоративной культуры. Не проявлявшие общественную активность граждане считались уклонистами и даже могли быть подвергнуты порицанию со стороны коллектива или даже административному воздействию. Отличная идея приобрела не очень приятный оттенок.

Сегодня массовые субботники проводятся, как правило, в апреле. В них принимают участие миллионы россиян – и работники предприятий, и учащиеся, и волонтеры, и просто неравнодушные к окружающему граждане. Например, до эпидемии коронавирусной инфекции и принятия мер по противодействию ее распространению, предполагалось, что в Москве общегородские субботники пройдут 11 и 25 апреля. По традиции к ним могли присоединиться жители других городов.

Хотите организовывать мероприятия, на которые с удовольствием пойдут ваши сотрудники? Приходите на наш курс EVENT MANAGEMENT *ИСКУССТВО СОЗДАВАТЬ МУРАШКИ*!

Если вы хотите принять участие в акции и сделать мир хоть немного чище и красивее, можно поучаствовать в масштабной акции «Зеленая весна». Инициатива представляет собой всероссийский экологический субботник, организованный Неправительственным экологическим фондом имени В.И. Вернадского и Всероссийским обществом охраны природы. Традиционно этот субботник объединяет порядка 14 миллионов россиян во всех регионах страны. Его цель – развитие и пропаганда экологической культуры в России, а также формирование социально-ответственного общества, живущего в гармонии с природой. Следить за новостями проекта и заполнить форму регистрации можно на официальном сайте vesna.vernadsky.ru. Однако в сложившейся ситуации планировать что-то в ближайшей перспективе все-таки сложно – в режиме онлайн субботник не проведешь. Впрочем, субботники проводятся не только в апреле, но и осенью.

Субботник – повинность или тимбилдинг?

Немного статистики

На вопрос «Ходили ли вы когда-нибудь на субботники?» россияне отвечают так:

53,8% – нет, даже не думал;

19,5% – да, заставили на работе или в вузе;

16,9% – да, по своей инициативе;

9,7% – нет, но хотел бы пойти.

Сегодня субботник может стать довольно приятным и интересным видом тимбилдинга. Проводя такие мероприятия, HR-службы компаний могут решить несколько вопросов: командная работа, укрепление корпоративного духа, развитие вовлеченности сотрудников, создание и поддержка позитивного имиджа компании, реализация функции социальной ответственности и т.д. Разбившись на команды, сотрудники выполняют персональный план работы, командный и общий для всех. Кроме того, при разумной организации субботник может стать отличным времяпрепровождения с развлекательной частью, фотосессиями и обедом.

Убирать ли и благоустраивать территорию, прилегающую к предприятию, или же выступить с благотворительной миссией и помочь городу, бюджетным учреждениям и т.д. – вариантов может быть масса. Главное – подготовиться на все сто. Вот что может пригодиться на корпоративном субботнике:

  • брендированный инвентарь и униформа;
  • саженцы, сеянцы и другие материалы для озеленения и разбивки клумб;
  • лакокрасочные материалы плюс кисти, валики и другой малярный инструмент;
  • закупленные скворечники;
  • наличие фото- и видеоаппаратуры для съемки;
  • договориться с местными СМИ об освещении акции тоже будет полезным и для сотрудников, и для компании;
  • символические призы и грамоты для участников/победителей;
  • организация кейтеринга;
  • музыкальной сопровождение;
  • аниматоры/ведущий.

Самое главное для организаторов – помнить о негативных впечатлениях от субботников, сохранившихся в умах по сей день. Поэтому не стоит превращать такое замечательное и перспективное мероприятие в повинность и труд из-под палки. Чтобы корпоративное времяпрепровождение оказалось приятным и сохранило в памяти сотрудников позитивные эмоции, стоит дать людям свободу: хочешь – копай, не хочешь – можешь постоять рядом. Если подойти к организации субботника с умом, ваши работники не только не откажутся от участия, но еще и проявят инициативу в будущем.

Источник: Журнал «Линия полета»

(Visited 147 times, 2 visits today)