Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи, проведенное совместно с агентством Validata. Теперь мы можем посмотреть «прямо в экран», тьфу, в глаза, тому самому поколению, которое 26 марта вышло на улицу. А через пять лет — станет основным кандидатом на большинство рабочих мест в наших компаниях. Кто же они такие, это «поколение Z»? Читайте, и не говорите, что вас не предупреждали
30 фактов о современной молодежи
1. Современные молодые люди «родились с кнопкой на пальце». Для них онлайн — ведущее определение реальности, которое формирует тренды. «В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было», — приводят в банке комментарий взрослого респондента.
2. Молодые люди воспринимают краткую и наглядную информацию. Так, средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте — восемь секунд. Информация потребляется маленькими, «перекусочными», порциями, при этом иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст.
3. Еще одной тенденцией является отсутствие долгосрочных трендов. «Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду», — поясняют исследователи. Быстро меняется мода, отсутствуют постоянная лояльность брендам и стилям одежды, «обязательные списки» в музыке или кино.
4. Конфликт поколений смазан: родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное», при этом и дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом, выяснили в Сбербанке.
5. Взрослые теперь не являются абсолютным авторитетом и сами признают, что дети превосходят их во многих навыках. Молодые люди не испытывают пиетета к старшим, общаются с ними свободно и на равных.
6. Родители же жалеют детей, стараются оказывать на них минимальное давление, взваливают на себя все бытовые обязанности — «гиперопекают», как формулируют это исследователи. В результате «поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни».
7. Для исследователей также очевидно, что представители молодого поколения не могут без социального взаимодействия: не любят и не могут быть одни, им надо постоянно быть на связи, а качества ценятся те, что помогают общаться.
8. Еще одна характерная черта поколения Z — уверенность каждого в собственной исключительности.
9. Но, вопреки такому самовосприятию, современные молодые похожи. Для них типично тотальное следование рекомендациям онлайн-СМИ, отсутствие ярко выраженных субкультур. «Поколение мейнстрима», — констатируют в Сбербанке.
10. Сами они не видят себя единым поколением (не замечают того, что их объединяет), а увлечения, музыка, кино не воспринимаются как маркеры для разграничения «свой — чужой».
11. Еще одним важным выводом исследования является то, что «модель постепенного движения к успеху повредилась». С одной стороны, история России последних лет показала, что все может пойти не так, как задумано. С другой — многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.
12. Для поколения Z свойственно скорее тихое сопротивление, чем открытый бунт. Они не стремятся к разрушению и ценят спокойствие, стараются формально следовать правилам. Но поступают так, как считают правильным, не всегда ставя родителей в известность о своих решениях, следует из обзора.
13. Одной из тенденций поколения Z является отсутствие гендерного равенства (традиционный взгляд на взаимодействие полов и распределение ролей в семье: женщина — хозяйка и мать, мужчина — добытчик). Ожидаемый возраст вступления в брак и рождения детей — 25—27 лет.
14. Если говорить об установках и ценностях современной молодежи, то главная — это поиск своего пути.
15. Только в этом случае можно стать счастливым, а это главный запрос от жизни. Трудности означают, что путь неверный. Важно получение удовольствия от жизни (установка на гедонизм).
16. Собственно, счастье — это и есть успех, считает молодежь. Он измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее, а не богатством и статусом.
17. Среди юного поколения модно «самосовершенствование» и «саморазвитие», под которым понимаются любые увлечения.
18. Молодежь считает, что обязательно нужно пробовать разное: жизнь хороша, когда разнообразна.
19. Что касается работы, то она должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени: «вкалывать» молодые люди не готовы. Слова «карьера» и «престижная работа» в ответах практически не звучат, констатирует «Сбер».
20. Также выяснилось, что молодое поколение совсем не рвется менять мир или человечество, а в первую очередь хочет сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких (установка на индивидуализм).
21. Еще один факт о молодежи — характерная для этого поколения страстная жажда признания, ожидание похвалы за любое действие во взрослой жизни. Целью является социальная популярность.
22. В том числе отмечается, что «модно быть умным».
23. Еще среди молодежи принято заявлять о любви к семье и родителям (в Сбербанке в этой связи говорят об апологии семейных ценностей). Удачная семейная жизнь воспринимается как признак состоятельности и является более важной целью, чем профессиональная реализация.
24. У представителей нового поколения присутствует страх разочаровать родителей.
25. Что еще страшит современных молодых, так это возможность сделать неправильный выбор, потенциальная необратимость этого выбора. «Идеальное будущее — это если я понял, что не ошибся с выбором», — формулирует один из респондентов.
26. Сама свобода выбора для них — не помощь, а затруднение. Родители с выбором не помогают, так как боятся упреков в будущем, при этом их путь не служит примером, а воспринимается как «рутина и однообразие».
27. По большому счету, нынешние молодые боятся «обычной» жизни без спонтанности, интенсивных переживаний и ярких впечатлений.
28. Также молодых пугает одиночество и социальное несоответствие: идеальное будущее — семья и друзья.
29. Поскольку будущее кажется непонятным и пугающим, для молодежи характерен минимальный горизонт планирования.
30. А главные ожидания от будущего — комфорт и спокойствие, заключают в Сбербанке.
«ОНИ ДРУГИЕ – МЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ПРИЗНАТЬ»
Авторы исследования предлагают так же несколько советов, по взаимодействию с молодежью XXI века
ГДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
РЕКЛАМА И ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ДОЛЖНА БЫТЬ СДВИНУТА В ИНТЕРНЕТ НЕОБХОДИМО ИСКАТЬ СВОИХ АГЕНТОВ ВЛИЯНИЯ, СВОИХ БЛОГЕРОВ: НЕ ТОЛЬКО В УЖЕ ТРАДИЦИОННЫХ VKONTAKTE, FACEBOOK, НО И В INSTAGRAM, YOUTUBE И ДРУГИХ ПОЯВЛЯЮЩИХСЯ СЕТЯХ.
НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ВЫХОДЯТ В СЕТЬ ОТОВСЮДУ: ПРИЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ, А НЕ С КОМПЬЮТЕРОВ. ЭТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРИЛОЖЕНИЙ И РАЗМЕЩЕНИИ РЕКЛАМЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВОЗРАСТНУЮ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО «ЛОВИТЬ» ЦЕЛЕВУЮ АУДИТОРИЮ
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
ОБЩАЯСЬ С СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ ЛУЧШЕ ПОКАЗЫВАТЬ, А НЕ РАССКАЗЫВАТЬ.
ЧТОБЫ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ ЦЕНТЕНИАЛОВ НЕОБХОДИМО:
• НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ ИХ БОЛЬШИМИ ОБЪЕМАМИ ИНФОРМАЦИИ – ДОЛЖНО БЫТЬ СРАЗУ ПОНЯТНО И «ЦЕПЛЯЮЩЕ»
• ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ПОДАВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ В НАГЛЯДНОМ ВИЗУАЛЬНОМ ВИДЕ
• ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОСТОЙ НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, НО НЕ ПЫТАТЬСЯ «ПОДДЕЛЫВАТЬСЯ» ПОД СЛЕНГ
• ВОВЛЕКАТЬ ИХ В АКТИВНОЕ «ПРАКТИЧЕСКОЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИГРЫ, ПЕРЕПИСКИ-КОММЕНТАРИИ)
ДУМАЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В КОММУНИКАЦИИ, НУЖНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА «СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО» ЧЕЛОВЕКА.
ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАРТНЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ С МАРКАМИ/CELEBRITIES, НУЖНО ПОСТОЯННО ОТСЛЕЖИВАТЬ ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕГУЛЯРНО ИХ ОБНОВЛЯТЬ
ЧТО ГОВОРИТЬ
АПЕЛЛИРОВАТЬ К АВТОРИТЕТУ, ВОЗРАСТУ, ОПЫТУ, ТРАДИЦИИ И ПРОВЕРЕННОСТИ ВРЕМЕНЕМ В ОБЩЕНИИ С ЦЕНТЕНИАЛАМИ БЕСПОЛЕЗНО.
ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С НИМИ, УБЕЖДАТЬ: ОБЪЯСНЯТЬ, ОБСУЖДАТЬ И ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ.
В КОММУНИКАЦИИ СЕЙЧАС НЕ НАДО АПЕЛЛИРОВАТЬ К КАРЬЕРЕ И КАРЬЕРНОМУ УСПЕХУ И, В ЦЕЛОМ, К АМБИЦИОЗНЫМ ЦЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ДОСТИГАЮТСЯ УПОРНЫМ ТРУДОМ à НАДО ОТСЫЛАТЬ К УДОВОЛЬСТВИЮ И СЧАСТЬЮ.
НЕ СТОИТ ОБЕЩАТЬ СВЕТЛОЕ И ПРЕКРАСНОЕ БУДУЩЕЕ: ОНО АБСТРАКТНО И В НЕГО НЕ ОЧЕНЬ ВЕРЯТ.
НЕ СТОИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТСЫЛКИ К КОНФЛИКТУ ПОКОЛЕНИЙ, ПОДРОСТКОВОМУ БУНТУ – ЭТО НЕ РЕЛЕВАНТНО
НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА АПЕЛЛИРОВАТЬ СЕЙЧАС К ПОКОЛЕНЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ: ОНИ НЕ ОТРЕФЛЕКСИРОВАНЫ, В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ НЕ СУЩЕСТВУЮТ
ЧТО ПРЕДЛАГАТЬ
УЧИТЫВАЯ СТРЕМЛЕНИЕ БАНКА БЫТЬ «БОЛЬШЕ, ЧЕМ БАНК», МОЖНО ПРЕДЛАГАТЬ МОЛОДЕЖИ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ: МАСТЕР-КЛАССЫ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ И Т.Д.
МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ МОЛОДЕЖИ РАЗВЕРНУТЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ – ТИПА KIDZANIA ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ.
ЕСТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ, ЧТО ЭТО ПОКОЛЕНИЕ БУДЕТ СТРЕМИТЬСЯ К АЛЬТЕРНАТИВНЫМ СХЕМАМ ЗАНЯТОСТИ. ПОЭТОМУ ИМЕЕТ СМЫСЛ ПОДУМАТЬ О СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ/ПРОДУКТАХ ДЛЯ ФРИЛАНСЕРОВ/УДАЛЕННЫХ РАБОТНИКОВ.
СТОИТ ПОМОГАТЬ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ В ДОСТИЖЕНИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ, НАПРИМЕР, НА ГОД
Параметры исследования
В рамках исследования были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодёжью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии. Исследование прошло в 4 квартале 2016 года
Скачать исследование можно по ссылке, с сайта Сбербанка.