Портрет на фоне пандемии. Как выглядит Служба внутренних коммуникаций в 2021 году?

?1. О чем пойдет речь?

Продолжая разговор о том, как устроены внутренние коммуникации в современных российских компаниях, нужно отдельно остановиться на том, кто в ней работает. Давайте попробуем набросать портрет менеджера по внутренним коммуникациям, посмотреть откуда он пришел в отрасль, что умеет и к чему стремиться.

Ну и конечно, сказать пару слов о том, как организована сама Служба внутренних коммуникаций, как подразделение компании.

Напомню читателям, что данные, приведенные в главах 1.1. и 1.2. мы получили в ходе ежегодного исследования «Роль и место внутренних коммуникаций в современном российском бизнесе». Это исследование Сообщество внутренних коммуникаторов традиционно проводит каждую осень, начиная с 2010 года.

?2. Как это было на самом деле?

Как вы помните из предыдущей главы, 2020 год стал несомненно «золотым часом» внутренних коммуникаций. 68% процентов респондентов отметило, что роль внутренних коммуникаций в их компаниях «возросла» или «сильно возросла» за прошедший год. Да и как могло быть иначе, когда каждая компания должна была «переобуваться на лету», меняя свои бизнес и HR процессы?

Разумно предположить, что это должно было отразиться на структуре и финансировании Службы внутрикома, а также на общей востребованности специалистов на рынке труда. Посмотрим, так ли это?

Служба внутренних коммуникаций: размер, состав и финансирование

Нас стало больше, а средняя численность подразделения возросла. Все чаще компании нанимают отдельных сотрудников, а затем и создают полноценные Службы для коммуникации с сотрудниками.

Рис.1.2. Численность Службы внутренних коммуникаций

Так, в 2020 году, 43,00% имело в составе Службы внутренних коммуникаций от 2 до 5 человек. А в каждой десятой компании Служба внутренних коммуникаций насчитывала более 10 человек. Надо отметить, что эти показатели неуклонно росли с 2011 года. Как правило в подразделениях, где работает более двух человек, начинается распределение функциональных задач между сотрудниками. Например один специалист отвечает за разработку коммуникационных кампаний и подготовку текстов, другой за фото и видео-контент, третий может заниматься социальными сетями, а четвертый – подготовкой мероприятий.

Постоянно снижается доля компаний, в которых функции внутренних коммуникаций распределены между разными сотрудниками (нет выделенного специалиста). Если в 2011 году таких компаний было 43%, то в 2020 – только 14%.

Приятно отметить, что у нас появились деньги. Да-да, те самые выделенные на внутренние коммуникации бюджеты.  Каждый год, выделенный бюджет на внутренние коммуникации неуклонно растет. Все больше компаний выделяют его в отдельную статью расходов.

Рис.1.2. Наличие отдельного бюджета на внутренние коммуникации

И если в докарантинную эпоху львиную долю этого бюджета «съедала» организация корпоративных мероприятий, то в 2020 году, внутрикомы потратили их на развитие новых каналов и форматов коммуникаций. Что немедленно сказалось на общей эффективности коммуникаций.

Принадлежность определяет повестку

Как мы уже упоминали в предыдущей главе, в большинстве российских компаний (73%) Служба внутренних коммуникаций структурно подчиняется HR департаменту

То, что в российских компаниях Служба внутренних коммуникаций чаще всего находится в HR, во многом определяет её повестку. Для сравнения, в Европе до 70% Службы ВК принадлежит к блоку Маркетинг и Коммуникации.

А теперь посмотрим на героя

В рамках нашего исследования мы всегда интересуемся откуда наши респонденты пришли в отрасль, кто они по предыдущему опыту работы и как долго занимаются внутренними коммуникациями?

Рис.1.2. Предыдущий опыт работы

К сожалению, среди нас становится все меньше профессиональных журналистов и филологов. Неудивительно, что качество текстов «ин масс», так сказать, неуклонно падает. Бэкграунд, как говориться, диктует…

А вот постоянный рост стажа в отрасли не может не радовать: 28% менеджеров по внутрикому работают в профессии от двух до пяти лет, а 46% — более пяти лет занимаются внутренними коммуникациями.

Мы не плохо получаем в среднем по рынку.

В 2019 году средняя зарплата менеджера по внутренним коммуникациям составила 91,483 рубля.

В 2020 году средняя зарплата — 93,450 рублей. Но, увы, рост дохода на 2,1% вряд ли отражает растущий спрос на специалистов нашего профиля.

За прошедший год число вакансий по направлению «внутренние коммуникации и корпоративная культура» увеличилось в 1,5 раза. Осталось ответить на вопрос: кто займет появившиеся вакансии и какими навыками и опытом будут обладать эти люди?

И если крупная корпорация, где Служба внутренних коммуникаций насчитывает несколько человек, может позволить себе принять на работу выпускника ВУЗа или специалиста без профильного опыта, то небольшая компания, в которой менеджер по внутрикому выполняет все задачи в одном лице, остро нуждается в опытном профессионале.

Какие же компетенции внутрикома, считаются ключевыми сегодня, по мнению наших коллег?

  • Гибкость и готовность к изменениям – 64%
  • Клиентоориентированность – 65%
  • Системной мышление – 70%
  • Навыки коммуникаций (работа с текстом, визуализация, знание новых платформ) -73%

Так что, от необходимости уметь «писать и плясать» нам не отвертеться.

А что же боссы?

Рост фокуса на коммуникации с сотрудниками отразился и внимании руководства компаний к процессам внутренних коммуникаций. Участники исследования отметили, что в 2020 году 42% руководителей заинтересованы в развитии направления и активно работает с внутренними коммуникациями. А в половине компаний (51%) лидеры активно участвуют в прямых коммуникациях с сотрудниками (мероприятия, встречи, ответы на вопросы).

Ну и конечно не может не радовать, что функция внутренних коммуникаций все чаще подчиняется напрямую СЕО, и он же ставит ей задачи.

?3. Советы автора

Если вы читаете эту книгу сначала, то уже знаете, что в этом месте главы автор дает практические советы. И если в предыдущей главе я настоятельно рекомендовала вам осваивать новые каналы коммуникации, то сейчас советую обратить внимание на ваши профессиональные компетенции.

Учитесь! Не важно сколько вам лет и как долго вы занимаетесь внутренними коммуникациями. У каждого из нас есть области, нуждающиеся в «прокачке», да и на рынке постоянно появляется что-то новое и интересное.

Поставьте себе в личные цели не менее одного раза в год посещать профильные курсы, чтобы подтянуть те или иные навыки. Это может быть дизайн, digital коммуникации, организация мероприятий или даже умение разрабатывать стратегии. Не скупитесь вкладывать деньги в свой профессионализм – такие инвестиции всегда окупаются.

Посещайте профессиональные тусовки, реальные и виртуальные. Опыт коллег – это бесценно. Прошу вас только об одном: не нужно настойчиво просить на страницах групп и чатов «пришлите мне инструкцию или чек-лист». Это некрасиво и не добавляет вам профессионального веса в глазах окружающих.

Во-первых, непонятно почему люди должны отдавать вам результаты своего труда просто так.

Во-вторых, в большинстве случаев, чужие документы, гиды, чек-листы и концепции, вам просто не подойдут. Каждый коммуникационный проект создается под конкретные задачи, с учетом особенностей целевых аудиторий и бизнеса компании.

Вместо этого, попробуйте завязать дискуссию, рассказать больше о ситуации в компании и попросить совета у коллег. В этом случае, окружающие будут к вам благосклонны, а полученные вами рекомендации, будут соотносимы именно с вашей задачей.

Смотрите по сторонам. Ролики в Тик-токе, эфиры в Инстаграме, Вконтакте и Фейсбуке и Ютубе. Коллекционируйте забавные гифки и афиши. Отслеживайте мотивационные программы и марафоны. Скриншотьте красивые лонгриды и промо-страницы. Как говорила одна моя коллега «Все хорошее уже придумано до нас. Главное применить его с толком». Ваша насмотренность поможет вам быть в тренде и предлагать по-настоящему креативную «упаковку» вашим коммуникациям.

Данный материал опубликован в книге «ВСЕ О ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ», Сообщество внутренних коммуникаторов, М.2014

Автор. Анна Несмеева, руководитель Сообщества внутренних коммуникаторов. Основатель Школы внутренних коммуникаторов.

(Visited 524 times, 1 visits today)