Отрывок из книги «Сохраняя энергию стартапа: Как техногиганты ежедневно изобретают будущее и остаются на вершине» Алекса Кантровица, которая вышла в издательстве «Альпина PRO».

Руки на штурвал?!

Попробуйте представить, как сияющий Тим Кук выходит на сцену Apple’s Steve Jobs Theater для крупнейшего анонса компании со времен iPhone.

Театр, подземный зал на окраине кампуса Apple в Купертино, был построен для проведения крупных публичных мероприятий. И Кук, глядя на тысячи собравшихся журналистов, партнеров и сотрудников, готов произнести нечто феерическое.

Повернувшись к публике, Кук вспоминает моменты прошлого. «Для любой компании, — мог бы сказать он, — будет счастьем выпустить хотя бы один революционный продукт. Но здесь, в Apple, нам посчастливилось создать целых три. Macintosh, iPod и iPhone коренным образом изменили жизнь множества людей. И сегодня мы рады показать вам еще один продукт такого же класса».

Затем, с прямотой уроженца Алабамы, Кук переходит к делу.

«Господа, сегодня мы представляем вашему вниманию Apple Car, — говорит он. — Apple Car — это полностью электрический автомобиль с автопилотом мирового класса, который способен управлять автомобилем лучше, чем человек. Мы создали его целиком сами, внутри и снаружи, и я обещаю, что он вам понравится».

Вы могли бы представить себе после этого толпу, беснующуюся от восторга… и, разумеется, Apple работает над такой машиной. В середине 2010-х годов, когда iPhone приближался к «правильной форме», компания начала разработку собственного автономного электромобиля. Полагая, что он может стать следующим ее революционным продуктом, Apple выделила значительные ресурсы на разработку этого транспортного средства, известного под кодовым названием Project Titan.

Но прежде чем мы действительно увидим Кука, произносящего речь, подобную описанной выше, может пройти… некоторое время. Разработка Apple Car — или как его еще могут назвать в компании — сдерживается многими из тех же факторов, которые завели в тупик проект HomePod: Apple позволила дизайнерам диктовать требования инженерам по искусственному интеллекту, ограничивая технологии дизайнерскими рамками.

Она замедлила работу инженеров, не позволяя им взаимодействовать друг с другом. И ее одержимость iPhone не позволяет ей пересмотреть подходы к проектированию автомобиля. Если проблемы случились только с HomePod, их можно было бы отбросить как разовые, но когда те же проблемы случаются с разработкои автомобиля — это уже не ушиб, а вывих.

Внутри Apple автомобиль рассматривается как естественный потомок iPhone. iPhone сочетал оборудование мирового класса (само устройство) с новейшим программным обеспечением (iOS), устанавливая новый стандарт для телефонов. Сеичас Apple хочет сделать то же самое, хотя и с совершенно другим оборудованием (автомобиль) и абсолютно новым программным обеспечением (система автономного вождения).

Как запустить интранет и сделать так, чтобы он действительно приносил пользу, расскажут на курсе “ DIGITAL коммуникации для HR и Внутрикома”.

«Мы рассматривали iPhone как отправную точку, — говорит бывший инженер Apple, работавший в Project Titan. — Это и стало одной из основных проблем». Запуская проект автомобиля, как более масштабное усовершенствование iPhone, Apple снова позволила принимать самые важные решения дизайнерскому отделу. Когда вы делаете систему автономного вождения, ее программное обеспечение намного важнее внешнего вида — точно так же, как в случае с умной колонкой. И дизайнеры крайне разочаровали инженеров, выпуская не терпящие возражении указы вместо того, чтобы выслушать, что было бы лучше для технической части проекта. Отдел дизайна, например, потребовал скрыть датчики автомобиля («уродливые торчащие придатки»), которые делают типичный беспилотный автомобиль похожим на подлодку на колесах. Но с их скрытием ухудшился обзор, ограничилось количество собираемых данных, и теперь инженерам пришлось искать обходные пути, которые далеки от технического совершенства.

Итак, дизайн опять рулит, на этот раз — беспилотным автомобилем. После того как специалисты проработали над двумя вариантами дизайна: с рулем и без, дизайнеры решили вообще отказаться от рулевого колеса, создав дополнительные технические проблемы для команды, которой теперь пришлось проектировать полностью автономное управление.

«Какая-то команда дизайнеров командует нам: “Просто уберите руль”, — говорит бывший инженер Apple о новом автомобиле. — И потом еще добавляют: “Да, и мы хотели бы получить машину без руля уже через четыре-пять лет”. Конечно, так дела не делаются. Тут необходим итеративный процесс создания и улучшения, и его отсутствие мешает Apple разрабатывать новые продукты».

Другой бывший инженер Apple, который тоже работал в Project Titan, проявляет ничуть не больше восторга по поводу диктатуры дизаинеров. «Помимо инженерных задач, вы добавляете дизайнерские изыски, которые делают решение задачи практически невозможным, — считает он. — Но в тех условиях инженерам остается лишь помалкивать о дизайнерах. Они вынуждены работать, подчиняясь их требованиям».

Секретность Apple, по его словам, тормозит проект еще сильнее, потому что компания начала подход к машинному обучению совершенно неверным путем. «Некоторые из нас работали над автономными системами, в частности, в проекте Face ID. И все равно, мы не могли разговаривать друг с другом, не могли поделиться тем, чем занимаемся, — продолжает он. — Но зачем ходить вокруг да около, ведь пока одни люди работают над обнаружением автомобилей, другие люди разрабатывают обнаружение глаз, зрачков и черт лица. Здесь достаточно того, чем можно и нужно делиться: в этой сфере существует множество общих нейросетевых моделей, много общих практических решении. Я нахожу эту секретность просто глупой. Она в высшей степени замедляет разработку систем искусственного интеллекта».

Наконец, руководство Apple заставило инженеров целиком придерживаться внутренних разработок (подробнее об этом чуть позже). «Однако это полная ерунда: собственных разработок там просто нет, да их нигде не бывает достаточно, — продолжает второи инженер. — Это проблема самой Apple».

В январе 2019 года Apple вывела из Project Titan, испытывающего теперь многочисленные затруднения, как минимум, 200 сотрудников.

У нас в Apple невероятно талантливая команда, работающая над автономными системами и связанными с ними технологиями. Поскольку команда в 2019 году сосредотачивает работу на нескольких ключевых направлениях, некоторые группы переводятся на проекты в других частях компании, где они будут заниматься машинным обучением и другими инициативами во всей Apple. представитель Apple для CNBC

Умная колонка и автомобильный проект должны, наверное, выглядеть для Apple как повторяющийся каждую ночь кошмар. Первый проект не смог достичь готовности к намеченной дате выпуска и принес пользователям одно разочарование. У второго дата выпуска даже еще не названа, но он уже теряет персонал. Наконец, у обоих есть общая черта: та же закостеневшая культура. Секретность и планирование сверху вниз — элементы, которые когда-то поддерживали работу Apple, теперь разрушают любые попытки компании наити путь в будущее. Отсутствие инженерного мышления сейчас как никогда становится очевидным.

Из более чем двух десятков бывших сотрудников Apple, которых я интервьюировал в ходе подготовки этои главы, многие остаются, тем не менее, лояльными акционерами своих бывших работодателей и заявляют, что возлагают большие надежды на будущее компании. Тем не менее в моменты откровенности даже у них проявлялись сомнения. Как справедливо заметил первый инженер из Project Titan: «Если вы не сумели сделать достаточно умную колонку, как вы можете сделать достаточно умный автомобиль?»

Источник: vc.ru

(Visited 17 times, 1 visits today)