“Пограничники”: как теория поколений меняет правила игры в коммуникациях. Теория Поколений уже много лет остается одной из самых обсуждаемых тем на различных площадках где общаются маркетологи и коммуникаторы. С наступлением очередного кризиса на рынке труда в обсуждение этой теории активно включились и специалисты по мотивации и вовлечению сотрудников.

Откуда берется такой интерес с одной, не самой стройной и достоверной (с точки зрения науки) теории, описывающей поколенческие стереотипы?

На мой взгляд неугасающую привлекательность Теории Поколений придает тот факт, что она обещает простые и понятные ответы на такие сложные вопросы как «Почему эти люди так поступают?», «Отчего то, что вчера работало, сегодня – бесполезно?» и наконец – «Как достучаться до этих незнакомцев?».

Теорию поколений охотно используют руководители среднего возраста – потому что она объясняет сложности коммуникации с молодежью.

Теорию поколений охотно используют молодые эксперты и лидеры мнений – потому что она позволяет им легитимировать отказ от существовавших в компании правил и стандартов. И потребовать к себе особого отношения.

В общем как ни посмотри – штука довольно удобная. С одной оговоркой – чем выше уровень обобщения, тем выше степень искажения. То есть то, что кажется нам верным для всего поколения, при взгляде на конкретного человека вызывает много вопросов.

Откуда она взялась?

Теория поколений была разработана американскими социологами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Согласно ей, каждое поколение имеет свои уникальные характеристики, которые определяются временем и социальными условиями, в которых оно росло. Важно отметить, что не существует четкого разделения на поколения, но существуют общие черты, которые помогают лучше понимать друг друга и взаимодействовать.

Давайте посмотрим на каждое поколение внимательно

### Поколение бэби-бумеров (1946-1963)

Бэби-бумеры были воспитаны в эпоху великих достижений и веры в светлое будущее. Они выросли в условиях послевоенного подъема экономики и научных открытий. Бэби-бумеры — настоящие патриоты, они преданы своей стране и ценят дружбу и командную работу.

В управлении бэби-бумерами важно помнить, что они предпочитают традиционную иерархию и требуют уважения к своему опыту. Мотивация для них заключается в возможности карьерного роста и признании их заслуг перед компанией. При постановке задач стоит использовать классические методы управления, подчеркивая важность задачи и уважение к опыту сотрудника.

Кинообраз: Новосельцев из «Служебного романа». Новосельцев — типичный представитель бэби-бумеров, который вырос в атмосфере уважения и командной работы.

Как ставить задачи:

Поставьте задачу в самом простом и интуитивном режиме вашей СРМ системы, чтобы он не нервничал, что «ничего непонятно, напишите мне в почту»

В описании задачи подчеркните ценность его опыта для компании. Ему это важно.

Установите дедлайн с запасом. Если вдруг работа будет выполнена не так, как вы ожидали, — останется время на переделку.

Ссылайтесь на вышестоящее руководство, когда ставите задачу.

### Поколение X (1964-1980)

Поколение Х росло в эпоху перемен и нестабильности. Это поколение характеризуется независимостью, готовностью к изменениям и стремлением к самореализации. Они склонны к самостоятельному решению проблем и обладают высоким уровнем технического образования.

Мотивация для поколения X связана с возможностью личного роста и признанием их достижений. Для постановки задач стоит использовать гибкие методы управления, позволяющие сотруднику самостоятельно выбирать способы выполнения задачи. Важным аспектом является предоставление свободы действий и поддержка инициативы.

Кинообраз: Сара Коннор из «Терминатора». Сара — яркий представитель поколения X, готовая идти на риск и решать сложные задачи самостоятельно.

Как ставить задачу:

Сара Коннор  ценит нетривиальность. Чтобы мотивировать ее — вместо очередного скучного отчета поручите новый нестандартный проект.

Давайте больше свободы в решении проблем. Таким людям важно напрягать голову и самостоятельно находить выходы.

Меньше контролируйте. Работники этого поколения умеют доводить проекты до конца и не боятся ответственности.

«Иксы» — хорошие наставники. Отправляйте к ним новичков на онбординг.

### Миллениалы (1981-1996)

Миллениалы — это поколение, которое выросло в эпоху цифровых технологий и глобализации. Они обладают высокой адаптивностью, ценят свободу и независимость. Миллениалы также известны своим стремлением к саморазвитию и самовыражению.

Мотивация миллениалов основана на возможности творческой самореализации и участии в значимых проектах. При постановке задач важно предоставить им свободу выбора методов выполнения и учитывать их стремление к новым знаниям и навыкам. Также следует поощрять их инициативу и участие в командных проектах.

Кинообраз: Гарри Поттер из серии фильмов о Гарри Поттере. Гарри — типичный миллениал, стремящийся к саморазвитию и свободе.

Как ставить задачу:

Поколение миллениалов — визуалы. Они лучше воспринимают письменные задачи, поэтому отправляйте все в почту, мессенджер, а лучше сразу пишите в СРМ.

Миллениалы — неплохие стратеги. При постановке задачи, обязательно описывайте цель (для чего и почему нужно сделать именно так). Тогда выше вероятность получить хороший результат.

Гарри не любит правила, попробуйте ослабить тиски и не требовать лишний раз отчетов и бюрократических штучек. Вот увидите, отдачи и благодарности за такой подход получите больше.

Главный недостаток миллениалов — винить в провалах окружающих: кота, баб Шуру из второго подъезда, обстоятельства, диван, погоду — только не себя. Проявите предусмотрительность и заранее спросите, что может помешать достижению цели. Так появится шанс минимизировать эти риски.

### Зумеры (1997 и позже)

Зумеры — это поколение, которое выросло в эпоху интернета и социальных сетей. Они обладают высокой скоростью обработки информации и способностью работать в режиме многозадачности. Зумеры также известны своей открытостью и толерантностью.

Для мотивации зумеров важно создавать атмосферу поддержки и сотрудничества. Постановка задач должна быть максимально структурированной и включать четкие инструкции. Важно также поддерживать их инициативу и давать возможность для проявления креативности.

Кинообраз: Джейк Салли из «Аватара». Джейк — типичный зумер, который быстро адаптируется к новым условиям и обладает высокой степенью креативности.

Как ставить задачу:

Больше конкретики и уточнений — распишите все нюансы, как ребенку.

Задайте вектор — объясните почему и как поставленная задача согласуется с целями компании. И не забывайте про современные сервисы, например, используйте канбан доски, рисуйте дерево зависимостей. Это же поколение визуалов!

У многоруких многоногов часто не хватает времени — прежде чем ставить задачу, поинтересуйтесь у исполнителя загрузкой. Тогда он не сможет использовать любимое оправдание.

Ставьте задачу тезисно, по пунктам. И чем короче, тем лучше.

Что не так с теорией поколений с точки зрения науки

Несмотря на популярность теории поколений, ученые не раз подвергали ее серьезной критике и доказывали, что не стоит однозначно делить людей на возрастные группы. Вот за что критикуют эту теорию.

Выводы создателей теории основаны на предположениях, а не на научных данных. В 2021 году 170 американских специалистов в области социологии и демографии подписали открытое письмо к центру изучения общественного мнения Pew Research. Они рекомендовали не использовать термины из теории поколений при проведении соцопросов. Автор письма — социолог Филипп Коэн, он подчеркивает, что теория не имеет под собой должной научной базы, но стала популярна благодаря тому, что ее часто упоминали в прессе. И чем больше на нее продолжают ссылаться, тем больше люди разных возрастов оказываются разобщены.

Действительно, Нил Хоу и Уильям Штраус разделили людей на поколения просто в зависимости от года рождения. Они не выявили особенности группы с помощью научных инструментов, а провели границы и наделили каждый сегмент определенными характеристиками. Например, человек, родившийся в 1996 году, — это еще миллениал. А в 1997 на свет появлялись уже зумеры. Хотя в 1997 не произошло никакого переломного события, которое могло бы серьезно повлиять на людей. По факту миллениал и зумер могли расти в очень похожих условиях, пользоваться одними и теми же технологиями и вообще учиться в одном школьном классе.

К реальным историческим событиям авторы теории привязали только одно поколение — беби-бумеров, родившихся в период всплеска рождаемости в США. Но и в этом случае не были собраны данные, подтвердившие бы наличие общих черт. Кроме того, одни и те события — финансовые кризисы, политические перипетии, появление новых технологий — влияют на представителей разных поколений, живущих в одно время.

А при создании книги «Миллениалы: новое великое поколение» Хоу и Штраус опирались на небольшую и однородную выборку. Они провели 600 интервью с учениками старших классов только одного благополучного американского города. И на этом основании сделали вывод о целом поколении, представители которого могут жить в совершенно других условиях.

Вместо заключения

Теория Поколений имеет яростных сторонников и столь же яростных противников. Но на мой взгляд, она хороша уже тем, что заставляет нас признавать не просто различия между людьми, но и права на эти различия. А разнообразие – это основа успеха любого сообщества

Искренне ваша, Анна Несмеева

(Visited 122 times, 24 visits today)