Вряд ли кому-то по душе процесс увольнения сотрудников, но, увы, в деловой среде без этого не обойтись. Допустим, у вас есть сотрудник, результаты которого вас не устраивают. Вы решили уволить его и все предусмотрели в плане документации и согласовали свои действия с отделом кадров. Кажется, что основная часть работы уже сделана… Но теперь вам предстоит страшный разговор. Тут начинается самое сложное: Как лучше всего преподнести эту новость? Кто должен присутствовать при разговоре? Что говорить и чего не говорить? Давайте разбираться.

1. «Мне очень тяжело».
Да, это так… но должно ли это волновать вашего сотрудника в такой ситуации? Вам может быть действительно сложно, но ему гораздо тяжелее. Его вообще-то увольняют!

И хотя вам может показаться, что вы смягчаете удар, подумайте о несказанной, но естественной реакции вашего сотрудника: «Правда? Это вам тяжело? У вас хотя бы всё еще есть работа». Еще хуже, если он действительно скажет это, а вам просто нечего будет ответить.

Если вы чувствуете себя плохо, когда увольняете кого-то (а так оно и есть), поговорите о своих чувствах позже, но уже с кем-нибудь другим.

2. «Мы решили отпустить тебя».
Объединяющее слово «мы» отлично смещает акценты и работает почти в любой ситуации, кроме этой.

Если вы руководитель, который увольняет сотрудника — используйте «я» («я решил отпустить вас»).

В данный момент вы действуете в интересах бизнеса, поэтому возьмите на себя ответственность за разговор, который ведете.

Хороший вариант — перед беседой поработать над письменным вариантом речи, так будет проще подобрать нужные слова. Как создавать текст, который идеально подойдет для конкретной целевой аудитории мы рассказываем на нашем курсе «Контент-менеджмент». Приходите и получайте ценные навыки, применить которые можно в любой сфере!

3. «Я не уверен, как это сказать».
Не может такого быть — вы знаете, что сказать. Вы просто не хотите этого говорить (и мы вас понимаем).

Но осознайте, что сотрудник в этот момент и без того испытывает ужасный дискомфорт, а вы добавляете ситуации еще и неловкость. Это опять же про ваши собственные эмоции, а им лучше в данной ситуации остаться на втором плане.

Ваша задача — помочь сотруднику пережить невероятно сложный момент. Так что переходите к делу как можно быстрее.

4. «Мы решили пойти в другом направлении».
Нет, вы решили уволить человека, который перед вами. Вы не команда по футболу, увольняющая главного тренера. И вы не объявляете об увольнении на пресс-конференции. Кажется, что эта фраза сглаживает углы, но на деле она просто размывает суть сказанного

Увольнение сотрудника очень редко происходит неожиданно. Обычно оно идет за чередой неудач, провалов, или других поводов, которые могут стать причиной увольнения. Если вы правильно выполняли свою работу и давали обратную связь о не самой высокой эффективности работы, ваш сотрудник уже знает, почему его увольняют.

Поэтому оставьте клише. Изложите причину как можно более четко и лаконично. Или просто скажите: «Я вынужден тебя отпустить». И сотрудник уже должен знать, почему.

5. «Мы разберемся с деталями позже».
Для вашего сотрудника увольнение — это конец его работы и начало другой жизни. Но перед этим его ждет еще куча малоприятных дел: забрать личные вещи, вернуть вещи компании, забрать документы и т. д.

Вы должны заранее знать, как все это устроить максимально комфортно. Или попросите человека, который знает, позаботиться об этих деталях, как только закончится ваша часть разговора.

Сидеть в неопределенности, пока кто-то выясняет «дальнейшие действия», — унизительно и мучительно, когда вы просто хотите, чтобы все закончилось. Поэтому позаботьтесь о деталях во время разговора.

6. «Я понимаю, что вы имеете в виду, но вы не правы».
Большинство людей стараются не устраивать сцен во время увольнения, но иногда это может перерасти в перебранку.

Постарайтесь не втягиваться в жаркие споры с сотрудником, который несмотря ни на что уверен, что он прав. Даже если вам есть что ему сказать. Что вы должны делать вместо этого? Если ваш сотрудник начинает спорить, просто скажите: «Я готов говорить об этом столько, сколько вам нужно, но ничто из этого обсуждения не изменит моего решения».

Хотя это предложение может показаться грубым и холодным, на самом деле это более гуманный подход. Споры — особенно те, которые ваш сотрудник неизбежно проиграет, — заставят его чувствовать себя еще хуже, а хорошего расставания вам точно не видать.

Будьте профессионалом — не реагируйте, если ваш сотрудник начинает выплескивать эмоции через словесное нападение. Просто выслушайте.

7. «По сравнению с другими, ваша производительность значительно ниже».
Никогда не сравнивайте человека, которого вы увольняете, с другим сотрудником. Сотрудников следует увольнять, потому что они не соответствуют объективным стандартам, целям и/или поведенческим ожиданиям.

Кроме того, сравнение между сотрудниками делает возможным то, что ваше объективное решение об увольнении одного человека превращается в разговор о работе других людей. А это, мягко говоря, не профессионально.

Хотя другой сотрудник может быть более эффективным, чем тот, которого вам нужно отпустить, на самом деле важно то, выполнил ли именно этот сотрудник стандарты работы. Иначе это уже больше похоже на то, что вы мутите воду, а не говорите по делу.

8. «Вы отлично справляетесь со своей работой, но мы должны сократить команду».
Эта фраза допустима только в одном случае — когда вы действительно (!) сокращаете штат в условиях кризиса. Увольнение и сокращение — это совсем разные вещи, поэтому перед тем, как начать разговор, узнайте, в чем разница. К тому же, если вы сокращаете штат, исключите из обсуждения комментарии об эффективности работы.

Но если вы не сокращаете штат и просто прикрываетесь этим — это как минимум нечестно и может потом сыграть злую шутку, создав потенциальные проблемы. Например, если в конечном итоге вы возьмете кого-то нового на замену данного сотрудника. Вот уж неприятно ему будет об этом узнать…

9. «Я знаю, что наши условия вам не подходили, так что это даже к лучшему».
Позвольте решать это самому сотруднику. Возможно, спустя время для него это действительно окажется хорошим событием (например, если он найдет более подходящую работу), но сам момент увольнения может ощущаться как падение в пропасть.

Ну невозможно сразу найти положительные стороны в таком стрессовом событии, как увольнение, по крайней мере, поначалу. Пусть ваш сотрудник сам найдет проблески позитива, если со временем они появятся.

10. «Если я могу вам чем-то помочь, просто дайте мне знать».

Безусловно, предложение помощи — это красивый жест. По крайней мере, на первый взгляд.

Но потом у уволенного сотрудника всплывут вопросы: «Как вы мне поможете? Напишете блестящее рекомендательное письмо? Порекомендуете другой компании? Вы меня уволили, вам нет смысла этого делать!»

Конечно, если вы вынуждены уволить хорошего сотрудника из-за нехватки мест или работы, вы должны сделать все возможное, чтобы помочь ему найти другое место. Свяжитесь со своими знакомыми, напишите рекомендацию и помогите им связаться с другими предприятиями. Но если это не та ситуация, то вы должны сказать: «Позвоните мне, если у вас есть вопросы о вашей последней зарплате или других деталях». 

И оставить все как есть. Не предлагайте делать то, что вам не по душе. Возможно, вам станет легче от этого жеста, но вашему сотруднику — точно нет.

Завершите разговор, сказав что-нибудь вроде: «Желаю вам всего наилучшего». Пожмите руку и попрощайтесь.

Затем примите тот факт, что вы будете чувствовать себя ужасно, независимо от того, насколько, по вашему мнению, ваш сотрудник заслуживал увольнения. Этого не избежать. Чувство вины за то, что вы сыграли роль в изменении чьей-то жизни к худшему (даже на короткое время) — это то, что не может пройти без следа. Но если вы сделали всё, чтобы быть честным с сотрудником, он почти наверняка вспомнит вас хорошим словом в будущем.

(Visited 161 times, 1 visits today)