Недавно в Москве состоялся первый форум посвященный Управлению знаниями (Knowledge Management).
И выступления участников, и вопросы участников и главное — общий контекст Форума заставили меня задуматься о феномене социального капитала организации. А так же о том, как нам сесть на поезд, отбывающий в страну «экономики знаний»…
Интересные наблюдения
Если 2 -3 года назад мы говорили об Интранет — порталах, как о новой тенденции корпоративной жизни, то теперь он стал живой реальностью корпоративного сообщества. Сегодня на повестке дня стоят две новые взаимно пересекающиеся темы – корпоративная культура и управление знаниями.
Мы видим, что наиболее передовые организации занимают уже не инструменты (каковым является Интранет), а феномен жизни организации и концепции по управлению ею.
Правильно будет говорить не о жизни, а о некотором интеллектуальном движении, умственном пространстве.
И это наблюдение напрямую приводит нас к понятиям интеллектуального и социального капитала организации, вводит ух в реальный оборот управленческой жизни.
Основной трудностью управления знаниями является проблема мотивации сотрудников. Найдя ответ всего на два вопроса: как мотивировать сотрудника делиться знанием, и как мотивировать другого сотрудника, в свою очередь, это знание потреблять, мы решим, по сути, ключевую проблему управления знаниями (КМ) в организации.
Единственное известно нам эффективное решение лежит в области формирования необходимой корпоративной культуры организации. Той культуры, которая поощряет нужное поведение сотрудника.
Залогом такой корпоративной культуры является:
- Активная поддержка процесса КМ руководством компании;
- Политическая воля руководства и собственников, для проведения преобразований;
- Поощрение сотрудников, готовых генерировать новое знание;
- Система сохранения полученных знаний и введение их в повторный оборот компании.
И эта парадигма опять приводит нас к значимости феномена социального капитала компании. Значимость социального капитала, социальной структуры организации способствующей генерации и распределению (делокализации) знаний трудно переоценить. Как же создать и укрепить эту структуру?
Наконец, необходимо остановиться на создании такого важно элемента КМ, как технологическая информационная система, призванная формализовать , фиксировать , распространять и накапливать знания.
Такая информационная система должна поддерживать:
- Хранение данных разного формата;
- Свободное внесение данных в систему;
- Перекрестные ссылки данных;
- Каталог данных;
- Оценки полезности данных (рейтингование);
- Отзывы и комментарии пользователей;
- Банк идей;
- Блоги / форумы, как форматы обсуждения и совместной работы пользователей;
- Work flow для рабочих групп ( проектных групп);
- Систему удаленного обучения.
Однако помимо информационной системы , процесс сбора , хранения, распространения и управления знаниями, необходимо поддерживать и реальными, а не только виртуальными, мероприятиями.
Это может быть:
- Работа с экспертами (сбор и формализации знаний, записи интервью, обработка полученных данных); ·
- Проведение регулярного обучения сотрудников (как молодых сотрудников, так опытных специалистов); ·
- Проведение мастер — классов опытными экспертами; ·
- Наставничество; ·
- Вовлечение экспертов в работу с учебными материальными и программами (актуализация); ·
- Работы в рамках проектных групп (формализация данных о проектах и находках проектных групп, помощь им в фиксации данных пригодных для дальнейшего анализа); ·
- Использование по результатам работы каждой проектной группы метода AAR (After Action Review). ·
- Подготовки по результатам каждого проекта участниками проектной группы кейса и его решения. ·
- Использовать для проактивных групп такие методы колобрации как Knowledge Caf? и внутренние семинары.
Что делать в компании?
- определить цели Knowledge Management в организации (зачем мы хотим управлять знаниями?)
- определить, какие знания востребованы в организации? Как и где их ищут? Кто является владельцем знаний (центры компетенции)?
- нарисовать карту знаний компании
- определить систему мотивации для участвующих в процессах сотрудников всех уровней
- определить методы формализации неявного знания.
- описываем систему (порядок и формат) хра
нения формализованных данных вовлекаем людей в процесс формализации – тиражирования – сохранения знаний. - переносим систему КМ на портал (база, каталог, панели проектов, форумы экспертов, библиотека, профессиональное сообщество, учебные курсы, банк идей, поиск).
- рейтингуем продукты в системе, получаем обратную связь
- начинаем цикл повторного использования знаний
- обучение
- запросы
- консультации
- мастер — классы
- наставничество
- работа с информационной системой
- во время оценки персонала учитываем степень вовлеченности сотрудника в КМ
Анна Несмеева