Тимбилдинг – это особый тип мероприятий для сотрудников (от английского team building, буквально – «строительство команды»). Чем больше компания и количество ее отделов и департаментов, тем сильнее она нуждается в сплочении коллектива.

Существует два условных типа тимбилдинга, которые отличаются друг от друга своими целями: мероприятия, направленные на сплочение коллектива, и мероприятия, направленные на выявление и раскрытие индивидуальных качеств и возможностей каждого участника команды.

Для многих тимбилдинг является практически синонимом словосочетаний «спортивные соревнования» и «веревочные курсы». Именно в такой форме он пришел в Россию и долго в ней существовал, хотя в действительности можно выделить несколько видов сценариев, по которым проходит почти 90% мероприятий.

4 типа на все случаи

Первый тип – это различные модификации соревнований в стиле «Олимпийских игр», спартакиады. Подразумевает борьбу между командами или отдельными участниками. Возможны все виды спортивных развлечений, вплоть до настольного футбола. Этот тип представляет самое явное «объединение», так как азарт, дух соревнования и желание вырваться вперед дают хороший толчок к коммуникации.

Второй тип – разные виды «веревочных курсов», курсов на выживание. В программу включены переправы, прыжки через препятствия, забеги по пересеченной местности, задания на силу и ловкость. Главная идея такого тимбилдинга – только объединив усилия, можно пройти все испытания. А в процессе не только узнаешь имя коллеги, но и начинаешь доверять ему если не жизнь, то шанс на победу.

Третья разновидность – интеллектуальный тимбилдинг. Подходит для тех, кто уже наигрался в боулинг и устал от тарзанки. Поиск клада, «секретных» кодов или состязания в виде борьбы за клад в стиле игры «Форт Боярд» – такие тимбилдинги можно назвать квестами, их цель – поиск и сбор информации, артефактов, предметов, а иногда и коллег. Информационные технологии шагнули далеко вперед и предлагают огромное количество возможностей – от КПК до iPad со спутниковой связью. Часто такие квесты включают в себя частичное обучение по направлению работы компании. Это отличный шанс отличиться не только спортсменам, но и интеллектуалам.

Четвертый тип тимбилдинга условно можно назвать «совместное творчество». Во время подобных мероприятий участники лепят горшки, ткут, плетут корзины, рисуют, занимаются декупажем. Кстати, именно этот тип лучше всего выбирать при слиянии двух компаний, ведь эффект соревнования здесь практически отсутствует, поскольку акцент делается на развитии индивидуальных качеств каждого сотрудника.

То, что понравится всем

Слияние в большинстве случаев довольно тяжелый и болезненный процесс для обеих сторон. Благополучное объединение компаний вовсе не означает успешное объединение сотрудников. В такой момент все ощущают, насколько реальны корпоративные ценности, написанные на официальном сайте. Поглощение одной фирмы более сильным игроком воспринимается как брак по чужой договоренности, а не по сердцу – сотрудники принимают в штыки новые правила, отстаивают то, к чему привыкли, возмущаются новой политикой и, конечно, переживают за свои места. Как правило, больше страдает команда той компании, которую «поглощают», но и другой половине тоже достается. В данном случае странно и неуместно проводить спортивное состязание – соревнований в стенах офиса и так предостаточно.

Прежде чем интегрировать новые стратегии, ценности и программы развития в умы сотрудников, необходимо вывести коллектив на эмоционально положительный уровень и дать ему почувствовать, что все, кто в него входит, одна команда. При этом надо учитывать, что предпочтения и привычки у компаний могут сильно отличаться, и правильнее найти золотую середину, нежели принимать ту или иную сторону. Такая позиция приведет в тупик и агентство, и заказчика при первой же попытке организовать тимбилдинг.

Показателен пример из практики: встреча с клиентом (крупная компания, планирующая мероприятие на 1000 сотрудников) по поводу интегрирования различных объединяющих активностей в программу годовой конференции. Кроме самих активностей был разработан дизайн и новые интерактивные форматы выступлений для спикеров. Двусторонняя встреча клиент – агентство неожиданно превратилась в трехстороннюю: сотрудники агентства были вынуждены выступать по факту перед представителями двух разных заказчиков – из компании-поглотителя и из поглощенной компании. Встреча прошла довольно нервно. Последовало очень много комментариев из серии «Вы не поняли задачу», «Зачем так сильно изменили дизайн, где старые элементы?», «Мы довольно консервативная компания». Комментарии исходили от представителей «компании-поглотителя». При этом их коллеги по факту, но не по духу, пытались отстоять свежий взгляд на фирменный стиль и новую коммуникацию. «Наши сотрудники молодые, активные и любят принимать участие во всем, что происходит», – утверждала одна сторона. «А наши любят покой и чтобы их не за-ставляли 5 часов проверять себя на вынос-ливость», – парировала другая. Щекотливая ситуация при условии, что в мероприятии принимают участие обе стороны. Когда представители агентства вышли из переговорной, к ним обратились участники встречи, которые поддержали высказанные идеи и сказали: «Знаете, нам все очень понравилось! Действительно, необычно, креативно, по-новому. Но мы, к сожалению, не принимаем решения».

Такие случаи являются наглядными.

К пониманию и сплочению нужно, в первую очередь, прийти тем, кто занимается внутрикорпоративной политикой компании. Сложно заставить коллег любить навязанные принципы и стиль поведения. Желательно придумать что-то новое, грамотно расставить акценты и создать то, что понравится обеим сторонам – легкое, интересное и ненавязчивое. В данном случае созидание является ключевым понятием при разработке тимбилдинговой программы.

Нестандартные виды командообразования

Пограничный тимбилдинг – тимбилдинг, сочетающий в себе возможность как активного участия, так и пассивного времяпрепровождения, без обязательной установки на победу, но с понятной целью создать что-то красивое, полезное или интересное – наше решение в данной ситуации. Существует несколько особенно удачных форматов, которые очень любимы практиками, поскольку представляют собой нестандартные виды командо образования.
People formation– корпоративный флешмоб, последнее модное увлечение и новый формат для тимбилдинга. В ходе мероприятия участники выстраиваются согласно заранее придуманным эскизам, затем разбиваются на группы, надевают майки и кепки определенных цветов. Выстраиваясь в цепочки или определенные фигуры, люди создают живые картинки, которые могут быть как отдельными, так и связанными друг с другом. С учетом выбранной концепции мероприятия придумывается сюжет для видеоролика. Съемка происходящего ведется с камеры, установленной под потолком зала, и транслируется на экраны. В качестве результата – тесное общение с коллегами, чувство локтя, множество смешных моментов и потрясающее «вирусное» видео для компании. Ролик остается на память, его можно переслать знакомым и друзьям. Те, кто захочет, могут принять активное участие и в съемках, и в помощи организаторам, остальным же не сложно надеть футболку и внести свой вклад в яркую картинку.

Такой тимбилдинг подходит компаниям численностью от 250 до 1000 человек – чем больше людей и цветов, тем ярче и интереснее картинка. Единственный минус данного формата заключается в том, что конечный результат участники смогут увидеть только через пару недель, когда ролик будет смонтирован. Хотя общее ожидание тоже объединяет!

Wool Teambuilding– шоу шерстяных клубков, в ходе которого за 20–25 минут создается ощущение связи между всеми участниками – может стать идеальным завершением конференции или переходом от официальной части к развлекательной. Этот вид тимбилдинга отличается неожиданностью и сюрпризами, он очень позитивный, за что нравится тренерам. Речь спикера может варьироваться в зависимости от целей и задач, но основная идея – это командная работа. Спикер в рамках совершенно официальной речи достает из кармана пиджака или портфеля обычный шерстяной клубок. В это время он говорит о силе компании: сила – это сотрудники, команда. «Представьте, что вся компания – это один человек. Первая же сложная ситуация – и…» – при этих словах спикер легко рвет нить. После этого он просит встать одного из сотрудников и бросает ему клубок. Спикер предлагает поднявшемуся кинуть клубок дальше, налаживая «связь» между сотрудниками в прямом смысле.

Неожиданно весь зал заполняется летающими клубками. Постепенно люди включаются в веселую зарядку, и зал опутывается нитями – каждый ощущает связь со всеми участниками мероприятия. Это весело и поучительно – совместное действие, яркая картинка для фото и видеоотчета. По окончании шоу все нити собираются в один клубок. Спикер вновь берет его в руки и показывает, что теперь эти собранные нити действительно невозможно разорвать. Очень наглядная демонстрация того, что выгоднее держаться всем вместе!

Социальный тимбилдинг очень популярен среди большинства компаний, как популярна среди них и социальная ответственность. Этот вид апеллирует к тому, что можно не только выделять деньги на благотворительность, но и самим лично в ней участвовать. Это командообразование оставит в памяти сотрудников только положительные эмоции. Кто-то начинает с малого и устраивает субботники, облагораживая территорию вокруг своего офиса, а кто-то на неделю едет на Дальний Восток и с нуля строит там своими силами современную детскую площадку (конечно же, не без помощи профессионалов). В Европе такие тимбилдинги очень популярны. Например, фармацевтическая компания Norgine отправила 350 своих сотрудников в ЮАР, в Сан-Сити: помимо конференции, обсуждения бизнес-стратегий, мотивации сотрудников на будущее и ужина в честь 100-летия компании, они устроили там грандиозное мероприятие. Сотрудники своими руками строили дома для местных жителей, которые остро нуждались в жилье.

Не стоит заставлять людей принимать жесткие правила, позвольте им создать что-то новое и общее. Итогом такого тимбилдинга становится максимальное сплочение коллектива, позитивные эмоции, объединение одной благородной целью, а также понимание того, что твоя компания заботится не только о себе, но и о других. А если высшее р
уководство подкрепит идею своим присутствием, то результат превзойдет все ожидания.

iPad-квест – мероприятие из разряда тех, которые будут особенно интересны и полезны любителям различных гаджетов и современных технологий. Использование планшетов для выполнения задания позволяет сократить расходы на анимационную команду в зарубежных поездках, а также дает возможность передать больше информации. Проходит квест следующим образом: группа участников получает планшетный компьютер (iPad), который последовательно выдает различные задания и контролирует их исполнение, передавая всю информацию о перемещении участников и их действиях в «штаб мероприятия».

Независимо от того, что происходит в любой из компаний (слияние, кризис, полное благополучие), тимбилдинг, в любой его форме, является эффективным инструментом для сплочения коллектива. Главное – правильно оценить настроение коллег. Если они любят футбол и настольный теннис, придерживайтесь традиций – нет ничего плохого в повторении положительного опыта. Полезно проводить опросы сотрудников по окончании каждого мероприятия, это поможет при выборе будущих концепций и направлений развлекательных программ. Если же вы всегда находитесь в поисках нового опыта, попробуйте предложенные нами форматы. Они пригодятся в любом случае, ведь иногда соревновательный эффект сдает позиции и хочется просто создать что-нибудь совершенно новое и обязательно хорошее.

Некорпоративное поведение

Внутрикорпоративные конфликты случаются не только среди рядовых сотрудников, но и на уровне топ-менеджмента. Порой разногласия, возникшие у руководства, приводят к длительным тяжбам и серьезно влияют не только на дальнейшую судьбу компаний, но и на атмосферу в коллективе. Погасить зарождающиеся и уже разгоревшиеся корпоративные конфликты, а также провести ряд мероприятий по сплочению коллектива после «бурной ссоры» призвана работа event-агентств, специализирующихся на тимбилдингах. Мы из-учили сайты нескольких event-агентств и выяснили, кто из них занимался налаживанием корпоративных отношений в крупных компаниях.

Комментарий

Наталья Федрушкова,
Smartberry Event Solutions

Если говорить о ситуации пятнадцати-летней давности, то тогда самыми популярными были обращения по поводу проведения тимбилдинга от IT-компаний и банков. Первые обращались потому, что у них весьма специфическая аудитория, которой нужен дополнительный стимул для общения, вторые, вероятно, потому, что их не только привлекали передовые технологии, но и проводить тимбилдинг позволяли финансовые возможности.

На сегодняшний день ситуация изменилась и уже практически невозможно выделить, кто хочет проводить тренинги чаще, а кто – реже. Это настолько популярно, что практически любая компания, где работают больше 50 человек, запрашивает не просто мероприятия а-ля «посидеть-отметить», а именно те, которые содержат некую командообразующую составляющую. Такие мероприятия можно условно разделить в зависимости от их продолжительности и степени воздействия на участников. Например, различные варианты «веревочных курсов» считаются базовыми тренингами для командообразования, длятся они не менее 6–7 часов и оказывают довольно серьезное влияние на сплочение сотрудников. Бывают и «легкие» мероприятия, которые длятся от 2 до 4 часов, – в таком формате проходят различные игры. Они носят, скорее, развлекательный характер, поэтому не стоит ждать от них какого-то серьезного трансформирующего эффекта, хотя, безусловно, групповая динамика тут есть. Конечно, иногда находятся те, кто отказывается принимать участие в тимбилдинге. Но профессиональным тренерам не привыкать работать с возражениями. Более того, порой это даже полезно. Впрочем, здесь есть нюанс, о котором всегда нужно помнить: нельзя допустить того, чтобы подобные корпоративные мероприятия превратились в ненавистную обязаловку. Если компания хочет сделать посещение тимбилдинга обязательным для сотрудников, то устраивать его стоит только в официальное рабочее время, а ни в коем случае не в выходной. Кстати, статистика утверждает, что даже в этом случае 7% сотрудников все равно не придут (это касается только больших мероприятий, где участвует больше 150 человек).
Компетентно

Алексей Берлов,
Eventum Premo

В формате iPad-квестов организуются увлекательные экскурсии по городам, соревнования и программы, направленные на построение эффективной работы в команде, обучение навыкам общения или продаж, знакомство с новыми задачами и ценностями компании в рамках игры. В этом случае информация воспринимается более позитивно, люди менее напряжены и лучше идут на контакт. Задача организаторов – предусмотреть задания как для подвижных активистов, так и для спокойных интеллектуалов, но обязательно требующие командной работы и помощи коллег.

Источник: Сайт cfin.ru/http://www.cfin.ru/management/practice/chose_in_action.shtml

(Visited 427 times, 1 visits today)