Скажем прямо, переезд — тяжелое испытание для любого человека. И что всегда делает этот процесс еще более трудным, так это неопределенность и страх того, что что-то может пойти не так. С конца февраля 2022 года десятки тысяч россиян уехали из страны, среди них много специалистов, которые продолжают работать на российские организации, а отдельные компании сами инициировали релокацию своих сотрудников. Что важно учесть в процессе подготовки, как правильно вести коммуникацию и наладить процесс адаптации узнаете из нашей статьи, где мы собрали 5 советов о том, как поддержать сотрудников во время переезда.

Релокация, или релокейт — это перемещение бизнеса из одной страны в другую, а еще переезд части сотрудников компании в другую страну или перемещение в пределах одной. Почему бизнесу может понадобиться «паковать чемоданы»? Классическими причинами перемещения бизнеса могут быть:

  • Нестабильность в политической сфере, затруднительные экономические, социальные условия для жизни и ведения бизнеса в стране. В 2022 году именно эта причина — одна из ключевых для российских компаний.
  • Поиск новых рынков, расширение бизнеса, открытие дочерних компаний или филиалов, на работу в которых направляют часть квалифицированных специалистов из другой страны.
  • Поиск юрисдикций с более дешевой рабочей силой или с более низким налогообложением для оптимизации расходов компании.

Но независимо от причины переезда, нужно быть готовыми к тому, что это процесс сложный, шероховатый, недешевый, и, конечно, довольно сложной со многих сторон: юридической, технической и моральной. И вот как подойти к нему правильно:

Внимание к деталям

Учитывая беспокойство, связанное с процессом переезда, а также то, насколько сложно учесть все тонкие места, крайне важно начать планировать релокацию заранее. В идеале выделить на подготовку где-то от шести до двенадцати месяцев, но увы, реалии таковы, что во многих ситуациях такое количество времени — непозволительная роскошь.

Но даже если вы ограниченны во времени, главное — правильно расставить приоритеты. В какую страну сотрудникам будет удобнее релоцироваться? Какие нормативные документы нужно изучить? Как выплачивать налоги, оформлять сотрудников и т. д.

Это лишь незначительная часть того, о чем надо узнать как можно раньше. Отдельное внимание нужно уделить документам, которые понадобятся на новом месте. Вот перечень самых главных из них:

  • загранпаспорт;
  • виза (зависит от страны для переезда)
  • документы об образовании;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы, подтверждающие имущественное положение и источник происхождения средств.

Конечно, это неполный список, к тому же, в каждой стране требования могут отличаться, но просто хотим сделать акцент на том, насколько важно со всей серьезностью подойти к подготовке переезда.

Коммуницируем грамотно

Релокация — это очень серьезное изменение, и важно давать сотрудникам правильный посыл, который снизит стресс и поможет им пройти адаптацию легче и быстрее. Сотрудники, которые будут релоцированы, должны знать обо всем заранее.

Для начала, проведите общее собрание, чтобы подробно обсудить все моменты. Пригласите собственников, топ-менеджеров, HR-специалиста, и, конечно, юриста. Важно обсудить цели релокации, разобраться в юридических тонкостях, обсудить возможные риски и понять, как можно их избежать.

Найдите для них консультантов по вопросам переезда, которые смогут объяснить, как организовать жизнь на новом месте (арендовать жилье, открыть счет в банке и другие моменты). Не будет лишним организовать для сотрудников консультации по налогам, а также по нюансам получения виз, вида на жительство и т.д.

Чтобы у сотрудников всегда под рукой были ответы на злободневные вопросы, можно сделать отдельный блог или раздел для релоцирующихся, где будет собрана вся информация, которая может потребоваться, своего рода гайды для переезжающих. И да, важно, чтобы люди всегда получали ответы на свои вопросы, даже если этот вопрос задается в тысячный раз.

Организуйте чат для переезжающих, где они смогут обсуждать важные вопросы. Если кто-то из компании уже переезжал, то эти сотрудники могут поделиться своим опытом.

Подробнее о том, как правильно коммуницировать даже самые сложные процессы мы расскажем на Очном интенсиве Школы внутреннего коммуникатора, который пройдет в Москве с 7 по 9 декабря. Присоединяйтесь прямо сейчас!

Доверьтесь профессионалам

Как бы хорошо вы ни были знакомы со спецификой определенной страны, все равно при релокации возникает очень много разных вопросов: юридических, бытовых, технических. Поэтому необходимо иметь специалистов, которые помогут вам минимизировать потери таких ценных ресурсов как время и нервы. Можно снять с себя все заботы наняв релокационного специалиста, который будет сопровождать сотрудника на всем пути, поможет углубиться в тонкости жизни в новой стране, а при необходимости поможет и его семье.

Еще одна важная фигура, без которой точно не обойтись в процессе релокации сотрудников или всей компании — это юрист. Без него есть риск наломать кучу дров и попасть на крупные штрафы, или же переезд сильно затянется.

Подумайте о бенефитах

Чтобы сотрудникам было проще войти в новый ритм и справиться со стрессом можно поддержать их бенефитами:

• помощь с документами на всех этапах
• авиабилеты для сотрудника и членов его семьи
• помощь с перевозкой животных, если они есть
• помощь в перевозе вещей (контейнер\дополнительный чемодан)
• поддержка в поиске квартиры для аренды и перевод контракта
• помощь в открытии банковских счетов
• оплатить преподавателя по иностранному языку

Ведем до конца

После непосредственного релокейта человек пребывает в стрессе, и на этом этапе необходимо помочь максимально быстро адаптироваться к новым условиям. Можно провести экскурсию по новому офису, если сотрудник будет работать из дома, то проведите его по новому району. Подготовьте список важных или интересных мест с их адресами (аптеки, банки, магазины, развлечения и т.д.). С одной стороны, это может казаться мелочью, но зато сотрудник поймет, что компания готова поддержать его в любой ситуации.

(Visited 410 times, 1 visits today)