Современный внутриком — это и швец, и жнец, да еще и со слухами борец. Точнее не борец, а настоящий искусный укротитель этих самых слухов. Ну, или хотя бы должен быть таковым, по мнению руководства… Но, как известно, слухи — это неизбежность, часть неформальных коммуникаций, и пытаться с ними бороться, или даже управлять ими — всё равно что вступать в схватку с ветряными мельницами. А вот что можно делать со слухами — так это работать, работать и еще раз работать. Как? Расскажем в нашей статье.
Где обычный человек проводит большую часть жизни? Конечно же, на работе, в окружении коллег, со всеми вытекающими из общения с ними десятками разных чатов, с кружками по интересам, даже с банальными беседами в курилке или за обедом. Так рождается «темная сторона» коммуникаций в компании — неформальная. В отличие от формальных коммуникаций, при неформальной распространение информации происходит намного быстрее, носит хаотичный характер, может исходить от кого угодно, а еще, иногда этой коммуникации доверяют намного больше, чем официальной.
Обобщая, неформальные коммуникации в компании — это общение между сотрудниками, которое происходит вне рамок официальной иерархии. Такие коммуникации могут происходить как лично, так и через различные каналы, такие как социальные сети, чаты, форумы и т.д.
Неформальные коммуникации играют важную роль в формировании корпоративной культуры и укреплении отношений между сотрудниками. Благодаря таким коммуникациям, сотрудники могут лучше понимать друг друга, чувствовать себя частью команды и быть более мотивированными на работу. Кроме того, общаясь, коллеги могут разделить свои переживания, мысли и страхи, связанные с происходящим в компании. Но есть в неформальных коммуникациях довольно опасное явление для компании — они могут самостоятельно и стихийно закрывать информационные лакуны, оставшихся после какой-то официальной коммуникации.
И да, это — благодатная почва для возникновения великих и ужасных СЛУХОВ, ведь всегда есть риск, что коллектив сыграет в подобие «испорченного телефона», и неформальная информация проделает путешествие по длинной цепочке распространения в искаженном виде. Слухи могут не только ударить по моральному состоянию коллектива и мотивации сотрудников, но даже экономически негативно повлиять на компанию, отпугнув партнеров и клиентов. Например, представим, что в компании пополз слух о том, что в этом году не состоится новогодний корпоратив. Что этот слух может потянуть за собой? Сотрудники расстроились, у всех пропало настроение, в коллективе полная демотивация. А еще, ведь беда не приходит одна! И слух тоже. Тут же все пускают цепочку дальше, и начинают искать причины. Не успели вы оглянуться, а во всю уже ходят слухи, мол, мероприятия не будет, потому что у компании серьезные проблемы с финансированием. А тут уже подтягиваются и поиск сотрудниками новой работы, сниженную результативность труда и потенциальный спад позиций на рынке. Приятного мало.
Почему же возникают слухи?
Условия для их рождения могут быть самыми разными:
- Интерес аудитории к предмету
- Дефицит субъективно надежной информации (количество, доступность официальных
- сообщений)
- Неопределенность по поводу будущих изменений
- Низкий уровень доверия к источнику сообщений
Подробнее о работе со слухами расскажем на курсе «Менеджер по внутренним коммуникациям». Ближайший поток стартует уже 01 июля.
Абстрагироваться от слухов или искоренить их совсем — задача непосильная. Да и довольно бессмысленная сама по себе. Они существуют везде, где есть место неформальному общению. Однако со слухами можно работать. В первую очередь, основываясь на принципах партнерства и надежности. Это значит, что вы готовы:
- Прояснить сотрудникам ситуации любой сложности
- Ответить на вопросы любого масштаба и любой тематики
Если вы заметили какие-то тревожные звоночки, то вот универсальный цикл работы со слухами:
Шаг 1. Установите факт наличия слуха
Шаг 2. Оцените эмоциональное состояние и атмосферу в коллективе
Шаг 3. Оцените информированность сотрудников
Шаг 4. Оцените эффективность каналов коммуникации
Шаг 5. Оцените поведение руководства
Шаг 6. Выберите канал и формат противодействия
Формат противодействия и канал может зависеть от масштаба зоны «поражения» слухом.
- Встреча с сотрудниками: тема широкая, слухом охвачена довольно большая, ограниченная подразделением группа людей
- Письмо-обращение руководителя: тема широкая, есть предпосылки для слухов. Охват – большая часть сотрудников компании
- Онлайн-конференция / ответ на корпоративном портале: тема узкая, слухом охвачена довольно большая, разрозненная группа людей
- Публикация в корпоративном медиа: тема широкая, слух захватывает большую часть коллектива.
- Встреча руководителя с источником слухов / с лидером мнения: слух только начинает распространятся.
Справедливости ради, намного эффективнее будет просто понимать, о чем волнуются ваши коллеги, и заранее считывать информацию, чем потом разрабатывать и принимать антикризисные меры. Лучшая профилактика — своевременная коммуникация по самым горячим вопросам. Держите ухо востро, а ваши каналы наготове — и тогда ни один слух вам не будет страшен.