Помните, в старые времена был такой гриф «для служебного пользования»? Книги с этим грифом не могли покинуть стены ведомств, в которых они были созданы. Правдивые обзоры политических событий в стане врага, сообщения о новейших достижениях в различных науках — все то, что не должно было попасться на глаза рядовому советскому гражданину, могло быть напечатано для пары десятков сотрудников отдела какого-нибудь НИИ.
Теперь же компании выпускают для чтения внутри своих стен не только многочисленные справочники и инструкции, но и газеты и журналы.
Глянцевые и на простой бумаге, с текстами велеречивыми и попроще, они пытаются занять внимание сотрудников. В чем назначение этих средств немассовой информации, кто и как ими занимается?
Люди любят читать про себя
Идею корпоративного издания нельзя назвать неожиданной и совершенно новой. На память приходят и заводские многотиражки, и школьные стенгазеты и доски объявлений. Хотя в руках хороших руководителей даже такие невинные формы работы с коллективами становились весьма действенными инструментами, в большинстве случаев, как мы все помним, это превращалось в не вызывающую уважения и сочувствия обязаловку. Достаточно вспомнить полный противоречий пример со стенгазетой из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: никто не принимал бы этот лист ватмана всерьез, если бы друг не написал из-под палки пасквиль на друга.
Чтобы этого не случилось, нужно внимательно относиться ко всему, что связано с производством корпоративного издания, в первую очередь к его содержанию, сочетая программные заявления руководства с материалами, интересными рядовым сотрудникам.
Ирина Лимитовская, директор по маркетинговым коммуникациям и поддержке клиентов группы «АльфаСтрахование» говорит: «В нашей газете — официальные заявления менеджмента, ключевые сделки, важные для компании рыночные новости, новости в части мотивационных и образовательных программ для персонала, реорганизации, назначения, корпоративные праздники, достижения корпоративные и личные, проблемы глобальные и частные.
Мы стараемся много писать о людях: их увлечениях, важных событиях, жизненных историях. Людям интересно читать о своих соседях по офису, а номера с собственной фотографией многие хранят в рабочем столе».
Надежда Доронина, менеджер по связям с общественностью ОАО «Кондитерское объединение «Сладко», тоже замечает, что «люди любят читать про себя и своих коллег. Мы даем «портреты» сотрудников, рассказываем о достижениях и юбилеях. Большой популярностью пользуются интервью с руководством, особенно неформального характера».
Коллективное сознательное
Чем могут быть полезны газеты, наполненные историями о трудовых буднях, когда они и так у всех перед глазами? Зачем читать сообщения от руководства — оно и так в любой момент может появиться и сказать все, что считает нужным? Директор департамента по работе с клиентами консалтинговой группы СЭТ Анна Уланова говорит о смысле существования корпоративной прессы так: «Классики марксизма-ленинизма, к цитатам из которых сейчас относятся с иронией, все же были правы во многом, и слова Ленина о том, что газета — это коллективный организатор и агитатор, очень правильны. Газета становится организатором уже при разработке ее концепции: люди объединяются, начинают обсуждать жизнь организации, идет внутрикорпоративная коммуникация, но общение происходит не по поводу работы вообще, не по поводу вчерашнего футбола, а по поводу задач, стоящих перед компанией и коллективом». При этом, замечает Анна Уланова, очень важно, что газета является неформальным организатором: мысль, выраженная не высокопарным стилем, а близкими и понятными словами, снимает барьеры, создает общность, единство в компании.
Последняя задача тем важнее, чем больше коллектив.
В пределах одной комнаты корпоративный дух сохранить относительно легко, а вот как это сделать в компании с филиалами в нескольких регионах? Надежда Доронина рассказывает, что «в объединении «Сладко» две фабрики, и газета является связующим звеном: сотрудники внимательно следят за событиями, происходящими у коллег. Газета представлена в специально отведенных местах на проходной и пользуется большой популярностью».
Впрочем,ошибочной была бы и мысль, что маленьким коллективам своя газета не нужна. Конечно, для многих небольших компаний газета стала бы слишко
м дорогим инструментом сохранения корпоративного духа — им можно порекомендовать как следует поработать над своим интернет-сайтом, превратив его в электронное СМИ. Марианна Сливницкая, исполнительный директор компании Begin Group утверждает, что «внутрикорпоративные СМИ имеют не меньшее значение и в небольших компаниях, хотя они редко встречаются там, где работает менее ста сотрудников.
Они особенно актуальны при росте компании, когда появляется структура отделов и строятся различные нормы и процедуры. Именно в этот момент очень часто бывает так, что некоторые сотрудников не знают о том, что делают их коллеги и оказываются «выключенными» из жизни компании. Такое может обнаружиться слишком поздно, когда эти люди уходят из компании».
Возможный уход из компании — частный случай нелояльного отношения сотрудников к интересам компании. Упрочение отношений между компанией и отдельными сотрудниками — это одно из направлений, в котором должны работать корпоративные издания. И это часто становится почвой для упреков в необъективности, в стремлении сглаживать острые углы, даже манипулировать людьми. «Конечно, есть и такие издания- говорит Ирина Лимитовская.- Но дать нужную информацию — не значит дезинформировать. Кроме того, неактуальную и тенденциозную газету никто не будет читать».
Призвание варягов
Однако содержание — это не единственная проблема, которую требуется решить при создании корпоративной газеты.
В конце концов, речь идет о материальном продукте — еще одном продукте компании, и кто-то должен заниматься им.
Чаще всего ответственность за этот продукт возлагается на HR-департамент или на PR-отдел, так как они лучше остальных осведомлены о новостях и изменениях в компании, лучше понимают цель и специфику этой работы, а также именно для них корпоративные издания представляют интерес как инструмент.
Однако зачастую у них нет ни времени, ни подходящей квалификации для того, чтобы писать, редактировать, фотографировать, рисовать и т. д.
Так что непосредственно работой с содержанием могут заниматься уже не сотрудники этих отделов, а нанятые журналисты. Печатный процесс чаще всего отдается сторонним компаниям — так, как это делается в ОАО «Кондитерское объединение «Сладко»: «У нас за газету и поиск новостей отвечает один человек- менеджер по связям с общественностью. Дизайн, верстку и печать издания мы доверяем профессионалам внешней компании. Пишут для газеты сотрудники отдела корпоративных отношений. А идеи для материалов часто дают сами работники».
В «АльфаСтраховании», рассказывает Ирина Лимитовская, довольно значительный объем работы над газетой выполняется вне компании. «Весь пишущий штат газеты «КомпАС» — это сотрудники PRагентства, работающего на аутсорсинге. За HR-департаментом- наполнение газеты фактами и общая ответственность за проект. За блоком маркетинга — производственные и организационные вопросы, креатив. Вот в таком постоянном продуктивном столкновении интересов и рождаются читаемые корпоративные издания».
Понятно, что сотрудникам компании сложно уделять много внимания работе над корпоративным изданием. И нет ничего удивительного в том, что внутренние органы печати работают с помощью извне. Однако важно соблюсти пропорции, говорит Анна Уланова: «В создании такого издания обязательно должны участвовать PR-менеджер и HR-департамент, но самое главное, что там обязательно должен звучать голос самих сотрудников компании. Если в издании становится слишком много «варяга» — редактора или журналиста, могут начаться проблемы.Редактор издания не должен становиться конкурентом топ-менеджмента в борьбе за умы людей, он должен быть проводником мыслей и стремлений руководства».
Александр Острогорский
Газета «Бизнес» 30-09-2005