Помните, как в детстве мы зачитывались приключенческими романами? В них главный герой отправлялся в путешествие, в котором ему предстояло преодолеть множество препятствий. А в конце все обязательно заканчивалось хорошо.
Путь сотрудника в компании — тоже своего рода путешествие. Оно начинается при первом контакте с рекрутером и продолжается все время работы в организации. А иногда и после увольнения: спустя какое-то время человек может вернуться, и его путешествие продолжится.
Отследить весь жизненный цикл сотрудника в компании и препятствия на этом пути, а также исправить ошибки в процессах поможет специальная карта — Employee journey map (EJM). Сегодня в статье разберемся, что это такое, и как ее правильно составить.
Что такое Employee journey map
Employee journey map (EJM) — это инструмент, который позволяет отслеживать путь сотрудника в компании: от момента первого знакомства с брендом работодателя до отзывов после увольнения.
Главная задача составления EJM — увидеть, с какими проблемами сталкивается сотрудник на разных этапах работы и что его мотивирует. Также EJM помогает отследить, есть ли узкие места в HR-цикле и предложить решения для их улучшения.
Как составить Employee journey map
Создание EJM представляет собой подход, позволяющий обнаружить возможные сложности в коллективе и предупредить их появление. Поэтому он хорошо работает на опережение: не стоит ждать, пока у HR-специалистов возникнут сложности в работе. EJM — это способ изучать, визуализировать и систематизировать процессы, а не спасательный круг. Если начать внедрять карту сотрудника как можно раньше, это поможет вовремя заметить узкие места в HR-процессах и исправить их.
Этап 1. Определяем фокус исследования
На первом этапе нужно определиться с целью создания EJM.
Карта может отражать весь путь сотрудника или конкретный этап: наем, адаптацию, развитие, увольнение. Карту отдельного этапа составляют, когда проблема уже локализована — например, понятно, что в компании плохо с адаптацией новичков. Полную карту делают, если непонятно, в чем конкретно проблема. Отсюда вытекает и цель создания EJM — ей станут те шаги, которые помогут устранить сложности или предупредить их появление.
Этап 2. Выбираем способ исследования
Карта — это визуализация того, что уже существует в компании. В ней необходимо отобразить, как и где пути работника и работодателя соприкасаются друг с другом. Для этого есть разные способы:
Онлайн-опросы. Этот способ помогает собрать большое количество информации за короткое время. Однако, он не всегда отличается надежностью: для того, чтобы получить точную информацию о слабых местах, нужно тщательно составить сам опрос — иначе сотрудники могут уходить от ответа или пропускать какие-то важные детали. Поэтому важно задавать открытые вопросы — такие, на которые нельзя ответить только «да» или «нет».
Интервью. Самый эффективный способ, от которого вы получите максимум информации. Проводите интервью с кандидатами, действующими и бывшими сотрудниками. Однако в нем тоже есть подводные камни: во-первых, это ресурсозатратно, а во-вторых — сотрудники не всегда могут искренне давать обратную связь.
Отзывы в интернете. Этот способ может помочь узнать мнение тех, кто не может принять участие в опросах или интервью. Изучите отзывы о работе в компании на специальных сайтах. Помните, что некоторые отзывы могут быть написаны конкурентами, поэтому нужно оценить их объективность.
Этап 3. Формируем группы респондентов
На этом этапе нужно определиться с группами для проведения исследования. В нем должны участвовать люди, которые уже прошли нужный этап и приобрели разный опыт. Это могут быть:
— кандидаты, которые уже побывали в воронке подбора;
— действующие сотрудники;
— руководители;
— уволившиеся сотрудники.
Этап 4. Проектируем карту
После проведения всех исследований, соберите все данные и переработайте полученную информацию. Визуализируйте карту сотрудника и отобразите каждый этап, включая все моменты, которые влияют на опыт сотрудника.
Систематизировать результаты удобно в Microsoft Excel и гугл-таблицах, а визуализировать — в Miro с помощью красивых блоков и стрелок. Для большей наглядности отметьте этапы разными цветами: красным, оранжевым и зеленым. Это поможет легко увидеть проблемные точки, а также те, в которых взаимодействие проходит отлично.
После этого разработайте план действий и мероприятий для улучшения опыта сотрудников на каждом этапе.
Нужно ли обновлять Employee journey map
Периодическое обновление карты пути сотрудника дает возможность отслеживать изменения в опыте работы персонала и корректировать управленческие стратегии в соответствии с новыми условиями. Нет необходимости каждый раз полностью перерабатывать EJM. Обычно достаточно изучить этапы, на которых были внесены изменения, чтобы адаптировать карту к новым реалиям.
Подробно про создание и работу с картой пути сотрудника рассказываем на курсе «Корпоративная культура – работает». Его и еще 4 курса можно выгодно приобрести по акции «5 за 3», которая действует до конца июля:
Статья написана по материалам Хантфлоу