Предлагаю вашему вниманию перевод  статьи The Top Ten Intranet and Digital Workplace Predictions for 2011 Пола Миллера (Paul Miller) — генерального директора и основателя Intranet Benchmarking Forum (IBF), сообщества специалистов по интранет, в котором представлено более 100 крупнейших международных компаний, включая Aviva, AT&T, AXA, BP, Citi, Deutsche Post/DHL, ExxonMobil, ING, IKEA, Kraft, Microsoft, Nokia, Sanofi-Aventis, Sara Lee, Total, и Verizon.

Пристегните ремни! 2011-й обещает быть важнейшим годом для интранетов и digital workplace.

(Примечание переводчика: термин «Digital Workplace» дословно переводится, как «электронное рабочее пространство», но поскольку термин в русском языке еще не устоялся, мы пока будем пользоваться его англоязычным вариантом. Подробнее о «Digital Workplace» и чем оно отличается от интранета читайте в статье «В библиотеку интранет-менеджера».)

Делая десять прогнозов будущего индустрии интранетов и digital workplace, я сам себя немного напугал. Я только что просмотрел, что я предсказывал в 2008-м, 2009-м и 2010-м годах, и был шокирован: многое из того, что я прогнозировал, случилось на самом деле — я, конечно, должен добавить: произошло не полностью и не так быстро, но основные идеи оказались верными.

За последние годы я сделал следующие прогнозы: оптимизация справочников сотрудников, нарастающий конфликт между открытием интранета за файрволл организации и управлением рисками, развитие выделенных ресурсов для поиска, и другие — так чего же ожидать в 2011-м?

Тренд 1: Интранет будет все больше поглощаться digital workplace

Технологии становятся все большей частью жизни сотрудников. В 2011-м интранеты не просто исчезнут, а будут все более пересекаться с другими сетевыми сервисами, такими как HR self-service, онлайн-коммуникации, включая аудио и видео, социальные медиа, как внутри файрволла, так и за его пределами, а также мобильные устройства.

Термин «интранет», которому часто прогнозируют исчезновение, останется, так как он все еще является удобным термином для охвата широкого спектра подобных технологий. Тем не менее, тенденция переименовывать интранет-группы и сетевые группы в группы digital workplace, также сохранится, что позволит группам, ранее занимавшимся только интранетом, ориентироваться на более широкий спектр технологий digital workplace.

Тренд 2: Интранеты и другие электронные сервисы будут управляться на более высоком и более стратегическом уровне — уже не на уровне отдела внутрикорпоративных коммуникаций и IT, а в операционном центре организации

По мере того, как интранет развивался и его влияние на повседневную жизнь организации увеличивалось, люди на все более высоких уровнях начинали размышлять, где должно находится управление этими сервисами. Тенденция переносить управленческие ресурсы и подконтрольность таких сервисов с отделов внутрикорпоративных коммуникаций, IT-специалистов и HR-менеджеров продолжится, и сетевые сервисы будут располагаться ближе к операционным центрам. Всегда будет оставаться необходимость совместного стратегического управления, но ответственность за них будет напрямую возлагаться на ИТ-директоров или исполнительных директоров.

Тренд 3: Станут покупать и иные продукты, кроме стандартных SharePoint и Yammer, поскольку организации начинают понимать, что приемлемые и эффективные альтернативы существуют и развиваются

В 2010-м единственным продуктом на рынке, казалось, был Microsoft SharePoint и, в меньшей степени, Yammer (корпоративная социальная сеть), но в 2011-м тенденция изменится. Существуют приемлемые альтернативы SharePoint от таких компаний, как IBM, Oracle и более мелких производителей; то же можно сказать и про Yammer — возьмем, к примеру, его аналог Socialcast. У этих надежных альтернатив будет своя доля рынка, поскольку ИТ-директора проводят широкий анализ рыночных предложений, прежде чем утвердить крупные инвестиции. Yammer — это первое из небольших «plug and play» приложений, которое стало использоваться в организациях, но в 2011-м многие воспользуются его очень успешной моделью, которая позволяет добавлять в интранет компании новые полезные сервисы без привлечения ИТ-специалистов. Я ожидаю серьезных инноваций и увеличения возможностей в сфере «объединенных коммуникаций», включая аудио и видео связь.

Тренд 4: Организациям понадобятся эффективные технологии digital workplace для привлечения и удержания лучших сотрудников

Крупные компании продолжат терять сотрудников из-за слабо развитого digital workplace. Все деньги, потраченные на то, чтобы выставить компанию в выгодном свете перед новыми сотрудниками, ничего не значат, когда реальность сводит это на нет внутри фирмы. Новые сотрудники запускают браузер и быстро оценивают, насколько хорош интранет в компании, ведь они уже знают, как должны выглядеть хорошие сервисы. Они видели тысячи сайтов, постоянно пользуются социальными сетями и обычно результаты их оценки оставляют желать лучшего, когда они сравнивают мир внутри компании с миром за ее пределами. А в онлайновом мире, где мгновенный и постоянный доступ — обычное дело, новости распространяются быстро. Лучшие для работы компании не будут такими привлекательными, если их интранет-сервисы окажутся неудачными. Новые сотрудники, возможно, все равно останутся с вами из-за хорошей зарплаты и других преимуществ, но они будут пользоваться другими сетями, и их преданность компании и общий вклад в работу будут уменьшаться. Сегодня люди пользуются разными сетями по своему выбору, и рабочая сеть — это всего лишь одна из них, так что digital workplace должно быть на высоком уровне, чтобы получить внимание сотрудников и вовлечь их.

<>Тренд 5: Мы перестанем говорить о социальных медиа, Enterprise 2.0 и будем говорить просто о «совместной работе» (collaboration), имея в виду все, относящееся к работе, как внутри, так и за пределами корпоративного файрволла

Совместная работа — это тот термин, который устоится в мире «социальных медиа и 2.0». Для совместной работы важнее результат, чем средства. Этот термин заменит другие, так как он создает представление о деятельности, а также является достаточно абстрактным, чтобы включить в себя новые разработки в этой области. Смысл совместной работы — держать людей в контакте и позволять им работать вместе. Enterprise 2.0 станет историческим термином, а термин «социальные медиа» продолжит использоваться для 2.0-сервисов и других явлений во внешней сети.

Тренд 6: Интранеты и digital workplace будут получать все больше инвестиций, как будто и не было никакого экономического кризиса — этот процесс уже происходит

Я не помню такого времени, когда крупные организации по всему миру вкладывали так много денег в сферу интранетов и digital workplace, как сейчас. Но это скорее инвестиции в рабочие инструменты и технологии, чем в людей. Похоже, эта тенденция по существенному улучшению digital workplace продолжится, поскольку многие компании намерены создать более продвинутые сетевые сервисы. Причины будут все те же: крупные обновления SharePoint, переход к удаленной работе для сокращения затрат на персонал и для работы в командировках, плюс понимание того, что такие инвестиции являются главным требованием для современных продвинутых организаций в 2011-м году. Вместе с тем, в 2011-м году продолжится сокращение персонала. Вопрос в том, как сделать так, чтобы внедрение digital workplace компенсировало эти изменения.

Тренд 7: Организации начнут разрабатывать стратегии развития digital workplace вплоть до 2015-го года

В последние годы интранеты имели тенденцию развиваться на тактическом уровне — добавлялись такие новые сервисы, как социальные медиа, оптимизированные справочники сотрудников и мобильные приложения. Но, учитывая крупные инвестиции в платформы для интранета и digital workplace, развитие этой сферы будет планироваться на стратегическом уровне вплоть до 2015-го года. Как же digital workplace вашей организации будет выглядеть в 2015-м, и какие фазы оно пройдет за это время? Стратегически, будет уделяться все больше внимания развитию пользовательского взаимодействия с digital workplace. Подобно тому, как создавались и разрабатывались физические рабочие места, где исторически происходила работа, внимание будет все больше уделяться digital workplace — важно не то, где ты работаешь, а как ты работаешь.

Тренд 8: Недовольство средствами поиска по интранету со стороны сотрудников будет расти, заставляя организации добавлять специализированные корпоративные поисковые ресурсы

Этот тренд никуда не делся. Проблема поиска, одна из наиболее актуальных для многих интранетов, не была решена и никуда не делась. Она приобретает все большее значение по мере того, как объем информации и данных увеличивается. Так много времени израсходовано на смакование практического использования лучших аспектов Enterprise 2.0, и так мало — на решение все еще сложной, но крайне важной проблемы поиска в корпоративной сети. В этой сфере есть прогресс, но переход к специализированным средствам для внутреннего поиска продолжится, а качество поиска улучшится благодаря технологическим инвестициям.

Тренд 9: Учащение проблем перемещения сотрудников продолжит быть причиной для разработки все более эффективных, более гибких и сложных digital workplace, что увеличит количество персонала, работающего удаленно

Кто знает, какие бедствия постигнут нас по всему миру в 2011-м году, но можно быть уверенным в том, что периодически будут возникать ситуации, препятствующие или осложняющие перемещение сотрудников. Каждый такой инцидент бросает вызов digital workplace — нарастает нагрузка на системы. Digital workplace хорошо тем, что оно продолжает работать, несмотря на «пепел вулкана, свиной грипп, забастовки, невылетевший самолет, террористические акты». Вместе с тем, нужно ожидать развития технологий онлайн-коммуникации, что приведет к тому, что виртуальная связь станет лучше, быстрее и дешевле.

Тренд 10: Количество персонала, занятого развитием интранетов и digital workplace, увеличится в 2011-м году

Возможно то, что число сотрудников ИТ-отделов снизилось, — это естественное следствие экономического кризиса, в то же время финансовые и технологические инвестиции увеличились. Людей становится меньше, а нагрузка на них увеличивается. В 2011-м году это несоответствие приведет к дополнительному набору персонала в группы, занимающиеся интранетами, поскольку ограничения по набору персонала немного снижены. То тут, то там будет осуществляться набор новых людей в эти группы под предлогом, что «нам нужно больше людей с опытом работы в SharePoint, чтобы развить эту новую технологию». Настоящей причиной будет необходимость реализации долгосрочной стратегии и восполнение объективного недостатка персонала.

Источник: net4people.ru (опубликовано в блоге Анны Кравец)

(Visited 107 times, 1 visits today)