Компании ставят во главу угла вдохновляющую идею
Российский бизнес окреп, встал на ноги, возмужал. И, достигнув этой стадии, он задался логичными и актуальными для себя вопросами: зачем он существует, в чем заключается его предназначение, что является движущей силой?
Естественно, первая возникающая в качестве ответа мысль — деньги. Десятилетия советской действительности создали в массовом сознании образ предпринимателя и капиталиста — как человека, одержимого жаждой наживы. Но деньги не могут быть единственной целью действительно успешного бизнеса, хотя бы уже потому, что они, по сути, являются лишь количественной оценкой обществом той добавленной стоимости, которую производит компания или конкретный человек. Всегда нужно смотреть в суть деятельности: что и для кого она создает.
Я попробую доказать весьма парадоксальную на первый взгляд мысль: быть социальноответственным, иметь в основе бизнеса идею, способную вдохновить и объединить людей и при этом не имеющую ничего общего с деньгами, не только правильно с точки зрения морали, но и выгодно. Да-да, именно выгодно
И пусть, с одной стороны, экономическая теория и законодательство говорят, что ключевая цель предпринимателя — извлечение и максимизация прибыли, но, с другой стороны, можно взять любую успешную компанию, и ни у одной из них в миссии нет ни слова о деньгах! Например, Google. Они стремятся к систематизации всей информации в Интернете. Задача, конечно, может показаться невыполнимой, но это вызов, challenge, способный собрать под знаменами компании по-настоящему неравнодушных и талантливых специалистов, готовых лететь через тернии к звездам. Теперь посмотрите на философию Apple. Стив Джобс идеально сформулировал миссию компании: «производить лучшие гаджеты в мире, которыми можно гордиться и не стыдно рекомендовать друзьям». Да, и Apple, и Google по-разному видят свои задачи, но их объединяют успех, желание сделать этот мир лучше и способность сплотить вокруг себя огромное число людей, разделяющих эти цели.
Вышесказанное в полной мере соответствует одной из наиболее важных теорий мотивации, воспринятых в рамках научного менеджмента, а именно — теории иерархии потребностей, сформулированной известным американским психологом Абрахамом Маслоу. Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
Можно взять любую успешную компанию, и ни у одной из них в миссии нет ни слова о деньгах
Следуя этой логике, деньги не могут быть главным и единственным мотиватором для действительно успешного человека. Они рассматриваются как гигиенический фактор, влияющий на отсутствие недовольства. В краткосрочной перспективе деньги, конечно, мотивируют, но в долгосрочной — никогда. По мере личностного роста ключевым фактором всегда становится потребность в самореализации, что требует постановки амбициозных и вдохновляющих целей, а работа в коллективе талантливых единомышленников, разделяющих эти цели, это лучшее вознаграждение для таких людей. «Химия», внутренняя сплоченность компании, ощущение «драйва» и работы над великой целью — ценности, которые невозможно купить ни за какие деньги.
Но удивительно, что такие нематериальные факторы позволят бизнесу быть успешнее и …экономить деньги. Опять-таки обратимся к теории менеджмента, где существует понятие Employee Value Proposition — то, что работодатель может предложить работнику. Ключевая идея состоит в том, что работнику дается не только возможность получать зарплату, но и целый набор нематериальных благ, таких как определенная корпоративная культура, цели, принадлежность к соответствующей социальной группе.
Счастливый работник при прочих равных стоит компании дешевле, чем работник несчастный, ведь его несчастье приходится компенсировать деньгами. Более того, если компания будет заботиться только о максимизации прибыли, возведя это в корпоративный принцип, почти наверняка она проиграет конкурентную борьбу. Ведь каждый сотрудник, руководствуясь правилом социального сравнения и подражания, будет брать с нее пример, и приложит все усилия, дабы «отомстить» ей, максимизировав прежде всего свою прибыль. При этом он остается абсолютно равнодушным к тому, что не приносит прямого материального вознаграждения, становясь эгоцентричным и не заботясь об общих нуждах, которые не совпадают с личными. Он никогда не пожертвует ни минутой личного времени, чтобы поддержать компанию, и найдет тысячу причин не делать важное, но невыгодное задание. И, с другой стороны, в компаниях, где во главе угла поставлена вдохновляющая идея, разделяемая работниками, абсолютной нормой является желание со стороны последних проявить инициативу. Например, остаться допоздна, даже если за это не заплатят, ведь в этой логике работа — это уже не просто источник заработка, но инструмент для самореализации, дающий человеку возможность почувствовать себя частью чего-то очень важного. И в кубе вышесказанное актуально для начинающего бизнеса: невозможно представить себе, чтобы благополучно закончилась история стартапа, ставящего перед собой основную и чуть ли не единственную цель — зарабатывать деньги, и при этом неспособного объяснить окружающим, чем он может быть им полезен. Такого не бывает. Чтобы компания была успешной и эффективной в долгосрочной перспективе, необходимо наличие амбициозной корпоративной цели и соответствующей ей культуры поведения.
Бизнес, желающий действительного успеха, должен заботиться прежде всего о принесении пользы обществу. Если он преуспеет в этом, большие деньги придут сами, став вместе с ощущением небесцельно прожитой жизни достойным вознаграждением за годы упорного труда.
Источник: rg.ru
Почему продвижение по должности может выступать в роли важнейшей мотивации для сотрудника? И как правильно конвертировать такую мотивацию в результат? Рассказываем на курсе КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ . Присоединяйтесь!