Совместные съемки кино, или кино-тимбилдинг уверенно входит в моду. Однако, просто «загнать» сотрудников компании на съемочную площадку , раздать костюмы и листочки с репликами — мало. Да и эффект будет далек от ожидаемого. Что нужно знать и к чему готовиться, если вы действительно собрались снимать кино? Сегодняшняя история об этом.
Все, что написано ниже – размышления практикующего режиссера. Навыки, которые дает профессиональное образование и личный опыт в киноиндустрии, оказались в какой-то момент востребованы в сфере бизнес-тренингов и корпоративных мероприятий. Вот промежуточное подведение итогов.
Выбор стратегии – «ролик для босса» или вовлечение коллектива в создание продукта на каждом этапе
Когда руководитель компании или его представитель заказывает презентационный фильм или вирусный ролик с целью продвинуть свой бизнес на рынке, всегда важно выяснить, как заказчик представляет себе конечного потребителя.
Мы знаем, на профессиональном языке это называется «целевая аудитория».
Но речь сейчас идет о другом – необходимо представить и описать образ конкретного человека или нескольких людей, смотрящих конечный фильм. Мужчина это или женщина? Какого возраста? Какой профессии? Как одет? С какими эмоциями воспринимает продукт? Где смотрит его?
В зависимости от ответа, видно, что хочет клиент получить от продукта на самом деле.
Самое интересное, когда руководитель компании представляет себе своих близких, друзей, знакомых, коллег и конкурентов. То есть тот круг людей, чье мнение ему важно с точки зрения оценки его жизненных достижений. Как правило, работники коллектива в такой круг не входят.
Когда мы снимаем такой фильм, проводя съемочный день в офисе или на производстве, работники компании, в основном, смотрят на всю эту киношную суету со скрытой усмешкой и недоверием – «барин развлекается!». Ролик о компании получается надуманным, чуждым коллективу самой компании. Или материал спорит сам с собой. Документальный материал (интервью с работниками, событийные съемки) противоречит постановочной идее руководителя.
Мне хочется рассказать здесь о командах нового формата, которые подходят к этому делу по-другому.
Один директор такой организации после описания целевого зрителя вирусного ролика о компании, предложил задать этот вопрос руководителям отделов. Руководитель отдела, беседуя на рабочем месте, спросил у работника рядом: «Андрей, а ты как видишь?». В результате получилось коллективное обсуждение. И оно странным образом вылилось в обсуждение содержательной части ролика – что в нем хотелось бы показать про компанию. Потому что все участники разговора представляли себе близких людей. И для близких им хотелось показать важное и интересное.
Сценарная авторская комната (мозговой штурм) – инструмент креативного тимбилдинга
Есть в сериальном бизнесе такое понятие: авторская комната. Когда в одном помещении собираются несколько сценаристов и начинают «накидывать» идеи к сценарию – критикуя, обсуждая, предлагая. Если формат задан правильно, в какой-то момент рождается оригинальная и необычная история с уникальными персонажами и свежими поворотами.
Директор одной фирмы, которая выпускает снаряжение и боеприпасы для пейнтбола, захотел снять вирусный ролик про свой бизнес.
Поскольку бизнес родился из идеи группы друзей, которые стали партнерами, то директор сразу привлек к обсуждению команду друзей-управленцев и их замов. Из шумного и веселого мозгового штурма людей, которые, с одной стороны, «болеют» за свой бизнес, а с другой – полны нереализованных творческих фантазий, вкусовых пристрастий и молодой энергии, родилось несколько креативных тем. Пиратская тема, ковбойская тема, мушкетерская тема. Профессиональный сценарист, который модерировал буйный полет коллективной фантазии, сформулировал из набросанных тем и идей концептуальный мессидж, который ребята, собственно, и хотели заложить в свой ролик. Пейнтбол – это не про побегушки со стрельбой. Пейнтбол – это про испытание себя. Про «чувство плеча». В конечном счете – про настоящую дружбу. И команда сама (!) придумала окончательную версию слогана и финального кадра. В конце ролика уставшая и довольная команда четырех стрелков идет на зрителя (замедленная съемка), снимая на ходу шлемы, улыбаясь, кто-то положил руку другу на плечо – под музыку финальной темы из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». И звучит закадровый голос – «Пейнтбол в »***» – то, что вспомнишь и двадцать лет спустя!«
Про что это история? Про те решения, которые двигают компанию дальше. Потому что в результате таких решений на выходе получается на только оригинальный продукт, но и спаянная команда единомышленников, объединенная общей победой.
Когда создается фильм о компании любого формата, в первую очередь, нужна такая авторская комната. Представители разных отделов, активисты, креативные личности и просто «живчики» – все пассионарии компании должны закрываться в отдельном помещении и под руководством профессионального модератора (сценариста или режиссера) обсуждать концепцию, сценарный план, героев, локации и другие характеристики будущего ролика.
Мы получаем как минимум два результата. Живой сценарий фильма и креативную, захваченную общей идеей, вдохновленную команду исполнителей проекта. Практически, стихийную съемочную группу.
Кастинг как построение иерархии команды на основе творческого принципа
Пока эта стихийная группа еще аморфна. И следующая задача модератора – дать этой команде структуру. Лучший способ – устроить творческий кастинг.
Тот, кто наиболее отличился в сценарном «мозговом штурме» пусть останется сценаристом ролика. Редактор сцен и помощник на стадии оформления крайнего драфта сценария нам еще пригодится.
Нужно распределить людей в режиссерскую и операторскую группу. Здесь все зависит от склонностей, личного опыта и желания человека делать ту или иную работу.
Режиссер и его помощники – это руководители процесса и коммуникаторы. Оператор – это созерцатель, «глаз» истории. Ему нужно фотографическое мышление. И помощники ему тоже нужны «глазастые».
Самое «вкусное» – распределение ролей. Главных, второстепенных, эпизодических. Это практическая психология и наука физиогномика.
Несколько советов. Нужно учитывать похожесть характера персонажа на реального работника, который будет этого персонажа играть. У актеров-любителей лучше всего получается играть роли самих себя. Желательно брать руководителя компании на одну из главных ролей. Это важно для духа фильма. В ролях должно быть меньше слов и больше действия. Это необходимый момент при работе с непрофессиональными актерами.
Хотя об одном топ-менеджере предприятия, имеющем отношение к кофейному бизнесу, хочется здесь упомянуть. В презентационном фильме он читал отрывок из стихотворения про кофе. Это был осознанный выбор – роль с текстом. У него было представление, что он хорошо читает стихи. Работа с ним вылилась в краткий тренинг сценической речи. Ему открыли «зажатые» резонаторы и разобрали текст с точки зрения логики речи. В итоге, этот руководитель после фильма стал заниматься с педагогом по сценречи, желая развить навыки риторики и форсированного голоса.
Выбор локации, декораций, реквизита, костюмов, грима как попытка взглянуть на корпорацию со стороны (формирование образа корпорации как кинообраза)
Следующий шаг – выбор локаций, декораций, реквизита, костюмов, грима. Нужно использовать шанс взглянуть на свою организацию со стороны – увидеть образ корпорации как кинообраз. Дать членам коллектива почувствовать свой повседневный мир как волшебный продукт решения художественной задачи.
Кстати, не факт, что реальность кино должна в деталях повторять документальную жизнь. Мы однажды в качестве элемента дресс-кода (это была одна из заявленных корпоративных ценностей) одели всех работников в домашние тапочки с логотипом компании. Гротеск, да. Но в то же время – символ. Домашнего уюта, семейной атмосферы на рабочем месте.
По поводу локаций. Как мы знаем, одним из приемов, позволяющий сделать из ролика медиа-вирус, мем, является обыгрывание уже ставшего медийным образа или символа (например, лабутены из клипа группировки «Ленинград»).
Подобным образом мы использовали однажды интерьер киноплощадки полнометражного фильма. Мы привели коллектив компании в локацию, в которой еще вчера снимали фильм по произведениям Гоголя, одели людей в те же костюмы, использовали тот же грим и те же парики, что и профессиональные актеры. Даже осветительные приборы работали те же самые!
Это, к сожалению, не сработало с таким хайп-эффектом, как мы ожидали. И фильм полнометражный вышел в прокат поздно, и событием в медиа-сфере он не стал.
Но сама идея рабочая. Если удастся найти заказчика и снять ролик в локациях и костюмах сериала «Ликвидация 2», который в этот раз будет сниматься не в Одессе, а в России, это будет «бомба»!
Уроки актерского мастерства как инструмент тимбилдинга и тренинг личностного роста
На этом этапе – в большом кино он называется предпродакшн – коллектив работает по следующему плану.
На один час творческая команда собирается на актерский тренинг. Специально разработанный для бизнес-рынка актерский тренинг состоит, в первую очередь, из ряда упражнений на командообразование и «чувство локтя». Затем идет обучение актерским приемам, которые, по сути, развивают навыки презентации – сценический голос, логику речи, пластику, внимание, сензитивность (чувствительность). Эти качества призваны научить человека чувствовать себя комфортно в кадре, не бояться микрофона и камеры. Очень полезные в жизни качества, особенно для публичного человека, которым является любой человек бизнеса по определению. Интервью, сьемка, выступление перед аудиторией, переговоры. Во всех этих ситуациях пригодятся навыки актерского мастерства.
После часа тренинга команда разбивается по группам.
Операторская группа рисует раскадровки, определяет стилистику и приемы съемки.
Художественный цех изготавливает или закупает реквизит, готовит костюмы по размерам героев, оборудует локации к съемкам.
Режиссерская группа репетирует с актерами – «разводит» мизансцены.
Идет увлекательная подготовительная работа.
Хочется сказать – и это очень важно – этот подготовительно-репетиционный период ценен сам по себе. Даже если бы потом не случилось никакого фильма, мы уже имеем великолепный командный тренинг и ликбез в области съемок. Однажды, по просьбе заказчика, мы даже составили для организации методичку: «как перестать бояться интервью и полюбить видеокамеру». По итогам подготовительного периода члены коллектива, поработав в съемочной группе на разных позициях, поняли технологии, работающие в этой индустрии, и научились как минимум правильной коммуникации с тележурналистами и видеооператорами. Во всяком случае, они точно не будут теперь ставить некорректные задачи работникам медиасферы.
Съемочной период как творческое корпоративное развлечение
Подготовительный период закончен. Начинается самое интересное – съемки. Если все подготовлено правильно, съемочный период для короткой формы (вирусный ролик, короткометражный фильм, социальный клип) занимает от одной до трех смен.
Это время творческого веселья. Транс, активный отдых, вдохновение, коллективная медитация. Креативный экзамен, закрепляющий все освоенные навыки.
Сергей Эйзенштейн как-то сказал: «Кино – это монтаж аттракционов». Так оно и есть. Каждая сфера кино, взятая сама по себе, – это аттракцион на фоне повседневной жизни. Костюмы – аттракцион! Одежда, особенно непривычная для актера-любителя, чрезвычайно влияет на пластику и манеру поведения.
Любой сценический грим (тем более пластический) вообще повод осознать себя другой личностью. То есть, еще не ступив на съемочную площадку, просто надев костюм и загримировавшись, уже ощущаешь дух приключения!
А каскадерские трюки! А общение с пиротехниками! Аттракцион покруче американских горок.
Сейчас в процессе производства находится заказ для одной службы доставки. Там придумали просто сумасшедшую историю, где главный герой – курьер. И этот курьер по ходу доставки сталкивается со всеми возможными трудностями, которые только могут случиться в большом мегаполисе – от аварии до попытки ограбления. Ребята получают просто колоссальный кайф от работы со сценами стрельбы, взрывов и погони. Потому что они работают с классной командой профессиональных каскадеров и оружейников, которые еще вчера ставили боевые сцены в российских блокбастерах, завтра улетают в Китай работать в международном проекте, а сегодня ставят перестрелку и трюки для нашей команды заказчиков.
В общем, съемочный период – это каскад аттракционов.
Снимается сцена за сценой. Не обязательно в той последовательности, в какой они стоят в сюжете. Если этого требует производственный план, можно начать с финальной сцены, потом снять начало, а затем середину.
Снимается несколько дублей. Выбирается лучший. Монтажер, который присутствует на площадке, сразу же онлайн «собирает» лучшие дубли на монтажном компьютере. К концу съемок у нас уже готов «черновой» фильм. И на «шапке» – фуршет вечером последнего съемочного дня – мы смотрим отснятый фильм. Пока без цветокоррекции, без графики, без обработанного звука. Но уже готовый в качестве внятной истории.
Постпродакшн – навык коллективного принятия решения
Постпродакшн – это всегда выбор в ограниченных рамках вариантов. Варианты дублей, варианты монтажа (тот или иной порядок рассказа истории), варианты цвета, варианты спецэффектов.
По сути, происходит работа, как в голливудских фокус-группах. Коллективное вынесение решения. Каждый член команды должен поставить баллы за то или иное решение и обосновать почему. Происходит открытое обсуждение итогов и окончательный выбор финального облика продукта.
На самом деле, здесь стоит открыть профессиональную тайну. Мы не знаем, как это происходит в западной индустрии, но в российском кино фильм рождается несколько раз. Сначала на стадии сценария. Говорят, в американской индустрии продюсеры подписывают со сценаристами соглашение, что ни строчки в утвержденном финальном драфте сценария не будет меняться. Под угрозой штрафных санкций. И за этим тщательно следит гильдия сценаристов.
У нас не так. Может быть, у нас не так много профессионалов в индустрии. А может русские – просто более творческая нация. Как бы то ни было, но факты таковы: сценарий пишется, утверждается и защищается на питчинге в Министерстве Культуры или в Фонде Кино. После того как продюсер выигрывает конкурс, он отправляет прежний сценарий в мусорную корзину. В подготовительный и съемочный период сценарий переписывают много раз. И это второе рождение фильма.
Опытный режиссер снимает много дублей. Набирает максимальное количество материала. И потом, на монтаже, фильм рождается в третий раз. И это может быть совсем другой фильм, чем тот, что был задуман на стадии написания сценария. Но главное – этот фильм иногда получается лучше, чем первоначально придуманный.
В нашем случае это означает, что на стадии монтажа мы можем собрать несколько разных фильмов. Иногда это происходит в буквальном смысле. Команда утверждает продукт в виде нескольких роликов. И просит запустить в постпродакшн их все. Чаще волевым решением одну из версий утверждает руководитель. Но в любом из случаев перед вынесением вердикта очень тщательно изучаются материалы работы фокус-групп.
Повышение лояльности как сопутствующий эффект распространения вирусного контента «своими руками» (хайп через сетевые сообщества)
Фильм готов. Это настоящий коллективный продукт – выстраданный, включающий в себя личный кусочек жизни, каплю души каждого из участников. И распространение его никогда не будет формальным актом дистрибуции. Каждый участник захочет поделиться им – «Смотрите, какую крутую вещь мы замутили!» «Поглядите, как мы весело и удивительно живем!». В сетях, в кругу семьи и знакомых, в любых сообществах и субкультурах, в которых человек существует за пределами работы, он будет пиарить этот фильм. Для него это личное. Человек гордится тем, что он сделал.
Это и есть та живая лояльность компании, гордость за свой коллектив, ощущение своей работы как моральной ценности – все то, за что так бьются продвинутые HR-ы.
Автор статьи — Олег Денисов, Режиссер, сценарист, креативный директор компании Kino-Party
Источник — https://1ps.ru/blog/business/2019/kinotimbilding-dlya-biznesa/