Тенденции на рынке труда в 2020 году будут определять два навыка — soft skills и критическое мышление. РБК Тренды вместе с тренерами АРТы и АТ РСМ собрали подборку по тому, как развивать «гибкие навыки».
Что такое Soft Skills и почему это важно
В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).
Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.
Еще в 2017 году Google провела внутреннее исследование, чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.
Что в приоритете?
Какие «гибкие навыки» развивать, где использовать и как прокачивать
Вместе с Анной Аполосовой, федеральным тренером Ассоциации тренеров РСМ составили список из 14 важных «гибких навыков», которые помогут не потеряться в будущем. Рассказываем, что это за навыки, где пригодятся и как их развивать.
- Коммуникация
- Критическое мышление
- Сервисность/Клиентоориентированность
- Управление проектами, людьми и собой
- Наставничество и менторинг
- Решение проблем
- Принятие решений
- Эмоциональный интеллект
- Ненасильственное общение
- Управление знаниями
- Работа в режиме неопределенности
- Бережливое производство
- Экологическое мышление
- Самоанализ и саморефлексия
Коммуникация
Коммуникация — это передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Например, приветствие, короткий разговор или покупка товаров в магазине. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В ближайшие десятилетия люди точно будут общаться друг с другом, поэтому навык будет актуальным независимо от изменений способов коммуникации.
Нужно развивать коммуникации в компании? Тогда вам на ОЧНЫЙ ИНТЕНСИВ ШКОЛЫ ВНУТРЕННЕГО КОММУНИКАТОРА!
Книги по теме
Мортен Хансен «Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству»
Марк Роудз «Как разговаривать с кем угодно»
Джим Кэмп «Сначала скажите «нет»
Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон «Переговоры без поражения»
Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду»
Критическое мышление
Критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Мы постоянно находимся в информационном потоке. В нем легко потеряться, потерять фокус внимания или стать жертвой манипуляций. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы.
Как прокачивать. Развивайте логику и наблюдение. Попробуйте определить ролевые модели поведения коллег на работе. Понаблюдайте, как они реагируют на входящую информацию. Учитесь задавать вопросы. Применяйте методики критического мышления на новостях. Например, начните с простых методик проверки информации «5W+H» или IMVAIN:
Книги по теме
Оскар Бренифье «Давай обсудим»
Дайана Халперн «Психология критического мышления»
Винсент Руджеро «По ту сторону эмоций и чувств». Руководство по критическому мышлению
Эрик Ванс «Внушаемый мозг: как мы себя обманываем и исцеляем»
Том Чатфилд «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение»
Клиентоориентированность
Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.
Как прокачивать. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.
Книги по теме
Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»
Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»
Кен Бланшар, Шелдон Боулз «Горячие поклонники. Революционный подход к обслуживанию клиентов»
Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели»
Максим Недякин «Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит»
Управление проектами
Проекты везде. Сделать сайт, построить дом, организовать путешествие — всё это проекты. Вокруг проекта собираются разные люди, например, клиент, помощники, подрядчики, внешние силы в виде государства. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Именно от него зависит, каким получится проект. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов.
Как прокачивать. Представьте свои текущие дела в виде проектов. Обозначьте цель, сроки, этапы. Подумайте, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы. Например, если часто опаздываете на работу, заранее приготовьте одежду и еду на утро или смените маршрут.
Книги по теме
Марк Фостер «Сделай это завтра»
Джефф Сазерленд «Scrum: революционный метод управления проектами»
Дэвид Андерсон «Канбан. Альтернативный путь в Agile»
Николай Товеровский «Управление проектами, людьми и собой»
Том ДеМарко, Тимоти Листер «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды»
Полный текст статьи вы можете прочесть на РБК Тренды