Запросы нашего поколения Y и их зарубежных ровесников радикально различаются. Компания Nielsen выяснила, на что молодежь разных стран обращает внимание при выборе компании-работодателя
Российская молодежь гораздо больше, чем ее сверстники из других стран, стремится к развитию карьеры: для 91% молодых людей возможности карьерного роста имеют первостепенное значение при выборе работодателя, это наивысший показатель в мире, утверждают авторы международного исследования The Nielsen Global Reputation Study 2015. В других странах мира молодежь 1981–2000 годов рождения (поколение Y) больше думает о том, чтобы условия труда были комфортными (86% респондентов) и чтобы работа была интересной (84%). Однако, желая сделать карьеру, молодые россияне гораздо менее требовательны к характеру работы: только 31% российских респондентов сообщили, что ищут прежде всего неоднообразную работу. В Германии и Индии таких оказалось 72%.
В опросе Nielsen участвовали две группы респондентов старше 18 лет: так называемые «лидеры мнений» (социально активные молодые люди старше 18 лет, интересующиеся бизнесом и экономикой) и «будущие таланты» (студенты старших курсов или выпускники вузов с небольшим опытом работы – до 10 лет). Авторы провели 7732 интервью по 25 минут каждое с представителями 17 стран (Россия, США, Канада, Мексика, Франция, Италия, Китай и др.). В России были опрошены 154 «лидера мнений» и 160 «будущих талантов». Как пояснил «Ведомостям» представитель Nielsen, среди опрошенных были интернет-блогеры и молодые специалисты из разных отраслей, влияющих на общественное мнение. «Это молодые люди, чьи суждения используются в качестве экспертных в традиционных СМИ», – сказал представитель Nielsen.
Сидят дома
По данным исследования Nielsen, молодые люди из России оказались одними из самых патриотичных представителей поколения Y. В среднем 49% «будущих талантов» в мире мечтают работать в международных компаниях. В странах БРИКС доля желающих еще выше: в Индии – 73%, в Бразилии – 69%, в Китае – 63%. В России же о карьере в международной компании мечтает только 40% молодых людей. Соответственно, в России больше желающих работать на отечественных предприятиях – 32% против 28% в мире.
По данным исследования, молодежь мира готова к переездам – 39% «будущих талантов» готовы покинуть родину ради работы, а 26% опрошенных готовы переехать в другой город своей страны. В России же молодые люди менее мобильны: 37% респондентов из России заявили о готовности переехать за границу ради работы, а 25% не против переселиться в другой город своей страны. Однако доля тех, кто категорически возражает против переезда за рубеж, в России существенно выше, нежели в мире, – 21% против 13%.
Хотите знать больше, о том, как находить контакт с молодежью в социальных сетях?
Как использовать их активность для решения ваших задач?
Смотрите программу - SMM для HR: ныряем в цифру
Кстати, в рамках курса представлены кейсы таких брендов как: М-Видео, Связной, Билайн, СКБ-Контур, STADA CIS и Чайхона №1
Данные Nielsen верно отражают российскую специфику, говорит Георгий Самойлович, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити». По словам Самойловича, в мире в принципе мало вакансий, подходящих для российских специалистов. К тому же наша молодежь понимает, что на родине сможет заработать больше, чем за границей, поэтому и не рвется уезжать, уверен эксперт. Также молодым людям из России мешает незнание иностранного языка, предполагает Самойлович. На отсутствие желания переехать за границу влияет и то, что отечественные госкорпорации («Газпром», «Роснефть», «Росатом», «Ростелеком» и др.) стали популярными работодателями для молодежи, уверен эксперт. «Многие кандидаты думают, что эти компании более стабильны, нежели далекие иностранные», – сказал Самойлович.
Военное дело и космос
В каких отраслях хочет работать молодежь? Для 57% «лидеров мнений» в мире самыми желанными являются IT-компании. В Индии, например, разработчиками, системными администраторами и менеджерами проектов в IT-фирмы хотят устроиться 72% опрошенных, в Германии – 70%, а в США – 65%. Однако в России число стремящихся найти работу в IT-отрасли оказалось самым низким среди 17 стран – лишь 30%.
Несмотря на то что Россия является одной из кузниц IT-кадров, вузы пока не смогли популяризировать ее должным образом, полагает Александр Шахов, руководитель департамента IT/Telecom и Media кадрового агентства «Юнити», хотя платят в этой отрасли очень неплохо по сравнению с многими другими секторами. Например, по данным «Юнити», в прошлом году рост зарплат в IT оказался наивысшим по сравнению с другими отраслями – 9%. Андрей Онучин, директор по консалтингу, руководитель практики «Социология бизнеса» «Экопси консалтинга», считает, что в России IT-специальности относятся к престижным, особенно в регионах.
В тройку самых нежеланных сфер для трудоустройства, по мнению молодых респондентов из России, вошли жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ, его назвали 28% респондентов), автомобильная промышленность (25%) и здравоохранение (23%). Эти данные, по мнению Онучина, вполне предсказуемы, так как в сознании россиян еще с советских времен ЖКХ ассоциируется с образом дворника-лимитчика или пьяного сантехника, т. е. с низкооплачиваемым, неквалифицированным трудом. Здравоохранение в России непопулярно, потому что находится в затяжном кризисе и непрерывных реформах, говорит эксперт.
А больше всего молодых россиян, согласно исследованию, привлекают нефтегазовый сектор (57% респондентов), авиационное и аэрокосмическое приборостроение (50%) и военная служба (47%). По мнению Шахова, их популярность объясняется тем, что СМИ уделяют этим отраслям много внимания. К тому же именно в этих отраслях больше всего развита практика стажировок для студентов – молодые люди сначала приходят на практику, а после получения диплома устраиваются туда же на работу, предполагает Шахов. По мнению Самойловича, российская молодежь считает эти секторы перспективными, потому что они поддерживаются государством. Молодежь в курсе, что в этих отраслях наблюдается дефицит технических специалистов, да и зарплаты здесь стабильны на фоне стагнации в других отраслях, уверен эксперт.
Социально циничны
Российская молодежь поколения У характеризуется довольно скептическим взглядом на социальную ответственность работодателей. В мире 52% «лидеров мнений» думают, что работодатели развивают корпоративную и социальную ответственность только ради имиджа. Самый высокий уровень скептицизма у итальянской (66%), британской (64%) и немецкой молодежи (64%), россияне занимают пятое место по скептицизму (62%).
Это логично, убеждена Виктория Филиппова, партнер Cornerstone. Типичные ценности поколения Y – гуманизм, социальная активность, стремление к гармонии между карьерой и личной жизнью, бережное отношение к природе. Для них важно служить обществу, чтобы работа приносила реальную пользу людям. Однако молодежь думает, что у российских работодателей иные ценности: благосостояние, здравый смысл, достижение целей, демонстрация власти. Поэтому даже хорошие акции и социальная лояльность работодателей вызывают у молодежи недоверие. Ей кажется, что все это уловка ради дополнительной прибыли, поясняет Филиппова. По ее словам, корпорациям не помешало бы задуматься, что конкретно в корпоративной культуре вызывает раздражение и недоверие у молодого поколения. «Впрочем, молодежи все равно нужно трудоустраиваться, поэтому они
пойдут даже в те компании, которым не очень доверяют на эмоциональном уровне. Но со временем они начнут постепенно влиять на компании, привнося собственные ценности», – убеждена Филиппова.
Источник — газета «Ведомости»