Недавно команда Ривелти.Интранета провела закрытую презентацию результатов исследования «Интранет и диджитал-каналы внутренних коммуникаций: опыт 120 компаний России и СНГ». В этой статье мы расскажем, как обстоят дела с диджитал-каналами ВК по итогам 2020.
Среди 120 участников исследования компании самого разного размера. Большинство — 32% — размером от 1000 до 5000 сотрудников, в 17% работает от 5000 до 10 000 специалистов, еще в 24% от 10 000 до 50 000 человек.
Если распределить всех участников по отраслям то больше всего представителей ритейла 17%, производственных предприятий 17%, ИТ-компаний 15% и банков 15%.
В этом году мы впервые попросили разрешения указать бренды участников. Теперь интранет-специалистам и внутрикомам будет проще защитить перед руководителями необходимость изменений, бюджет или расширение команды, апеллируя к авторитету брендов.
Влияние пандемии COVID-19 на внутренние коммуникации
Произошла переоценка роли ВК. В условиях пандемии необходимость функции «внутренних коммуникаций» стала еще более очевидной, это подтверждают данные исследования. В 80% компаний произошла переоценка роли ВК. Топ-менеджмент в 62% компаний стал лучше понимать значимость внутренних коммуникаций, а в 41% сотрудники стали больше ценить работу внутрикомов.
Переоценку роли ВК в ИТ-компаниях отмечали чаще, чем в других отраслях (91% участников). 75% производственных компаний обратили внимание на то, что топ-менеджмент стал больше понимать важность функций ВК. У 20% компаний ничего не поменялось с оценкой важности ВК. В этот сегмент вошли компании, которые и раньше практиковали удаленный формат работы.
Увеличили ресурсы в подразделениях внутренних коммуникаций. Во время пандемии треть внутренних коммуникаторов смогли быстро решить давно болевшие вопросы. Например, согласование доступа к мобильной версии. Если в обычных условиях это занимало несколько месяцев, то с началом пандемии удалось все согласовать за сутки. Помимо этого в 9% компаний увеличили бюджет внутренних коммуникаций или число сотрудников в отделе.
Появились новые диджитал-каналы внутренних коммуникации в 42% компаний. Прежде всего, это общедоступные инструменты, например, стали активно использовать внешние мессенджеры: каналы и чаты в Телеграме, Вайбере, Вотсапе. Многие активно начали развивать Инстаграм. Компании были вынуждены пойти на использование новых каналов, чтобы сохранить коммуникацию с линейным персоналом, у которых нет доступа к внутренним ресурсам. Это коснулось сотрудников магазинов, курьеров, производственных рабочих.
Интранет стал основным инструментом для работы и коммуникаций в 40% компаний. 25% отметили, что в интранете появились новые сервисы для работы.
Проблемы внутренних коммуникаторов
С выходом на удаленку обострилась борьба за внимание сотрудника в перегруженном информационном пространстве. 55% участников исследования считают это основной проблемой для внутрикомов. Более половины участников отмечают, что для них проблемой стала физическая усталость, эмоциональное выгорание и стресс. Наиболее актуальной эта проблема стала в производственных компаниях — 70% опрошенных. У 43% возникли технические сложности с доступом к каналам внутренних коммуникаций на удаленке, чаще чем у других эта проблема возникала у банков — подтвердили 75% опрошенных.
Позитивные изменения
Несмотря на проблемы, в 2020 году видны три улучшения по сравнению с прошлым годом.
- Увеличивается число сотрудников в команде внутренних коммуникаций
О нехватке сотрудников сообщают 38% компаний, хотя в 2019 их было 54%. Мы считаем, что эти 16% пересекаются с предыдущим графиком, где у 9% компаний увеличили финансирование и ресурсы команды ВК. - Улучшается коммуникация с линейным персоналом
На 10% меньше компаний отмечают недостаточное количество каналов коммуникации с линейным персоналом, 35% против 45% в 2019 году. - Растет качество контента от региональных контент-менеджеров
В 27% компаний проблема качества контента от региональных подразделений менее актуальной. В 2019 о низком качестве контента говорило 35% компаний, а в 2020 — всего 8%.
Хотите создавать контент, от которого не смогут оторваться ваши сотрудники? Тогда приходите на курс «Контент-менеджмент» от Школы ВК!
По сравнению с 2019 годом стало на 11% меньше компаний, которые сталкиваются с несогласованностью контента в разных каналах коммуникации.
Контент в диджитал-каналах
Почти в 50% компаний сотрудники могут сами создавать контент, из них 10% делают это активно, а 7% не понимают, зачем им это делать. Еще в 20% компаний планируют дать сотрудникам такую возможность. Мы ожидаем, что в течение полутора лет в 60-70% компаний сотрудники будут сами создавать контент для интранета.
36% используют контент-план, у 24% есть шаблоны для разных типов контента. Они помогают неопытным контент-менеджерам написать хороший анонс, новость или статью. Меньше 10% пользуются темником с идеями контента и Tone of Voice. О пользе этих инструментов мы писали в статье «Как мы отговорили заказчиков разрабатывать новый интранет и достигли результата через работу с контентом», там есть примеры контент-плана, темника и других инструментов.
Самые популярные диджитал-каналы
В топ-3 самых популярных каналов входят интранет, рассылки и мобильные инструменты. Их используют более 80% компаний. Сразу уточним, что мобильные инструменты — это отдельные приложения, например, для онлайн-обучения сотрудников или подачи заявок в HR, IT, а не мобильная версия интранета.
По сравнению с прошлым годом интранет и рассылки от внутренних коммуникаций поменялись местами. Нам приятно видеть, что интранет стал самым популярным каналом коммуникации, его используют 97% компаний.
Более 70% компаний используют рассылки от подразделений, внешние мессенджеры (Телеграм, Вотсап, Скайп) и внешние соцсети (Фейсбук, Инстаграм, ВКонтакте), видеосервисы вроде Зума или Хэнгаута.
Больше половины компаний оборудованы ТВ-панелями для демонстрации видеороликов. В отличие от корп. ТВ, у них нет централизованного управления и сетки вещания. Корпоративное телевидение используют около 20% опрошенных.
У половины есть мобильная версия интранета или мобильное приложение. Корпоративными мессенджерами (Lotus Notes, Slack, MS Teams) тоже пользуются 50% компаний.
Самые эффективные диджитал-каналы
Интранет и портальные решения. У интранета высокая оценка 4 из 5. Как мы видим, по результатам исследования — это и популярный (97% используют), и эффективный инструмент.
Видеоинструменты. Высокие показатели у видеозвонков. Частично это связано с тем, что появились удобные приложения вроде Зума, неудобные ВКС ушли на второй план.
У популярного инструмента — ТВ-панели (используют 53%) без централизованного управления и сетки вещания самая низкая эффективность в категории. Напротив, там, где есть системность — диджитал сайнедж и корпоративное ТВ — эффективность выше (3,7 и 3,3 соответственно). Рекомендуем владельцам ТВ-панелей обратить на это внимание.
Вертикальные коммуникации. Для коммуникации от компании к сотрудниками 92% используют рассылки. По сравнению с 2019 годом оценка эффективности этого канала почти не изменилась.
Высокая оценка эффективности у пуш-уведомлений — 3,7, хотя используют их всего 22% компаний. Про их эффективность рассказывал Йонас Бладт Хансен на своем выступлении еще в 2018 году. С помощью пуш-уведомлений Arla Food увеличивает прочтение новостей на 80%. Но этот инструмент нужно использовать очень аккуратно, у сотрудников должна быть возможность настроить и отключить пуши.
Горизонтальные коммуникации. Для общения между сотрудниками 73% компаний используют внешние мессенджеры (Телеграм, Вотсап, Скайп) и 50% — корпоративные мессенджеры (Лотус Ноутс, Слак, МС Тимс). Несмотря на разницу в популярности, эффективность у обоих инструментов одинаковая — 4 из 5.
В последнее время многие склоняются к внешним мессенджерам, утверждая, что их не нужно устанавливать, они проще, удобнее и эффективнее, но стоит помнить про высокие риски информационной безопасности в случае их использования. Мы рекомендуем отдавать предпочтение корпоративным мессенджерам, тем более исследование показывает, что эффективность у них одинаковая.
Источник: Ривелти.Абажур