Оказывается, у компаний есть неисчерпаемый ресурс. Это смех.

В Германии создан даже специальный Институт юмора. Его специалисты обучают немецких шефов и сотрудников умению шутить… над собой, коллегами и проблемами.

 

Гёте называл юмор «одним из элементов гения». «Юмор — это ресурс, которым многие компании просто пренебрегают», — уверена Ева Ульман (Eva Ullmann), которая открыла Немецкий институт юмора (Deutsches Institut für Humor) в Лейпциге. Человека с чувством юмора чаще посещают креативные идеи, он не уходит в затяжную депрессию, когда возникают сложности, легче вливается в новый коллектив, да и в целом чувствует себя лучше.

Поэтому неудивительно, что в США и Японии перед тем, как принять человека на работу, его сначала проверяют на наличие чувства юмора – или так называемых humor skills, умеет ли он шутить и смеяться.

В Германии к этой тенденции прислушались. И вот уже на специальных семинарах, проводимых «юмороведами», начальников и их подчиненных обучают, как можно применить юмор в профессиональных целях.

Юмор на верхних этажах…

«Семь из десяти работающих немцев мечтают, чтобы их босс, наконец-то, научился понимать шутки», — рассказывает директор института в Лейпциге Ева Ульман. Однако, по ее словам, сами немецкие шефы к юмору пока относятся с настороженностью. Кто-то считает, что начальство — на то и начальство, чтобы быть серьезным. Кто-то боится потерять авторитет или вовсе превратиться в посмешище. Разубедить их в этом спешат гелотологи, изучающие влияние смеха на организм человека.

В ходе специальных семинаров они показывают руководителям, как можно на практике применить юмор в офисе. «Что мешает награждать сотрудников шоколадкой за удачную презентацию или, например, составлять текущий отчет в виде комиксов? Минимум затрат, а результат превзойдет ожидания», — рассказывает Ева Ульман. Многие начальники, побывав на таком семинаре, приглашают гелотологов в свои компании – проводить смехотерапию уже для подчиненных, чтобы повысить производительность труда в коллективе.

…и среди сотрудников

Рабочий день в Германии длится, как правило, восемь часов. В среднем немец смеется шесть минут в день. По словам Евы Ульман, приглашение принять участие в подобных тренингах многие поначалу воспринимают скептически. Однако цель экспертов в том, чтобы научить людей относиться с юмором к повседневным раздражающим мелочам, подсказать, как можно шутя избежать серьезного конфликта с коллегами, и в конечном итоге добиться максимально комфортной рабочей атмосферы в офисе.

Россиянке Яне, студентке магистратуры дюссельдорфского университета, именно юмор помог в свое время выйти из конфликтной ситуации с коллегами. Девушка работала секретарем в небольшой немецкой фирме и во время обеденного перерыва уходила из кабинета, не закрыв дверь на ключ. Ее коллег это раздражало. И вскоре они решили преподнести Яне урок, но с юмором. «Пока меня не было, они спрятали папку с документами, лежавшую на столе, а мне ничего не сказали. Признались они минут через двадцать, увидев мое отчаяние. С тех пор я действительно все время закрываю дверь на ключ», — вспоминает девушка.

Особенности национального юмора

Сегодня Яна подрабатывает в одном из немецких отелей администратором, ей ежедневно приходится общаться с коллегами и клиентами. «Тот, кто утверждает, что у немцев нет чувства юмора, просто не знаком с их культурой», — рассказывает девушка. На ее взгляд, шутят жители Германии ничуть не меньше. Правда, отмечает она, нередко немецкий юмор отличается грубоватостью — «плоскостью и даже цинизмом».

Иностранцам, работающим в немецких фирмах, рекомендуется соблюдать этикет. По понятным соображениям стоит воздержаться от шуток о национал-социалистическом прошлом Германии, евреях, эмигрантах и религии. Не поймут немцы и шутливые русские высказывания, как: «Эх, старый я маразматик» или «Совсем склероз замучил». Одним словом, шутить – шутите, но соблюдайте правила.

Полезные советы

«С юмором надо обращаться осторожно как с острым ножом: если не умеешь, то сам порежешься и других поранишь», — предупреждает Ева Ульман. И дает несколько советов, как шутить без промахов. Совет первый — для новичков в коллективе: обратить внимание на то, как и над чем шутят коллеги, и постараться не выпадать из общей колеи. Совет второй — опять же для новеньких: хочешь пошутить — начни с себя.

«Тренировать чувство юмора на коллегах допустимо только в том случае, если вы их хорошо знаете и можете предсказать их реакцию», — говорит Ева Ульман. А неудавшаяся шутка может надолго испортить отношения. Так что, если вы в коллективе — новичок, шутите в первую очередь над собой — уж точно не прогадаете.

Совет третий: собственные неудачи надо стараться обратить в шутку. Тот, кто способен с юмором относиться к своим промахам, не только вызывает уважение, но и показывает, что держит ситуацию под контролем. Совет четвертый: критиковать, но шутя. Замечание, сделанное с юмором, не вызовет естественного чувства протеста. И, наконец, самое главное: не забывайте, что чувство юмора есть у каждого, нужно лишь подобрать правильный «ключ». «И еще, — добавляет Ева Ульман. — Не бойтесь показаться смешными, ведь эту роскошь могут позволить себе только по-настоящему сильные личности».

Источник: Сайт dw.de/www.dw.de/

(Visited 57 times, 1 visits today)