Почему одни коллективы светятся драйвом, а другие засасывает рутина?

Некоторые коллективы обладают большей производительностью и продуктивностью, чем другие, без очевидных причин.

Сотрудники двух компаний могут иметь примерно одинаковый опыт и образование, работать на одном и том же рынке, создавать похожие продукты, но одна компания успешна, а вторая – не особенно.

 

Когда рациональных объяснений найти не получается, находятся иррациональные. Понаблюдав за разными компаниями, и в том числе за своей, нам удалось вывести три околонаучных теории, которые объясняют подъем или упадок в работе, взявшиеся ниоткуда. Предупреждаем: эти теории довольно далеки от традиционного менеджмента. Даже мы сами в шутку называем их «корпоративным шаманством», и далеко не все сотрудники воспринимают их всерьез.

Теория нейрохимии

Недавно в результате исследований выяснилось, что у людей при общении в группе вырабатывается гормон окситоцин. Он вызывает чувство спокойствия, снижает тревогу, повышает доверие к окружающим. Тот же самый гормон вырабатывается при коммуникациях в социальных сетях. На эту тему можно провести эксперимент. Длительность распада окситоцина – около 20 минут, и примерно через такой промежуток времени после того, как вы закрыли окошко с Facebook или «ВКонтакте», вам должно захотеться туда снова.

Когда руководители закрывают доступ в соцсети с рабочих мест, они совершают ошибку. Известный западный экономист, специалист в области нейроэкономики Пол Зак в своих исследованиях утверждает, что выброс окситоцина, если он происходит на работе, влияет на повышение производительности, лояльности сотрудников компании и их целеустремленности.

Еще одна занимательная деталь: когда в социальных сетях «лайкают» наши посты, организм вырабатывает другое вещество – нейромедиатор допамин. Он служит важной частью системы поощрения и появляется в организме, когда нам приятно или когда мы вспоминаем о том, как было приятно. Таким образом, на уровне физиологии нам нравится не только общаться примерно так, как это делают в кругу друзей или в социальной сети, но и получать обратную связь. Зная эту особенность, компании поощряют дружеское общение в коллективе – личное или в социальных сетях.

Теория мемов

Там где происходит активное общение и брожение идей, возникают мемы. Мем – единица культурной информации. Это символы и образы действия, передаваемые от человека к человеку. Платежи через интернет-банки и приложения, «лайкание» в социальных сетях – все это мемы нашей технологической эпохи.

Помимо этих «больших» мемов, в компаниях есть «малые». Например, в «1С-Битрикс» есть мем «секси, няшно, мимими», который используется всеми для описания продуктов. Коротко рассказать, что это значит, почти невозможно – нужно описать ситуацию.

Бывает, что веб-студия начинает подробно обсуждать с клиентом проект интернет-сайта. Клиент приходит и начинает говорить дизайнерам под руку. Можно тут покрасить зеленым? Можно тут написать побольше? В итоге получается рациональный, правильный, но совершенно не «няшный», не сексуальный и не «мимимишный» продукт. Ты его понимаешь, но пользоваться им не хочется. Так вот, когда мы в компании говорим «секси, няшно, мимими», всем понятно, о каких качествах продукта идет речь.

Другой «малый мем» становится понятен тем, кто знает анекдот про барина и мужика.

Барин приезжает в удаленное поместье. Там у него управляющий – Иван. Утром они идут на рыбалку, потом в баню, доходят до реки, а там грязь. Барин говорит: «Ну ты бы мостки бы кинул, чтобы можно было пройти, не замочившись». Иван отвечает: «Да-да, конечно».

Возвращается барин на следующий год. Снова рыбалка, баня, река, а мостков нет. Барин молча поворачивается, со всего размаха бьет Ивана в ухо и уходит. На следующее утро идет на рыбалку, а там – мост расписной.

– Вань, почему сразу-то нельзя было сделать?

– Твердой команды не было, барин!

Эта фраза произносится у нас в коллективе, когда надо быстро описать типичную проблему в коммуникациях. А вообще у каждой компании есть свой набор подобных мемов. По нашим наблюдениям, продуктивнее та компания, у которой их больше.

И «большие», и «малые» мемы двигают прогресс вперед. Мы отбираем, распространяем и изменяем мемы, и в жизнь входят новые идеи. Мемом может стать неожиданная мысль, высказанная в курилке. А со временем она же может стать продуктовой стратегией, как в случае с нашим «няшно, секси, мимими», или продуктом, перевернувшим рынок, как с компьютером Mac.

Энергетическая модель

Людям нравится работать в свое удовольствие. А это в том числе значит создавать что-то ценное и полезное. Никому не понравится делать ненужный отчет, чтобы руководитель после просмотра сразу отправил его в корзину. Ведь на подготовку документа ушла куча энергии.

Вообще работу компании можно представить как обмен энергией. Руководители отделов и генеральный директор принимают энергию сотрудников, чтобы направить ее на достижение цели. При этом если руководитель правильно обращается с этой энергией, то даже неудача станет результатом, потому что он вернет коллективу энергию – даст сотрудникам ощущение законченности. Умный руководитель не будет терять оптимизма: «Мы хотели сделать что-то полезное, но не туда стреляли. Меняем цель!»

Руководитель должен возвращать сотрудникам их энергию, напоминая о том, что они делают важное дело, находятся на пути достижения важной цели, и сколько до нее осталось. Сами по себе сотрудники этого не увидят.

Когда ты представляешь себе работу компании как энергетический обмен, то можешь избежать двух распространенных проблем менеджмента. Первая – связана с тем, что руководитель вдруг перестает забирать энергию сотрудников. Цель отличная, все полны энтузиазма, а гендиректор в отпуске или просто не дает своим сотрудникам обратной связи. Это верный путь к провалу.

Вторая проблема – когда в компании появляется «черная дыра». Основатель компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов еще называл их «старичками». Это сотрудники, которые «забронзовели» и перестали отдавать энергию, они только принимают ее и тратят на свои собственные цели.

Ясно, что от «черной дыры» надо избавляться. Случается, что директора годами боятся уволить из компании «хорошего человека», потом все-таки решаются, и… вся компания вдруг делает долгожданный рывок.

Источник: Сайт slon.ru/http://slon.ru/biz/989994/

(Visited 546 times, 1 visits today)