Над чем смеются разработчики Dodo IS?

Недавно я подумала, что «хочу смеяться пять минут» и стала вспоминать рабочие приколы. Чем больше я смеялась, тем больше понимала, что сущность мемов сложнее, чем кажется. В итоге я написала эту статью, ставшую целым околонаучным изысканием. Под катом немного теории и самые закостенелые мемы Dodo Pizza Engineering.

Итак, приступим. В первых трёх главах будет много текста, а картинок не будет совсем. Поэтому, если вам сразу хочется узнать, над чем же смеются инженеры в Dodo – просто листайте в самый низ истории. Для более усидчивых и терпеливых я подготовила сводку научно-популярной информации.

Начну свой рассказ с того, что биоинформация состоит из генов, а культура состоит из мемов.

Хотите узнать, как сделать ваши коммуникации по-настоящему эффективными и научиться использовать инструменты с пользой для бизнеса? Тогда приходите на курс «МЕНЕДЖЕР ПО ВНУТРЕННИМ КОММУНИКАЦИЯМ». Ближайший поток стартует уже 24 апреля.

Меметика и её основы

А вы знали, что существует раздел научного познания под названием «Меметика»?

Меме́тика – теория содержания сознания и эволюции культуры, построенная по аналогии с генетикой и биологической теорией эволюции Дарвина и берущая начало из концепции мема, предложенной биологом Ричардом Докинзом. Сторонники меметики описывают её как подход к эволюционным моделям передачи культурной информации на основе концепции мемов.

А мем – это единица культурной информации. То есть, по сути, мемом можно считать буквально всё, что передаёт реплицируемую информацию от человека к человеку, от картинки в интернете до религии.

Так как мемы аналогичны генами, для них стали характерными те же процессы:

  1. Естественный отбор. Мем, как социальное явление, не может существовать сам по себе, вне глаз и умов смотрящих. Чтобы мем жил, развивался, распространялся, множился ему нужны зрители. Зрителей меньше, чем мемов. Поэтому происходит простой эволюционный процесс естественного отбора, в котором, как правило, побеждает сильнейший, смешнейший, злободневнейший.
  2. Мутация. Это стойкое изменение в меме. Как и все мутации, изменение может быть спонтанным или индуцированным. К спонтанной удачной мутации мема можно отнести классический случай, когда к эрративу «Превед» прирос «Медвед» и получился старый добрый, всеми любимый «Превед, медвед».
  3. Искусственная селекция. Профессиональные мемоводы проводят осознанную селекцию, любители действуют наобум, и тоже получается неплохо. Например, Упоротого лиса в компании Киану Ривза я бы отнесла к результатам плодов профессиональных селекционеров. А вот Упоротого лиса на руках у Ждуна скорее к ожидаемой селекции со стороны любителей.

Несмотря на то, что у меметики есть отец-основатель, сообщество, исследования, публикации, методология, наука до сих пор не получила официальное одобрение от всемирного научного сообщества, потому что:

  • нет чёткого определения объекта исследования (меметики относят к мемам слишком широкий спектр явлений, буквально всё);
  • слишком буквальная аналогия с генетикой (не знаю, почему так нельзя, возможно, это не очень нравится генетикам).

Корпоративная меметика

Любой коллектив – это особая экосистема, состоящая из огромного количества законов, последовательностей, отношений, группировок, метаконструкций и всего такого.

Если задуматься, то мало-мальски стабильное сообщество хотя бы из 2 человек мгновенно обрастает мемами. В них участники ссылаются на прошлые события, вызывающие сильные эмоции, или просто воспоминания, которые можно в полной мере разделить только внутри сообщества. Весёлое высказывание или картинка не могут стать мемом до тех пор, пока их не начнут повторять. Получается отличный способ сплочения сообщества через переживание совместного опыта и эмоций снова и снова. Именно поэтому новые, только набирающие силу мемы, часто идут в комплекте с предысторией, чтобы дать читателю/зрителю возможность пережить тот самый «первый раз».

Забавно, что катализатором появления мемов в любой группе могут стать как позитивный, так и негативный опыт, главное, чтобы никто уже не принимал ситуацию близко к сердцу. Эти размышления заставили меня иначе взглянуть на пословицы и поговорки – это ведь мемы прошлого!

Корпоративные мемы – неотъемлемая часть жизни современного общества, они рождаются там, где средний человек проводит больше трети своей сознательной жизни. Они выступают местечковым фольклором, могут делиться на отдельные диалекты (от отдела к отделу), быть тайной меткой только для особо посвящённых, а также служить бездонным ресурсом для сплочения коллектива.

Но, несмотря на распространенность и неотвратимость явления, корпоративные мемы очень редко покидают среду, в которой родились. Это досадное упущение мы исправим – поделимся с хабровчанами нашими сокровищами.

У нас в Dodo Pizza Engineering мемы цветут бурным цветом, даже есть два внутренних канала-вместилища мемов и шуточек (один без цензуры, второй (для особо нежных) с цензурой и без мата), которые мы специально выделили, чтобы не мешать рабочему процессу.

Какой от них прок

На первый взгляд кажется, что мемы – создания плюс-минус легкомысленные, поверхностные. Однако, если присмотреться получше, выясняется, что они выполняют кучу функций и вывозят на своих хрупких плечиках некоторое дерьмо всякое.

Полезные функции мемов

  1. Коммуникативная. Иногда люди просто общаются через мемы или передают важную информацию в лёгком и доступном виде. Просто как часть предложения или, например, коротко и ёмко о том, как делать не нужно.
  2. Самовыражение, самоидентификация. Кто-то шутит, чтобы напомнить об ошибках прошлого, а кто-то, чтобы напомнить о себе, показать на что способен, продемонстрировав всю глубину своего креатива.
  3. Передача эмоций. Человечество никогда не устанет изобретать способы передать свои эмоции, стараясь сделать это максимально коротким и выразительным способом. Несмотря на то, что стереотипный мем должен быть смешным, эмоциональные мемы чаще других могут быть основаны на негативе и быть совсем не веселыми. Но это не мешает им занимать прочную позицию в сердцах людей.
  4. Культурная. Мемы, являясь средством передачи культурной информации, могут создавать определённую культурную среду, в которой «варится» конкретный человек или целый коллектив. Среда уже влияет на человека – вырабатывается определённый взгляд на разные события, вещи, явления.
  5. Тревожно-сигнальная. Способ рассказать о том, что беспокоит. Здесь тоже немаловажную роль играет эмоциональная окраска. Она позволяет быстро оценить наличие проблемы, а обёртка в виде мема обеспечивает скорость передачи и обработки сообщения.
  6. Тимбилдинг/возможность ощутить себя частью компании. Т.к. люди – существа глубоко социальные, им необходимо ощущать принадлежность к какой-либо группе. Этого можно добиться, предложив подходящую шутку тем, кто способен по достоинству её оценить. Кроме того, мемы, завязанные на узкую группу – способ адаптироваться в ней. Новичок, изучая мемы, понимает, какая атмосфера царит в группе, насколько эта группа близка к нему в культурном плане, и сможет ли он влиться в неё.
  7. Защитная реакция психики/разрядка эмоциональной напряженности. Удобно, когда можно излить всё, что накопилось, в виде мема, однако такой способ разгрузки часто граничит с токсичностью и вместо смеха может привести к конфликту, так что будьте аккуратны.

Ну а теперь наконец-то пришло время для того, ради чего всё и затевалось – для мемасов Dodo Pizza Engineering. При подготовке ни один инженер не пострадал, если не считать слёзы и колики серьёзными повреждениями.

Внутренние мемы Dodo Pizza Engineering

Мем про аниме.

Мем про аниме начался со старого видео, где одна группа подростков докапывается до другой с аргументацией «Чё, пацаны, аниме???». Эта фраза стала у нас супервирусной. Её применяли и просто так, и ко всему, что относится к аниме, но чаще всего, чтобы навести побольше кипишу.

Со временем диапазон применения фразы расширялся, и в один прекрасный момент произошёл перелом. Когда один из сервисов не выдержал повышенной нагрузки, прозвучало заветное: «Чё, пацаны, хайлоад?»

С тех пор «Чё, пацаны, {ваше слово}?» означает эпик фейл в реализации или подготовке к {ваше слово}.

Мем про Владивосток, твари.

Когда мы запускали первую Федеральную Рекламную Кампанию, у наших пиццерий было вполне солидное присутствие в рамках страны, но 100% покрытия, конечно, не было, как, впрочем, и сейчас. Поэтому мы понимали, что где-то реклама будет стрелять вхолостую и может генерить негатив у клиентов вне зоны доставки. Реклама была ориентирована на мобильное приложение, поэтому все шишки сыпались в отзывы GooglePlay и AppStore:

И вдруг среди отзывов попался настоящий крик души, который никого не оставил равнодушным:

Понятное дело, что разработчики не могут самостоятельно и в короткие сроки открыть пиццерию в далёком Владивостоке. Но такова цена обманутых ожиданий клиентов. Цитатка быстро разлетелась внутри Dodo Pizza Engineering и настолько зашла, что мы натравили слак-бота на фразу «статус Владивостока»:

Мем долго гулял по команде, пока, наконец, не свершилось долгожданное событие:

Мем про жабку.

Большая часть контента в наших мем-чатиках – просто мемы из интернета, но иногда и они задерживаются и становятся частью коммьюнити. Так произошло с жабкой:

Именно с этой картинки всё и началось. Со дня первого поста жабки не прошло ни одной среды без её упоминания.

Ну а что было дальше, читайте сами:

Источник: habr

(Visited 940 times, 1 visits today)