Сегодня мы с вами поговорим о фейках, о видео , о виртуальной реальности и доверии. И даже немного о Переписи населения. Пожалуй, с последнего и начнем.

15 октября по 14 ноября на территории России проходит Всероссийская перепись населения, которую проводит Росстат. Она была запланирована еще в 2020 году, но из-за карантинных ограничений была перенесена на 2021 год. Ситуация с заболеваемостью за это время лучше не стала.

Возникает законный вопрос – что делать с текущими ограничениями? Но как отмечают представители Росстата, переносить и откладывать перепись уже невозможно, проще тогда отказаться от Переписи вообще. Но проводить ее нужно. Поэтому Росстат агитирует всех проходить ее удаленно, например на сервисе «Госуслуги» ( https://esia.gosuslugi.ru/ ). Но тем не менее и в вашу дверь могут постучаться живые переписчики.

В интернете и СМИ вы найдете массу высказываний на темы: нужна ли нам перепись и что делать, когда Перепись (и переписчик) приходит непосредственно в ваш дом?

Сервис SuperJob недавно провел опрос и выяснил, что ухудшение эпидемиологической обстановки увеличило число отказов от участия в Переписи в 1,5 раза.

За две недели отказывающихся участвовать в переписи стало больше в 1,5 раза, причем чаще всего игнорировать Перепись собираются антипрививочники. Если две недели назад игнорировать Перепись населения собирался каждый пятый, то сегодня — уже 3 из 10. Стало меньше не только тех, кто планирует принять переписчика у себя дома (16 и 11% соответственно), но и тех, кто хочет переписаться онлайн (58 и 52%).

Последняя цифра повергает меня в законное недоумение: как законный страх перед заболеванием, желание или не желание делать прививку, влияет на ваше участие в виртуальной переписи? Хотя мне не понятно как ваше участие в виртуальной переписи может отразиться на вашем эпидемическом статусе

Зачем вообще нужна Перепись?

Ведь в государстве есть масса официальных баз данных? Бери и работа!

Однако не все так просто. Думаю, ни для кого не секрет, что официальные базы данных часто содержат не полную информацию или вообще не дают нужной информации для анализа и последующего принятия решений. Например – данных о маятниковой миграции, семейном статусе или реальном уровне доходов и трат домохозяйств.

В нынешней переписи есть ряд вопросов, ответов на которые в принципе нет ни в базах МВД, ни других министерств и ведомств и уж тем более на Госуслугах. Например, о национальности и языке. Есть вопросы, связанные с тем, где человек живёт, не по регистрации, а по факту.

Например, в Москве и Санкт-Петербурге есть огромное количество людей, которые приезжают на работу из области, тратя 2–3 часа в сутки на дорогу.

Это нагрузка на инфраструктуру, на дорожную в том числе. Это нужно понимать для того, чтобы планировать развитие дорожного хозяйства. Думать о том, где строить больницы и школы. Понимать, как сделать так, чтобы повысился образовательный уровень и инвестиционный потенциал региона.

В идеале – честный гражданин честно рассказал государству о себе. Взамен честное государство меняет условия жизни этого гражданина к лучшему.

Например регионы, которые дали максимально подробную информацию о себе, получают потом дотации на развитие инфраструктуры, социальных проектов, демографических проектов.

По мнению организаторов Переписи , собранные данные помогут составить реальную картину ущерба от пандемии COVID-19, и положить эти данные в основу последующих действий государственных органов. Больше информации о Переписи вы найдете на сайте Всероссийской Переписи населения 2020-21 https://www.strana2020.ru/

Как это относится к нам, к коммуникаторам, которые работают внутри компании?

Все просто. То, как люди реагируют (или не реагируют) на Перепись населения, как государство её продвигает, какие решения, на основании полученных данных, будут приняты, полностью, как в капле воды, отражается внутри нашей компании. Будем объективны. Люди ведут себя примерно одинаково дома, и на работе. Принимая важные решения исходя из одних и тех же установок.

Мы с вами проводим ежегодные исследования. И от того, насколько люди захотят или не захотят в них участвовать, от того насколько честную и полную информацию они предоставят, прямо зависит качество сделанных выводов и принятых нами решений внутри компании. Так же точно, как правильность и своевременность государственных программ и корректировка их, зависит от данных, полученных в ходе Переписи населения.

Какие выводы мы можем сделать?

Первое. В Переписи нужно участвовать. Сделать это просто, нужно зайти на сайт ГОСУСЛУГ https://esia.gosuslugi.ru/  и дать максимально полные ответы.

Второе. Когда вы будете проводить исследование внутри компании, помните, что наши люди даже говоря о собственном будущем не хотят раскрывать реальную информацию. Следовательно, вам нужно сосредоточиться на том, чтобы данные ваших сотрудников, были максимально защищены. А они, участники вашей корпоративной Переписи, получали максимально количество плюшек и бонусов за участие. и одновременно понимали, что будет происходит с полученными результатами и какие решения компания примет по итогам проведенного исследования.

А теперь продолжим разговор о ДОВЕРИИ. Ведь для того, чтобы убедить людей участвовать в корпоративном опросе вовлеченности или национальной Переписи населения, мы выпускаем массу агитационных материалов и различных коммуникаций, которые должны подтолкнуть людей к участию. Убедить их в том, что это полезно и безопасно.

А вот склонны ли они прислушаться к нашим убеждениям? И чему люди верят на самом деле?

К сожалению, наши коллеги и сограждане в целом, тотально недоверчивы , и одновременно, часто становятся жертвами фейков.

Сегодня, когда большинство коммуникаций перемещается в визуальный спектр, будь это фотография, инфографика , видео или виртуальная реальность , перед авторами коммуникации стоит вопрос: «Насколько люди поверят им?».

Ведь доля фейков неуклонно растет. Правда, появились они не сейчас. Так, подделывать фотографии люди взялись сразу же как только появилась сама технология съемки. И делали это задолго до изобретения Photoshop-а весьма изобретательно. Создавались подделки из разных побуждений: во имя идеологии, для манипуляций общественным мнением и просто ради невинного розыгрыша.

Например, после убийства Авраама Линкольна СМИ не хватало «героических» снимков бывшего президента. И тогда художник Томас Хикс взял портрет Джона К. Кэлхуна и заменил его лицо на Линкольна. А также поменял текст на бумагах, которые лежат на заднем плане.

Другая история известного фейка берет свое начало в невинном розыгрыше. Две девочки- из британской деревни Коттингли хотели доказать родителям, что феи существуют. Они вырезали картинки из книги, прикрепили их к дереву и сделали несколько неплохих фотографий. Мама одной из девочек состояла в Теософском обществе и показала снимки своему руководителю. Снимки пошли по рукам. Появились статьи, проводились лекции и обсуждения. Информация дошла даже до Артура Конана Дойла, который писал статью про фей. До конца жизни он думал, что фото — это правда, хотя расследование доказало факт подделки.

В СССР в 30–50 гг. 20 века из фото- и киноматериалов «стирали» неугодных людей. Так, чтобы снимки соответствовали текущей политической повестке. Самый известный пример – это исчезновение изображения Льва Троцкого из фото- и кинохроник, и даже живописных картин. Для изменения снимков использовали скальпель, клей, краски и аэрограф.

Что уж говорить о последнем времени, где фото и видео материалы обрабатываются с помощью специальных программ и искусственного интеллекта (ИИ)? Качество таких фейков очень высоко, и отличить подделку от реальных съемок простому пользователю часто невозможно.

Возникает законный вопрос: можем ли мы верить тому, что публикуют газеты, социальные сети и другие медиа?

Чтобы продемонстрировать опасность дипфейков для создания фальшивых новостей, BuzzFeed создал фейковое обращение Обамы (https://www.buzzfeed.com/craigsilverman/obama-jordan-peele-deepfake-video-debunk-buzzfeed ), в котором он якобы сообщил, что злодей Киллмонгер из «Черной пантеры» был прав, а Дональд Трамп — «настоящий засранец».

А бельгийская социалистическая партия Vooruit сделала дипфейк Трампа (https://twitter.com/vooruit_nu/status/998089909369016325 ), чтобы привлечь внимание к изменению климата. В своем «выступлении» бывший президент призывал отказаться от Парижского соглашения по климату.

Такие случаи становятся все более частыми и активно используются для манипуляции общественным мнением.

Каждый день растет риск утечки наших личных данных через материалы, которые мы сами публикуем в социальных сетях. У Facebook большой отдел занимается AR и VR. Последние очки Facebook Ray-Ban Stories могут снимать видео от первого лица. Идея проекта в том, чтобы научить систему понимать всё, что делает человек за день. Создавать настоящую видеохронику дня. И потом использовать ее в социальной сети, для расчетов алгоритма действий пользователя.

С одной стороны мы рискуем стать жертвой манипуляций , а с другой – создается отдельный, виртуальный мир, живущий по своим законам. В котором никто ни к чему, не относиться с должной степенью серьезности.

Как же нам, коммуникатором, использовать эту новую реальность, фото и видео образы в сообщениях?

Мне кажется нужно соблюдать здоровый баланс между реалистичностью и защищенностью. Для подтверждения достоверности коммуникации я всегда рекомендую использовать фотографии и видео реальных сотрудников. А с другой стороны, я советую серьезно подумать над использованием вымышленных персонажей, маскотов. Ведь от выдуманного персонажа, никто не ждет подделанных действий или фейков. Просто потому, что он с самого начала – не настоящий ? К тому же маскот может озвучить, что не могут позволить себе реальные люди, и конечно добавит в ваши коммуникации юмора. Подумайте об этом.

Важно. Используя в корпоративных коммуникациях фотографии и видео реальных сотрудников, вы должны получить от них письменное согласие на использование персональных данных. Таковы требования текущего законодательства.

На этом мой сегодняшний пост завершен. Встретимся на следующей неделе.

Ваша Анна Несмеева

(Visited 67 times, 1 visits today)