За годы своего существования тимбилдинг претерпел множество изменений. В прошлом большинство людей думали о нем только как о ежегодном собрании компании, еще одном мероприятии конца года, отмеченном в календаре. Но вскоре стало совершенно ясно, что это нечто большее. Поэтому уже сейчас есть множество новых форматов и инструментов, направленных на укрепление человеческих связей внутри рабочих групп и повышение вовлеченности сотрудников.

Тимбилдинг — это не про совместный просмотр кино или и даже не про заказ вкусняшек в офис перед выходными. Это важнейшая комплексная часть управления персоналом, требующая серьезного и профессионального подхода. Давайте разбираться в её тонкостях:)

На самом деле тимбилдинг (англ. team – команда, building – строительство, создание) представляет из себя комплекс мероприятий, предназначенных для создания командного духа среди сотрудников организации, сплочения коллектива. Основная задача — повышение работоспособности и эффективности персонала, улучшение взаимодействия между ними, что положительно влияет на улучшение бизнес-показателей.

В отдельных случаях тимбилдинг если не жизненно необходим, то 100% полезен:

  • отсутствует мотивация: когда сотрудники отсиживают время на работе, тимбилдинг может открыть для компании новые перспективы;
  • организация меняет структуру: слияние, перераспределение функций отделов, то есть когда старые модели взаимодействия оказываются сломанными, а новые еще не сформировались;
  • внутри коллектива есть затяжные конфликты среди сотрудников (как между отдельными людьми, так и между смежными подразделениями);
  • новая компания создана и команда набрана, но по сути она не является таковой, поскольку еще нет модели взаимодействия.

Совпадение хотя бы с одним из этих сценариев уже является тревожным звоночком для руководителя команды. Если выявить все красные флаги вовремя, то во многих случаях преодолеть трудности можно быстро и безболезненно. Главное, не оставлять их без внимания.

Факторы, влияющие на эффективность командообразования:

Системность. Одно спортивное соревнование в глобальной перспективе ничего не изменит. Важна регулярность.
Подготовка. Если участники не понимают цели мероприятия и задач, которые им необходимо решить, не стоит ждать невероятного результата.
Выбор подходящего формата. Если он вызывает негатив, эффективность стремится к нулю.
Обратная связь. Важно держать руку на пульсе и понимать, что думают ваши сотрудники. Можно проводить открытый или анонимный опрос, чтобы узнать об удачных и провальных моментах и учесть их на будущее.

И да, мы прекрасно знаем, как трудно бывает понять, чего же хочет наша целевая аудитория и какие ей предлагать форматы. Но эксперты курса «Event-менеджер» знают всё о мероприятиях, которые «заходят». А также помогают увеличивать вовлеченность сотрудников и превращают коллектив в команду.

Какими бывают тимбилдинги?

Командообразование может выступать в различных форматах, каждый из которых имеет свои особенности и направленность на достижение той или иной цели. Формирование сплоченной команды требует, чтобы ее члены понимали, доверяли и уважали друг друга. Чтобы облегчить этот процесс, мы предлагаем комбинировать типы мероприятий по формированию команды.

Коммуникативный тимбилдинг

Работая в команде, ваши сотрудники должны сообщать о своих потребностях, открыто обсуждать важные моменты, оперативно обмениваться обновлениями по проектам. Наличие сильных коммуникативных навыков особенно важно, если ваша команда полностью или частично работает удаленно. Ведь общение — залог успеха.

Вот несколько простых идей для мероприятий по развитию коммуникативных навыков у участников коллектива:

Рисование спина к спине
Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. У первого игрока в руках готовая картина или рисунок, а у второго — чистый лист бумаги и письменные принадлежности. Первый игрок должен рассказать историю или описать напарнику картину, а и тот должен попытаться нарисовать описанную сцену. В конце оба игрока кладут картинки рядом и сравнивают их.

Эта простая игра проверяет способности участников слушать и давать указания. Как правило, второму игроку не разрешается задавать уточняющие вопросы во время рисования. Но вы можете изменить это правило и позволить игрокам вести диалог во время игры вместо односторонней беседы. Возможно, вы даже захотите провести игру в обе стороны, используя две разные картинки, и оценить, будут ли в итоге изображения более похожими, если игрокам разрешить переговариваться во время игры.

Другой способ сказать
Это игра, в которой игрокам предлагается придумать синонимы и альтернативные способы произнесения фраз. Один игрок начинает раунд, произнося словосочетание. Другие игроки предлагают похожие фразы, пока не закончатся варианты.

Например, если исходная фраза звучит как «конец рабочего дня», можно предложить такие варианты: «пора домой», «отработали», «время отдыхать», «счастливый час» и т.д.

Упражнение может быть либо соревнованием «кто дольше всех продержится», где побеждает тот игрок, который дольше всех продолжает отвечать, либо игроки могут работать вместе, придумывая фразы. Смысл игры в том, чтобы показать, как много различных способов может быть для выражения мысли.

Спортивный тимбилдинг

Если вы занимались спортом, то, возможно, помните, что физическая активность — это отличный способ сплотить коллектив. Этот принцип применим и к вашим коллегам. Главное достоинство сценариев со спортивно-соревновательной составляющей – объединение командных усилий для достижения общей победы. Дополнительным преимуществом является тот факт, что члены вашей команды выйдут из этих мероприятий с улучшенным здоровьем. Но тут главное не переусердствовать и подобрать максимально подходящий для разных сотрудников формат. Не олимпийских чемпионов же готовите!

Вот несколько крутых идей спортивных ивентов для сплочения коллектива:

  • игры в пейнтбол или лазертаг;
  • гонки на картингах или квадроциклах
  • по пересеченной местности;
  • игры на выживание;
  • марафоны и забеги;
  • прохождение веревочных трасс.

Ну и кто сказал, что спортом можно заниматься только в зале или на стадионе? Офис для этого тоже вполне подходит. Среди возможных конкурсов: гонки на офисных креслах, баскетбол с использованием мятой бумаги и мусорных корзин и т. д. Дешево, сердито, и очень весело!

Социальный тимбилдинг

Сегодня благотворительностью занимаются многие компании, и некоторые пошли еще дальше и начали привлекать к волонтерству своих сотрудников. Это помогает не только сплотить коллектив и повысить лояльность своих подчиненных, но и продемонстрировать высокую социальную ответственность бизнеса, существенно повысив его рейтинг и узнаваемость.

Идеи для корпоративного тимбилдинга с социальной составляющей могут быть самыми разными, среди них:

  • субботник в парке или сквере;
  • коллективная посадка деревьев;
  • волонтерство в приюте для детей или животных.

Интеллектуальный тимбилдинг

Это отработка командных взаимодействий через специальные конкурсы и викторины, квизы или квесты. Сотрудники должны объединиться в команды для достижения поставленных целей, научаться оперативно решать задачи, находить разгадки запутанных ситуаций и самое важно, слушать друг друга. Такие мероприятия помогают выявить лидеров среди участников, сделать анализ проблем взаимодействия и коммуникации между сотрудниками.

Гибридные и виртуальные мероприятия

Самой большой революцией последних лет стало онлайн-командное строительство, которому мы все «обязаны» пандемией. Хотя работа на удаленке постепенно сходит на нет, что точно может остаться с нами надолго, так это онлайн-формат мероприятий.
В этом плане все инструменты, которые были разработаны или укреплены во время пандемии, будут полезны для расширения сферы применения традиционных мероприятий по командообразованию.

Можно предложить сотрудникам:

  • тим-кофе;
  • многопользовательские онлайн-игры;
  • онлайн-квизы;
  • бизнес-игры;
  • мастер-классы.

Важно помнить

Если ваше мероприятие прошло неудачно, не стоит посыпать голову пеплом или делать вывод о том, что тимбилдинг — не для вас. Прежде всего, необходимо разобраться в причинах ошибок. Проблема в сценарии или в организации? Не хватило ресурсов или просто неудачно выбрано время? Чтобы выяснить причину, лучший вариант — о получить фидбэк: провести в коллективе опрос. В зависимости от результатов, вы сможете скорректировать организацию процесса, к примеру, доверить ее специализированной фирме, изменить формат, количество и состав участников и так далее.

Важно понимать, что тимбилдинг является лишь одним из инструментов формирования команды. Совместный ивент может стать эмоциональной точкой в этом процессе, но он точно не является панацеей от токсичной атмосферы в коллективе.

Тимбилдинг помогает лучше узнать коллег, выявить общие ценности. Но если после ивента коллеги вернутся к негативным сценариям поведения, которые уже стали нормой, то пользы от такой меры не будет. Так что подходим к этому вопросу комплексно.

(Visited 216 times, 1 visits today)