В течение многих лет компании полагались только на деньги для мотивации своих сотрудников, но сегодня деньги — это еще далеко не все. Большое значение приобретает признание и инвестиции в развитие персонала. И, хотя, согласно общепринятому мнению, человек работает для того, чтобы заработать деньги, а потому самым эффективным стимулом является достойный оклад, на самом деле финансовая мотивация имеет краткосрочный эффект. Деньги не всегда дают нам лояльность, тщательное выполнение работы или эффективную работу в команде. Поэтому нематериальная мотивация персонала играет в этом вопросе ключевую роль. Важно лишь подходить к вопросу грамотно. Как? Об этом читайте далее.

Людей интересуют не только деньги

Финансовые блага повышают удовлетворенность работой, что приводит к большей вовлеченности, но только на начальном этапе. Сегодня стали гораздо важнее новые системы мотивации сотрудников, основанные на долгосрочных отношениях и целях. Так, исследование Harvard Business Review показало, что грамотно и своевременно выстроенная система мотивации побудила 66% сотрудников не увольняться с работы. Речь идет о разных стимулах: от частого признания и похвалы, до публичного чествования сотрудников и создания комфортных условий труда.

Но у каждого человека свои приоритеты. Чтобы понимать потребности людей, нужно держать руку на пульсе и регулярно привлекать работников к опросам о том, как они оценивают состояние микроклимата компании. Это отличный способ наблюдать за общим настроем и психическим состоянием коллектива. Когда рабочая атмосфера становится дружественной, все работают эффективнее, значит зарабатывают больше, а стрессуют меньше.

Естественно, зарплата может играть решающую роль, но это больше относится к отдельным сотрудникам, которые в силу разных обстоятельств или личных причин вынуждены работать исключительно ради денег. Но для большинства очень важны коллектив, атмосфера на рабочем месте и интересные рабочие задачи.

Хотя программа нематериальной мотивации тоже выливается в определенные затраты для компании, в целом она дает гораздо бОльший эффект, чем расходы на выплату денежных премий. Важнейший дополнительный фактор — подбор персонала с внутренней самомотивацией, ведь энергичные, активные и инициативные сотрудники — залог успеха.

Какие есть виды?

К нематериальной мотивации относятся все те стимулы, благодаря которым сотрудник чувствует себя важным членом команды и, как следствие, готов работать больше и лучше. Каждая компания имеет свои возможности в отношении того, что она может предпринять для стимулирования работы, и это составляет основу целой системы комплекса нематериальных стимулов, которую она должна выбрать и определить для себя сама, исходя из собственного опыта и основных направлений своего развития. Есть ключевые виды:

Социальная мотивация — это про возможность карьерного роста и профессионального развития, ощущение собственной профессиональной значимости.

Психологическая мотивация — это комфортные, равные и здоровые отношения с коллегами и руководством, сплочение коллектива. Здесь применяются разные методы:

Моральная мотивация — чувство собственного достоинства в компании, уважение со стороны коллег и начальства, похвала и признание заслуг. Выражается в виде:

  • почетных грамот
  • устной похвалы
  • занесения на Доску почета (да-да, привет из нашего советского прошлого)

Организационная мотивация — комфортное рабочее место, гибкий рабочий график, возможность работать удаленно из дома и так далее. Еще важно

  • оснащение рабочего места современной техникой
  • наличие помещения для отдыха
  • обеспечение питания

Мотивация сотрудников — дело тонкое. О том, как в текущей обстановке поддерживать внутри компании здоровый микроклимат и помогать сотрудникам сохранять мотивацию, мы подробно поговорим с ведущими экспертами в области внутренних коммуникаций на курсе КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА — РАБОТАЕТ. Старт курса — 1 апреля:

Это не про разовую акцию

Чтобы нематериальная мотивация персонала давала хорошие результаты, к ее разработке и внедрению нужно подходить системно. Но создание системы — процесс индивидуальный, и ее разработка основывается на целях, задачах и условиях каждой конкретной компании. Пока не существует универсального правила, которое можно было бы применить для всех — от банковских служащих до работников склада, тем не менее, есть несколько общих рекомендаций:

  • Обозначьте проблемы, которые должна помочь решить нематериальная мотивация. Чаще всего это низкая производительность, текучесть кадров и т.д.
  • Проведите исследование. С помощью специальных анкет, опросов или других методов необходимо узнать, в каких нефинансовых стимулах нуждается коллектив. Не забывайте учитывать сотрудников всех отделов.
  • Выберите методы и их последовательность на основе проведенной работы, сопоставив задачи с пожеланиями коллектива.
  • Закрепите разработанную систему, сделайте ее прозрачной и доступной для сотрудников.
  • Запускайте и тестируйте. Через определенный промежуток времени нужно проанализировать результаты. Если они не устраивают руководство — пробуйте и подбирайте другие методы или совершенствуйте уже имеющиеся на основе обратной связи от сотрудников.

Плюсы и минусы нематериальной мотивации

Помните, что согласно пирамиде Маслоу, самые высшие ценности развития и самореализации невозможны без удовлетворения базовых потребностей в сытости и безопасности. А их создают в основном материальные стимулы.

Что интересного у крупных компаний?

DreamWorks

После завершения крупного проекта компания устраивает вечеринку для всех сотрудников. Так руководство отмечает их тяжелый труд и вклад в общее дело. Помимо отдыха, расслабления и чувства вознаграждения за проделанную работу, сотрудники также получают возможность пообщаться, поделиться своими творческими идеями и достижениями, что влияет на сплочение коллектива.

Screwfix

Раз в неделю этот крупный британский ритейлер товаров для дома дает возможность сотрудникам высказать свое мнение руководству на абсолютно любую тему — от стиля руководства до советов по запуску нового продукта. Так компания демонстрирует заинтересованность в мнении сотрудников, а также предоставляет им возможность быть услышанными.

Legal monkeys

Юридическая фирма Legal Monkeys использует различные методы нефинансовой мотивации, но одним из самых интересных, пожалуй, является Доска почета, или Доска благодарности. Любой сотрудник может написать на ней пожелание или комплимент другому сотруднику. Тот, в свою очередь, может вывесить это послание на своем рабочем месте или стереть надпись, написать свою и таким образом распространить позитив дальше.

Независимо от того, в какой сфере вы развиваете свой бизнес, мотивируйте сотрудников не только деньгами! Что это дает работодателю? Лояльность, продуктивность и выполнение работы на высшем уровне, создание настоящей команды, которая готова решить любую задачу!

(Visited 207 times, 1 visits today)