Мы всегда с нетерпением ждем праздничные выходные, будь то новогодний период или время майских праздников. Это всегда отличная возможность отдохнуть от работы, расслабиться, пересмотреть любимые сериалы, провести время с близкими. Но, как и всё хорошее, эти дни подходят к концу, и чувство радости и веселое настроение уступают место постпраздничной хандре. Давайте разбираться, как помочь себе и коллегам настроиться на рабочий лад и вернуться к привычному ритму жизни безболезненно.

Что за зверь такой «постпраздничная депрессия»?

Одно из исследований Американской психологической ассоциации показало, что отпуск помогает большинству работников улучшить самочувствие и повысить производительность труда. Но есть одно «но»: у 40% опрошенных эффект длится всего несколько дней после возвращения к привычному рабочему ритму жизни.

Первые рабочие дни после затяжных выходных — это всегда огромный стресс для организма. Хоть и кажется, что прошла всего какая-то там неделя, и что вообще может измениться, но в реальности, когда отдых позади и нужно возвращаться к рабочим задачам, начинает проявляться то, что называют постпраздничной депрессией или хандрой. Обычно это состояние сопровождается подавленностью, апатией, тревожностью, бессонницей, сложностями с концентрацией. Это не только бьет по продуктивности сотрудников, их состоянию и самочувствию, но также негативно влияет и на атмосферу внутри всего коллектива.

При чем явление это массовое: в рамках исследования компании Zapier, 87% людей признались, что испытывают беспокойство при возвращении на работу после отпуска. Участники опроса также выделили основные причины такого состояния:

  • Возвращение к рутине, 37%
  • Доделывание накопившихся дел, 31%
  • Напряженная обстановка, 27%
  • Столкновение с кучей непрочитанных писем/сообщений, 26%
  • Чувство перегруженности плотным графиком, 25%

Не знаете, как выстроить эффективную систему мотивации и вовлечь сотрудников в жизнь компании? Регистрируйтесь на онлайн-курс «Менеджер по внутренним коммуникациям», за 1,5 месяца вы прокачаете свою экспертизу во внутрикоме и разберете все ключевые темы с экспертами-практиками.

Кстати, важная ремарка для руководителей: часто именно в этот период сотрудники принимают решение об увольнении. Особенно, если длительный отдых пришелся на «знаковые» моменты, к примеру, на Новый год. Почему? Не в последнюю очередь из-за желания резко изменить жизнь. Так что не спешите закручивать гайки и требовать выполнения годового плана уже в первые две недели января..

Как же тогда быть? В этот период любой контроль со стороны руководителя может стать триггером и отправной точкой прощания с сотрудником. Если вы хотите сохранить свою команду — позвольте вернувшимся с отдыха людям немного замедлиться. Сократите рабочую нагрузку до минимума, не спешите начинать новые проекты, не принимайте сложных решений и не ставьте жестких дедлайнов.

Для тех, кто и сам переживает сложный процесс постпраздничной адаптации у нас тоже есть несколько универсальных советов.

Общайтесь с коллегами

Совместный завтрак или обед — отличная возможность обменяться впечатлениями, посмотреть фотографии и узнать, кто как провел выходные. Это напомнит, что вы — команда. Разговоры о праздниках и досуге помогут справиться со стрессом и ввести всех в курс того, что происходит в компании. Общение с коллегами не займет много времени, но может сделать первую неделю после длинных выходных более переносимой.

Начинайте с малого

Небольшие задачи после праздников даются легче, чем крупные проекты планы. В первые дни можно разобраться с накопившимися в конце года рутинными делами. Например, можно привести в порядок свое рабочее пространство. Даже если вы оставили чистый стол перед выходными, есть шанс, что после возвращения вы быстро обрастете отчетами, заметками, документами и нераспечатанной почтой. Потратьте немного времени, чтобы разобраться во всем, пометить важные документы для последующих действий и выбросить отчеты, которые больше не актуальны. Это поможет избежать ощущения неопределенности.

Не бросайтесь в дела с головой

Всегда хочется как можно скорее разобраться с делами. Помните, что разобрать завалы, накопившиеся с конца прошлого года, за один день не получится, а вот устать и потерять мотивацию — более чем реально. Для начала определите список дел на ближайшее время и начните выполнять его с небольших, в идеале творческих, задач. Старайтесь организовать максимально комфортный и гибкий режим, чтобы организм не испытывал стресс из-за резкой смены режима: чаще делайте небольшие перерывы и не перерабатывайте хотя бы в первую неделю.

Прокачивайте тайм-менеджмент

После длительной паузы бывает очень трудно заставить себя концентрироваться на рабочих задачах. Поэтому для самых прокрастинирующих советуем известную методику Pomodoro (или «метод помидора»).
.
Работает это так:

  1. Вы составляете список активных задач, которые нужно сделать в ближайшее время (неделя/месяц).
  2. Из списка выбираете те, которые хотите и можете сделать сегодня.
  3. Ранжируете задачи на день от самой важной до наименее приоритетной.
  4. Выбрали первую? Включаете таймер на 25 минут и вперед!
  5. Через 25 минут сделайте перерыв в 5-10 минут. Спустя 4 таких вот подхода сделайте полноценный перерыв в 20-30 минут.
  6. Повторяйте пункты с 4 по 5, пока не закроете все задачи из вашего списка на день.

Так вы сможете концентрироваться на поставленных задачах в течение длительного времени и при этом будете давать мозгу передышку. Кстати, сделали для вас небольшой Pomodoro трекер, который вы можете распечатать и использовать каждый день.

Ищите приятные моменты в каждом рабочем дне

То, что праздники позади, совсем не значит, что началась сплошная рутина и веселью больше нет места. Ищите приятные моменты в каждом рабочем дне. Купите мандарин или печенья и угостите коллег, предложите провести первое совещание в игровом формате. Новая красивая чашка на рабочем столе, обновленные канцелярские принадлежности, свежий календарик, фотография с близкими на столе — все это маленькие приятные детали, которые поднимут настроение.

(Visited 31 times, 1 visits today)