Управление проектами — это процесс планирования, организации и контроля выполнения проекта. Оно необходимо для того, чтобы достигать поставленных целей и своевременно решать возникающие проблемы. А специалист, который отвечает за то, чтобы проект был реализован правильно и точно в срок — менеджер проектов.
Для начала разберемся, что же такое “проект”. Проект — это это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Ключевые идеи здесь — это ограничение по времени и уникальность. Этим проект отличается от процесса — регулярных действий, которые выполняются для достижения повторяющихся результатов.
Если вы выпускаете еженедельную газету для сотрудников — это процесс. А вот если вы запускаете мобильное приложение в компании- это проект.
В HR и внутренних коммуникациях управление проектами может быть использовано для создания системы обучения персонала, разработки системы мотивации сотрудников, организации корпоративных мероприятий и внедрения новых технологий в работу компании.
Кто такой менеджер проектов?
Это специалист, который отвечает за руководство проектом. Он работает над достижением поставленных целей и решает возникающие проблемы.
Успех проекта во многом зависит от квалификации и личностных навыков менеджера. Помимо базовых знаний по методологиям управления, нужно хотя бы на среднем уровне разбираться в предметной области самого проекта.
Вот еще некоторые качества, которыми должен обладать менеджер проектов:
Организационные навыки
Необходимо уметь эффективно планировать свою работу и работу команды, распределять задачи между участниками проекта, контролировать выполнение работ и обеспечивать эффективное взаимодействие между ними.
Коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров
В ходе проекта менеджеру придется общаться со многими людьми: заказчиком, командой и другими заинтересованными сторонами. Он должен уметь ясно выражать свои мысли, слушать и понимать потребности других людей, находить общий язык с разными типами личностей.
Аналитические способности
Для достижения поставленных целей нужно принимать взвешенные решения на основе анализа данных. Поэтому менеджер проектов должен уметь анализировать информацию, выявлять проблемы и находить оптимальные решения.
Гибкость и адаптивность
Менеджер проектов должен быть готов к изменениям в проекте и уметь быстро реагировать на них. Он должен уметь адаптироваться к новым условиям и находить новые способы решения проблем.
Ответственность и самодисциплина
Ответственность за результаты проекта и принятие решений в его рамках лежит на менеджере. Он должен быть дисциплинированным и организованным, чтобы выполнить свои обязанности в срок.
Лидерские качества
Менеджер проектов — лидер команды. Тот, кто вдохновляет и мотивирует своих коллег, направляя их усилия на достижение общих целей проекта.
А можно управлять проектами без специальных знаний и навыков?
Можно. Но скорее всего, такой менеджер потратит много времени впустую, пытаясь организовать работу. В итоге — он все равно придет к уже существующей методологии и начнет выстраивать рабочий процесс по ней.
Про особенности ведения проектов внутренних коммуникаций поговорим на курсе “Проектное управление во внутрикоме”. Научим правильно разрабатывать годовой план работ в рамках внутренних коммуникаций, сформировать и защитить бюджет для проектов. А также — как стать для бизнеса равноценным партнером, а не просто исполнителем. Старт курса — уже 5 августа, присоединяйтесь: